Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:40, дипломная работа
Целью исследования является изучение организации бухгалтерского учета и контроля наличия и движения денежных средств на ОАО "Нива Рязани" и определение тенденций улучшения их использования.
В этой связи поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативные акты, регламентирующие движение денежных средств, а также их структуру, классификацию и оценку.
2. Провести подробный аудит состояния денежных средств в ОАО "Нива Рязани".
3. Выявить тенденции и сформулировать предложения по совершенствованию эффективного использования денежных средств.
Введение
1. Теоретические аспекты учета денежных средств
1.1 Организация кассовых операций
1.2 Открытие и ведение расчетного, валютного и прочих счетов
2. Состояние учета денежных средств в ОАО "Нива Рязани"
2.1 Производственно - экономическая характеристика организации
2.2 Учет кассовых операций в ОАО "Нива Рязани"
2.3 Учет денежных средств на счетах в коммерческом банке
2.4 Совершенствование учета денежных средств в ОАО "Нива Рязани" на перспективу
3. Аудит денежных средств в ОАО "Нива Рязани"
3.1 Теоретическая подготовка проведения аудита
3.2 Проведение практического аудита в ОАО "Нива Рязани"
Заключение
Список используемой литературы
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции – заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
На весь перечень работ по техническому укреплению помещения кассы и ее оборудованию охранной и охранно–пожарной сигнализацией составляется техническо–сметная документация. При этом в смете расходы отражаются раздельно по источникам финансирования: расходы по текущему и капитальному ремонту относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а расходы по установке и монтажу охранно-пожарной и охранной систем учитывают как капитальные вложения.
Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.
Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.
При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.
В организациях, имеющих большое
количество подразделений или обслуживаемы
В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт инвентаризации наличных денежных средств (Приложение 3). При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с Законодательством РФ. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года). Банк направляет запрос о проведении проверки работы организации с денежной наличностью (Приложение 4), затем организация предоставляет банку необходимую документацию, согласно списка (Приложение 5). По окончанию проверки банк возвращает затребованные документы и составляет справку о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью (Приложение 6).
При несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности (но не распространяется на юридические лица, получающие платеж):
· за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
· за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
· за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.
1.2 Открытие и ведение расчетного, валютного и прочих счетов
Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Посредником при осуществлении этих расчетов является банк.
В банке предприятию для хранения
денежных средств и операций по расчетам
открывают расчетный счет. Расчетные
счета открываются
Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы (Приложение 8):
- заявление на открытие счета установленного образца;
- нотариально заверенные копии
устава организации,
- справку налогового органа о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
- копии документов о
- карточку с образцами подписей
руководителя, заместителя руководителя
и главного бухгалтера с
В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.
В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.
При временном отсутствии печати у
созданной организации
В пятидневный срок банк обязан сообщить об открытии счета в налоговые органы по месту учета налогоплательщика. После открытия расчетного счета и заключения договора о расчетно-кассовом обслуживании клиента (Приложение 7), последний оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Размер стоимости услуг определяется в договоре (Приложение 9), где должны быть предусмотрены сроки их оплаты, но в любом случае не позднее истечения каждого квартала.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным или приравненным к ним документам.
Первичными документами, на основании которых осуществляются операции на расчетном счёте, являются:
· при наличных расчётах – это денежные чеки и объявление на взнос наличными;
· в случае безналичных перечислений – платёжные поручения (Приложение 10.3), платёжные требования (Приложение 10.2), расчётные чеки, аккредитивы, векселя;
При внесении денег на счет банку представляется объявление на взнос наличными (ОВН). Оправдательным документом при этом является квитанция, заполняемая вместе с ОВН, отмеченная банком (Приложения 10.6, 10.7).
Денежные чеки представляются в банк при снятии средств со счёта на выплату заработной платы, пенсии, пособия, командировочные и хозяйственные нужды. Оправдательным документом при этом является корешок, который остаётся в чековой книжке предприятия.
Платёжное поручение является распоряжением клиента на перечисление средств другому предприятию или организации. Оно выписывается на основании счетов-фактур, договоров, актов выполненных работ, накладных, распоряжений бухгалтерии на перечисление налогов и сборов и др.
Платёжное требование-поручение заполняется поставщиком и передаётся покупателю вместе с отгруженной продукцией, а также может пересылаться в банк покупателя для акцепта и взыскания платежа. Оплачивается только при наличии средств на расчётном счёте покупателя и его письменного согласия на полную или частичную оплату.
Платёжные документы выписываются в количестве экземпляров, необходимых банку и всем сторонам, которые принимают участие в расчётах.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из расчетного счета, т.е. перечень произведенных организацией за отчетный период операций (Приложение 10.1). К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием (Приложения 10.2 – 10.9).
В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Наряду с использованием российской валюты организация по роду своей деятельности может совершать отдельные операции в иностранной валюте в расчетах между юридическими лицами – резидентами на основании заключенных между ними договоров (контрактов). Однако перечень таких операций строго ограничен и применяется в следующих случаях:
- проведение расчетов, связанных с получением коммерческого или банковского кредита и его погашением;
- проведение операций по
- осуществление расчетов за транзитные перевозки грузов через территорию России, и пр.
Расчеты с использованием наличной иностранной валюты в стране запрещены и осуществляются только в безналичном порядке, через валютный счет. Для его открытия организация должна обратиться с заявлением в банк, имеющим лицензию ЦБ РФ на совершение операций с иностранной валютой. Такие банки называются уполномоченными.
Операции по наличию и движению валюты отражаются в учете, как по транзитному, так и по текущему валютному счету одновременно в рублях и иностранной валюте.
Движение по валютным счетам резидентов (текущему, транзитному, специальному транзитному) может осуществляться в любой иностранной валюте вне зависимости от того, в какой валюте открыт счет. Иностранная валюта конвертируется уполномоченным банком в валюту, в которой будет осуществлен перевод, по курсу, согласованному с владельцем валютного счета.
По валютному счету отражаются
текущие валютные операции и операции,
связанные с движением
Валютные операции осуществляются в реальной валюте расчетов и платежей и обязательно с пересчетом в российскую валюту – рубль.
Любая операция в иностранной валюте принимается к учету по дате, согласно которой в соответствии с действующим законодательством или заключенным договором у организации возникает право на имущество и обязательства, явившиеся результатом конкретной хозяйственной операции.
Начисление уполномоченными
Разница между отечественной и иностранной валютой в оценке наиболее ликвидной части активов, а также обязательств, называется курсовой разницей. Основанием для пересчета в рубли денежных средств, выраженных в иностранной валюте, может быть изменение курсов иностранных валют, котируемых ЦБ РФ. Результатом пересчета является положительная или отрицательная курсовая разница.
Курсовые разницы принимаются к учету как внереализационные доходы или внереализационные расходы.
Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит кассовых операций