Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:40, дипломная работа
Целью исследования является изучение организации бухгалтерского учета и контроля наличия и движения денежных средств на ОАО "Нива Рязани" и определение тенденций улучшения их использования.
В этой связи поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативные акты, регламентирующие движение денежных средств, а также их структуру, классификацию и оценку.
2. Провести подробный аудит состояния денежных средств в ОАО "Нива Рязани".
3. Выявить тенденции и сформулировать предложения по совершенствованию эффективного использования денежных средств.
Введение
1. Теоретические аспекты учета денежных средств
1.1 Организация кассовых операций
1.2 Открытие и ведение расчетного, валютного и прочих счетов
2. Состояние учета денежных средств в ОАО "Нива Рязани"
2.1 Производственно - экономическая характеристика организации
2.2 Учет кассовых операций в ОАО "Нива Рязани"
2.3 Учет денежных средств на счетах в коммерческом банке
2.4 Совершенствование учета денежных средств в ОАО "Нива Рязани" на перспективу
3. Аудит денежных средств в ОАО "Нива Рязани"
3.1 Теоретическая подготовка проведения аудита
3.2 Проведение практического аудита в ОАО "Нива Рязани"
Заключение
Список используемой литературы
Все операции по валютному счету предприятия регистрируются на основании копий выписок банка, информация в которых по своему содержанию является аналитическим учетом по счету 52 "Валютные счета". К выписке банка прилагаются оправдательные документы, на основании которых сделаны записи по движению валютных средств. К числу таких документов, раскрывающих содержание той или иной операции, могут быть отнесены платежное требование – поручение, заявление на перевод, мемориальный ордер и другие.
Курсовая разница по счету 52 "Валютные счета" выявляется на первое число каждого месяца (или в течение месяца) и относится на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При покупке иностранной валюты организацией обязательно указываются цели ее приобретения, что дает уполномоченному банку основу для текущего валютного контроля за движением валютных средств, пресечения утечки их за границу путем заключения фиктивных контрактов.
В соответствии с заявлением на покупку иностранной валюты резидент переводит в уполномоченный банк денежные средства с указанием, не выше какого курса он намерен приобрести иностранную валюту. Покупка иностранной валюты совершается уполномоченным банком на основании поручения резидента.
Данное поручение резидент сдает в свой уполномоченный банк при наличии отметки исполняющего банка об обоснованности данной покупки валюты. После принятия поручения банк передает резиденту его копию.
Банк-покупатель не позднее трех рабочих дней со дня исполнения поручения (включая день исполнения поручения на покупку) обязан перевести иностранную валюту со своего корреспондентского счета на специальный транзитный валютный счет резидента в исполняющем банке, указанный в его поручении на покупку. Поэтому в текущем учете к счету 52 "Валютные счета" следует открыть отдельный субсчет 3 "Специальный транзитный валютный счет". Снятие наличной иностранной валюты с данного счета запрещено во всех случаях, кроме оплаты командировочных расходов.
Помимо расчетного и валютного счетов организация вправе открывать в банках текущие счета. Текущие счета открывают филиалы и структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс, для ведения текущих расходов – выдачи заработной платы, подотчетных сумм и т.п. Кроме того, организация имеет право открывать особые и иные специальные счета для учета средств целевого финансирования и целевых поступлений, а также чековых книжек, аккредитивов и других платежных документов (сберегательных сертификатов и пр.).
Обособленное хранение таких средств в банках осуществляется для обеспечения надлежащего контроля за их целевым использованием. В синтетическом учете их наличия и движения открывается отдельный счет 55 "Специальные счета в банках", к которому открываются субсчета в разрезе приведенного выше перечня денежных средств в чековых книжках, аккредитивах и т.п.
В расчетах за выполненные работы и оказанные услуги широкое применение получили расчетные чеки, сброшюрованные в отдельные чековые книжки. Они являются бланками строгой отчетности. Для их получения организация предъявляет в банк заявление и платежное поручение по депонированию денежных средств на отдельном лицевом счете. После выполнения данной процедуры и проверки банком представленных выше документов заявителю выдаются чековая книжка и идентификационная карточка. В последней имеется информация содержащая наименование ее владельца, номер счета чекодателя, образец его подписи, а для физического лица – и паспортные данные, наименование банка, выдавшего данную карточку, и его адрес.
В том случае, когда для погашения
сумм по предъявляемым чекам
Независимо от варианта покрытия чеков банк перед их выдачей обязан указать в чеках:
- местонахождение и название банка;
- условный номер банка;
- номер лицевого счета
- предельный размер суммы (
Для получения продукции или
оказания услуг плательщик (покупатель)
выписывает поставщику, транспортной
организации или отделению
Банк проверяет чеки, как по содержанию, так и правильности оформления (соответствие номеров и подписей в чеке и чековой книжке, соблюдение лимита) и сдает их в расчетно-кассовый центр (РКЦ), где они хранятся. Списание сумм со счета владельца чековой книжки (чекодателя) происходит на основании поступивших из РКЦ реестров чеков.
Если лимит по чековой книжке не израсходован, а количество чеков в ней полностью использовано, банк может дополнительно выдать организации новые чеки. Если такая необходимость отсутствует, организация выписывает поручение банку на возврат этих сумм и зачисляет на тот счет, с которого было ранее произведено их списание.
Аккредитив чаще всего применяется при иногородних поставках по соглашению сторон или, по требованию поставщика, как санкция к неаккуратным плательщикам в случаях просрочки оплаты за продукцию при акцептной форме расчетов. Покупатель при этом предъявляет в банк заявление по установленной форме в пяти экземплярах (при пересылке почтой) или в четырех экземплярах (при пересылке телеграфом) с указанием суммы, условий оплаты, номера договора, наименования товаров или услуг, которые должна поставить другая сторона, срока действия аккредитива, наименования поставщика и т.п. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком, т.е. он является именным.
После получения из банка извещения об открытии аккредитива поставщик выполняет свои обязательства в объеме, предусмотренном договором. После этого направляет в банк счет-фактуру и другие отгрузочные документы, которые являются основанием для зачисления суммы аккредитива на расчетный счет поставщика. Аккредитив закрывается по истечении срока его действия.
По требованию покупателя аккредитив может быть закрыт раньше указанного срока, если поставщик не выполнил какие-либо условия договора. Такой аккредитив принято называть отзывным. Различают еще безотзывной аккредитив. Изменение или закрытие его без согласия участников договора не допускается.
Аккредитив выставляется за счет собственных средств плательщика или за счет ссуд банка.
При выставлении аккредитива путем списания собственных средств с расчетного счета организации банк резервирует такие средства на особом счете. Это покрытый (депонированный) аккредитив. В банк поставщика посылается лишь извещение об открытии аккредитива, а деньги остаются бронированными в банке покупателя. Поэтому все расчеты осуществляет банк плательщика, который периодически высылает выписки по аккредитиву с приложением платежных документов.
Если обязательства участников
договора, использующих в расчетах
между собой аккредитив, исполняются
банками, находящимися между собой
в корреспондентских
Аккредитив, как форма расчетов, имеет недостатки. В частности, покупатель лишается возможности проверить правильность счетов поставщика, предъявленных к оплате, комплектность и качество поставки продукции. В то же время его средства "замораживаются" на срок действия аккредитива до его фактического использования.
Синтетический учет аккредитивов ведется на активном счете 55 "Специальные счета в банках": субсчет 1 "Аккредитивы", на основании выписок банка.
Закрытие аккредитива по истечении
срока его действия происходит с
одновременным перечислением
2. Состояние учета денежных
2.1 Производственно-экономическая характеристика организации
Анализируемое предприятие ОАО "Нива Рязани" обладает правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Адрес места нахождения: г. Рязань, ул. Есенина, д.9. Начало финансово-хозяйственной деятельности приходится на дату государственной регистрации 03 апреля 1998г., основной государственный регистрационный номер № 6204206004.
Деятельность предприятия
Бухгалтерский баланс предприятия и отчет о финансовых результатах составлен исходя из требований Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и других нормативно-правовых актов, с учетом всех изменений в законодательстве (Приложение 12,13).
Уставный капитал общества сформирован денежными средствами, полностью оплачен и составляет 100 тыс. руб. (Приложение 11). 51% акций ОАО "Нива Рязани" находится у субъекта Российской Федерации – Рязанская область. Остальными акционерами являются юридические лица – сельхозтоваропроизводители. ОАО "Нива Рязани" имеет ряд дочерних предприятий, среди них наиболее крупными являются ООО "АГРОФИРМА МТС Нива Рязани" в уставном капитале которого принадлежит обществу 100% доли, и ОАО "Рязанский свинокомплекс", владельцем пакета акций в размере 39% которого является ОАО "Нива Рязани".
ОАО "Нива Рязани" является также держателем областного и федерального страховых фондов семян.
Бухгалтерский учет на предприятии
осуществляется централизованно бухгалтерией
как самостоятельным
Срок полезного использования
по основным средствам определяется
на основании Классификации
Начисление амортизации по основным средствам ведется линейным способом.
Малоценные объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 руб., а также книги, брошюры и др. издания списываются в расходы по мере их отпуска в эксплуатацию.
При списании материалов их оценка производится по методу средней стоимости. Предприятие не создает резервы по сомнительным долгам. ОАО "Нива Рязани" определяет налоговую базу по НДС по мере оплаты за отгруженные товары. В целях признания доходов и расходов при расчете налога на прибыль используется метод начисления. В качестве налоговых регистров предприятие применяет таблицы. ОАО "Нива Рязани" в учете хозяйственной деятельности применяет ПБУ-18. В организации бухгалтерский учет автоматизирован, все бухгалтера работают с помощью бухгалтерской программы 1С: Предприятие.
2.2 Учет кассовых операций в ОАО "Нива Рязани"
Для осуществления расчетов наличными деньгами ОАО "Нива Рязани" имеет кассу и соблюдает требования, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Свободные денежные средства организации хранятся в банках г. Рязани (ОАО "Прио-Внешторгбанк", ООО РИКБ "Ринвестбанк", Рязанское ОСБ № 8606, ОАО "Россельхозбанк"). В то же время предприятие хранит с учетом лимита определенную сумму наличных денег в кассе для использования на текущие расходы.
Лимит остатка кассы ОАО "Нива Рязани" согласован с банком, но при необходимости может быть пересмотрен в течение года в установленном порядке.
В расчете на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассы на 2007 год, испрашиваемая и утвержденная банком сумма лимита составила 120 тысяч рублей (Приложение 1).
Сверх лимита наличные деньги в кассе ОАО "Нива Рязани" хранятся только для выплаты заработной платы и пособий, но не более 3 рабочих дней (включая день получения денег в банке). Всю денежную наличность сверх лимита предприятие сдает в банк или выдает по расходному кассовому ордеру под отчет (Приложение 14) лицам, имеющим право на получение денежных средств из кассы организации согласно Приказа (Приложение 2). Подотчетные лица затем отчитываются по авансовому отчету (Приложение 15,16) или возвращают неиспользованную денежную наличность обратно в кассу ОАО "Нива Рязани".
Все хозяйственные операции, проводимые ОАО "Нива Рязани", оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. К ним относятся следующие документы:
- Приходный кассовый ордер,
- Расходный кассовый ордер,
- Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, форма № КО-3;
- Кассовая книга, форма №
КО-4, к ней печатаются вкладные
листы кассовой книги (
Следует отметить, что на исследуемом предприятии не используется Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5).
Квитанция к приходному кассовому ордеру (Приложение 23), оформленная с учетом требований Порядка ведения кассовых операций, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер (Приложение 20,21) остается в кассе.
В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указываются:
по строке "Основание" - содержание хозяйственной операции;
Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций