Бухгалтерский учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе управления. Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1. Определение и классификация основных средств 5
1.2. Единица учета основных средств 7
1.3. Формы первичных учетных документов по учету основных 9
средств
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 11
2.1. Учет наличия и поступления основных средств 11
2.2. Учет амортизации основных средств 15
2.3. Учет восстановления основных средств 18
2.4. Учет выбытия основных средств 21
2.5. Инвентаризация и переоценка основных средств 23
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
3.1. Журнал регистрации хозяйственных операций 27
3.2. Оборотная ведомость 29
3.3. Форма №1 «Бухгалтерский баланс» 30
3.4. Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

БухУчет основных средств.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

При бартерных сделках первоначальной стоимостью считается стоимость обмениваемого имущества в оценке, принятой в учете передающей стороны.

В случаях безвозмездного получения  объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе  на дату его оприходования.

Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев:

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции;
  • частичной ликвидации.

Результат (увеличение «+», уменьшение «-») от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации.

 

1.3. ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ  ДОКУМЕНТОВ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

Формы первичной документации для  учета основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. №7. В соответствии с данным постановлением организации обязаны применять следующие первичные учетные документы для оформления операций по движению основных средств:

  • акт о приеме – передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме ОС – 1 для оформления и учета операций приема, приема – передачи объектов основных средств в организации или между организациями;
  • акт о приеме – передаче здания (сооружения) по форме ОС – 1а для оформления и учета операций приема, приема – передачи объектов основных средств в организации или между организациями;
  • акт о приеме – передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме ОС – 1б для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями;
  • накладная на внутренне перемещение объектов основных средств по форме ОС – 2 для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой;
  • акт о приеме – сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств по форме ОС – 3 для оформления и учета приема – сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации;
  • акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме ОС – 4 для оформления пришедших в негодность объектов основных средств;
  • акт о списании автотранспортных средств по форме № ОС – 4а для оформления пришедших в негодность автотранспортных средств;
  • акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств по форме ОС – 4б для оформления пришедших в негодность групп объектов основных средств;
  • инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме ОС – 6 для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации;
  • инвентарная карточка группового учета объектов основных средств по форме ОС – 6а для учета наличия групп объектов основных средств, а также учета движения их внутри организации;
  • инвентарная книга учета объектов основных средств по форме ОС – 6б для учета наличия объектов основных средств малых предприятий, а также учета движения их внутри организации;
  • акт о приеме (поступлении) оборудования по форме ОС – 14 для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств;
  • акт о приеме – передаче оборудования в монтаж по форме ОС – 15 для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств;
  • акт о выявленных дефектах оборудования по форме ОС – 16 для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств.

В соответствии с пунктом 26 Положения  по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:

  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Инвентаризация основных средств  может проводиться один раз в  три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Унифицированные формы первичной  учетной документации по учету основных средств распространяются на юридические  лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных  организаций и бюджетных учреждений).

В формах предусмотрены зоны кодирования  информации, которые заполняются  в соответствии с общероссийскими  классификаторами:

  • управленческой документации – ОКУД;
  • предприятий и организаций – ОКПО;
  • основных фондов – ОКОФ.

В случае необходимости с целью дополнительной систематизации показателей для автоматизированной обработки данных можно вводить дополнительные коды по системе кодирования, принятой в организации.

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.1. УЧЕТ НАЛИЧИЯ И  ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Поступление основных средств в  организацию  происходит в следующих  случаях: в результате приобретения за плату, в порядке нового строительства, на  условиях аренды, в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, безвозмездного получения или дарения путем получения в хозяйственное ведение или оперативное управление, в порядке товарообменных операций, путем получения в хозяйственное ведение или управление и другими способами не противоречащими законодательству.

Для оформления документации на поступление основных средств приказом (распоряжением) руководителя организации должна быть создана комиссия, в составе соответствующих должностных лиц, и лиц на которых предусматривается возложение ответственности за сохранность поступающих основных средств.

Для зачисления в состав основных средств отдельных объектов составляется акт о приеме-передаче основных средств  по форме ОС – 1 в одном экземпляре. Поступление оборудования, не требующего монтажа, оформляется актом о  приеме (поступлении) оборудования по форме ОС – 14.

Приемочная комиссия определяет техническое  состояние и комплектность объекта, его наименование, год выпуска  предприятием-изготовителем или  год постройки, первоначальную стоимость  и другие сведения, позволяющие вести  аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением. Все эти данные отражаются в составляемом акте приемки, к которому прилагается необходимая техническая документация (чертежи, технический паспорт, руководства по эксплуатации и пр.).

Общим актом о приеме-передаче основных средств может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерской службой к учету одновременно.

В процессе организации аналитического учета в пообъектном разрезе  и в случае группового учета однотипных объектов основных средств на основании информации, содержащейся в акте и технической документации (паспорт, спецификации и прочее), приложений к нему, в бухгалтерии открывается инвентарная карточка учета основных средств по форме ОС – 6). Инвентарная карточка учета основных средств составляется ответственным работником бухгалтерии в одном экземпляре.

При принятии объекта основных средств  к учету ему присваивается  инвентарный номер, который проставляется  на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии.

На счетах бухгалтерского учета поступление основных средств  отражается следующими записями:

 

Таблица 1

Отражение в  бухгалтерском учете поступления  основных средств

№ п/п

Содержание  хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

ДТ

КТ

1

2

3

4

Приобретение основных средств  за плату

1

Стоимость полученных от поставщиков объектов основных средств (без НДС)

08

60

2

Суммы НДС по полученным от поставщиков объектам основных средств

19

60

3

Расходы по оплате услуг сторонних предприятий и организаций по доставке объектов основных средств в организацию и доведения их до состояния. В котором они пригодны для эксплуатации (без НДС)

08

60,76

4

НДС с услуг  по доставке объектов основных средств  и доведения их до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации

19

60,76

5

Ввод в эксплуатацию приобретенных объектов основных средств 

01

08

6

Оплаченные  счета поставщиков

60

51

7

Отнесен на возмещение из бюджета НДС по полученным объектам основных средств и услугам сторонних организаций по доставке и монтажу основных средств

68

19

Строительство объекта подрядным  способом

1

Принятие к  оплате счетов подрядных организаций  за выполненные ими строительно-монтажные  работы и оказанные услуги для  капитального строительства (без НДС)

08

60

2

НДС со стоимости  принятых строительно-монтажных работ

19

60

3

Стоимость оборудования, переданного в монтаж

08

07

4

Невозмещаемые в соответствии с действующим  законодательством суммы НДС, подлежащие отнесению на увеличение инвентарной стоимости строящихся объектов

08

19

5

Ввод в эксплуатацию построенного объекта

01

08

6

Оплачены счета  подрядных организаций

60

51

7

Отнесен на возмещение из бюджета НДС по оплаченным  строительно-монтажным работам, по оплаченному и установленному оборудованию

68

19


 

Продолжение таблицы 1

№ п/п

Содержание  хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

ДТ

КТ

1

2

3

4

Строительство объекта хозяйственным  способом

1

Материалы, использованные при строительстве

08

10

2

Заработная  плата работников занятых на строительстве

08

70

3

Отчисления  от начисленной заработной платы  в государственные внебюджетные фонды

08

69

4

Амортизация по объектам Основных средств действующим  на строительстве объекта

08

02

5

Стоимость услуг  вспомогательных производств

08

23

6

Часть общехозяйственных  расходов, непосредственно связанных  со строительством объекта основных средств

08

26

7

НДС со стоимости  СМР по строительству объектов непроизводственного  назначения

08

19

8

Ввод объекта  в эксплуатацию

01

08

9

Начислен НДС со стоимости выполненных работ для собственного потребления

19

68

10

НДС подлежащий вычету в момент принятия завершенного капитальным строительством объекта

68

19

Поступление основных средств в  качестве взноса в уставный капитал

1

Отражена задолженность учредителей по взносам

75

80

2

Выполнение  учредителями своих обязательств по взносам

08

75

3

Сопутствующие затраты по доставке и доведению  объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию

08

60,76

4

НДС со стоимости услуг по доставке и доведению объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию

19

60,76

5

Принятие объекта  к учету (ввод в эксплуатацию)

01

08


 

Продолжение таблицы 1

№ п/п

Содержание  хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

ДТ

КТ

1

2

3

4

Безвозмездное поступление основных средств

1

Стоимость объектов основных средств, полученных организацией по договору дарения или иного  их безвозмездного получения

08

98/2

2

Принятие к  учету объектов основных средств (ввод в эксплуатацию)

01

08

3

Ежемесячное начисление амортизации

20,23,25,26,44

02

4

Одновременно  с начислением амортизации, тождественная  тому сумма относится на внереализационные  доходы

98/2

91

Поступление основных средств по результатам  инвентаризации

 

Приходуются излишки основных средств по результатам инвентаризации по рыночной стоимости

01

91


 

 

2.2. УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества – изнашиваются.  В  соответствии с ПБУ 6/01 износ –  это процесс потери физических и  моральных характеристик объектов основных средств.  Предприятия обязаны ежемесячно начислять износ. Суммы износа, начисленного по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам, согласно установленным нормам включают в издержки производства.  Различают два вида износа: физический и моральный.

Физический износ основных средств является результатом их использования и воздействия внешних факторов, то есть износ происходит  в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных  элементов зданий и сооружений,  а так же  под воздействием различных внешних факторов: влажности, атмосферных осадков и т.д. В результате физического износа утрачивается часть первоначальной стоимости основных средств.

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств