Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:09, курсовая работа
В настоящее время выделяют большое количество видов учета: и бухгалтерский, и налоговый, и управленческий, и производственный. Чтобы достичь каких-то положительных результатов деятельности, каждое предприятие должно обеспечить качественный сбор информации, который будет влиять на принятие управленческих решений, а значит, на эффективность функционирования экономического субъекта. Деятельность предприятия должна начинаться именно с правильной организации учета.
Руководство предприятия должно решить, какие виды учета необходимы для конкретного предприятия, каким образом можно совместить виды учета и другие.
Введение………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета……………………………………..5
1.2 Сущность налогового учета и его роль в деятельности предприятия…….8
2.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Особенность бухгалтерского учета основных средств на предприятии….11
2.2 Особенность налогового учета основных средств на предприятии……….27
2.3 Сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета основных средств: проблемы и направления их решения…………………………………36
Заключение…………………………………………………………………...44
Список использованной литературы……………………………...46
Пункт 1.1 ст.259 Налогового кодекса
РФ с 1 января 2006 г. позволяет в первый
месяц амортизации
Организация должна прописать
в учетной политике свое решение
о применении амортизационной премии
или об отказе от нее. В случае положительного
решения в учетной политике также
надо указать долю от первоначальной
стоимости основных средств, которая
будет списываться
В налоговом учете при
планировании расходов на ремонт нужно
руководствоваться нормами ст.
Расходы на ремонт основных
средств, произведенные
Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.
При принятии решения о формировании резерва предстоящих расходов на обычные виды ремонтов организация должна руководствоваться следующими нормами, предусмотренными п.2 ст.324 НК РФ.
Если сумма фактически произведенных затрат на ремонт в отчетном периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
В случае если на конец налогового
периода остаток средств
В Налоговом кодексе ничего не сказано о том, какой капитальный ремонт является особо сложным и дорогим, поэтому организация может самостоятельно установить для себя критерии сложности и стоимости ремонта, что должно быть отражено в ее учетной политике для целей налогообложения.
Как рассчитать максимальный
размер резерва, прописано в п.2 ст.324
Налогового кодекса РФ. Сначала определяется
средняя величина расходов по ремонту
основных средств за три предыдущих
года. Таким образом, получится сумма
резерва по ремонту основных средств
на текущий год. Затем эту сумму
делят на четыре равные части (или 12
равных частей, если отчетные периоды
по налогу на прибыль равны одному
месяцу, двум месяцам и т.д.). В
результате получается сумма, которую
можно зарезервировать как
Однако это еще не окончательная сумма резерва. Ее можно увеличить за счет отчислений на предстоящие в течение нескольких последующих лет сложные и дорогие виды капитального ремонта, которые не осуществлялись в предыдущие годы.
Если решено создать в
налоговом учете резерв предстоящих
расходов на ремонт основных средств,
лучше всего проделать то же самое
и в бухгалтерском учете. Во-первых,
это облегчит учетную работу, а
во-вторых, поможет избежать отложенных
налоговых активов и
Списание основного средства должно быть оформлено приказом
руководителя о создании ликвидационной комиссии и актом ликвидации основных средств, подписанным членами комиссии. Иначе налоговые органы сочтут, что списание имущества экономически не обоснованно и документально не подтверждено. И как следствие - исключат недоамортизированную стоимость из состава расходов.
Существенные проблемы в
налоговом учете возникают при
продаже основных средств. Часто
встречаются расхождения между
бухгалтерской и налоговой
Когда фирма продает основное средство, накопленные отложенные налоговые активы или обязательства нужно списать на счет 99 "Прибыли и убытки". Этого требуют пп.17 и 18 ПБУ 18/02. Кроме того, надо начислить постоянный налоговый актив или постоянное налоговое обязательство на разницу между бухгалтерской и налоговой прибылью от продажи имущества.
Убыток от продажи основного
средства делят на равные части и
ежемесячно включают их в прочие расходы.
Делают это в течение периода,
который равен разнице между
сроком полезного использования
реализованного объекта и тем
временем, которое он находился в
эксплуатации. В налоговом учете
можно целиком и сразу списать
убыток от продажи только тех объектов,
которые к началу 2002 г. проработали
в организации дольше срока, который
предусмотрен для них Классификацией,
утвержденной Постановлением Правительства
РФ от 1 января 2002 г. N 1. Разница между
этим сроком и временем фактической
эксплуатации у такого имущества
отрицательная. А значит, убыток от
продажи можно полностью
В бухучете убыток от продажи основного средства уменьшает прибыль того месяца, в котором реализован объект (п.31 ПБУ 6/01).
Избежать различий между
бухгалтерским и налоговым
2.3 Сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета основных
средств: проблемы и направления их решения
При проведении операций с объектами основных средств в бухгалтерском учете и в учете для целей налогообложения прибыли существуют некоторые различия. Эти различия касаются состава амортизируемых основных средств, определения их первоначальной стоимости, срока полезного использования, порядка начисления амортизации.
Прежде всего, нужно учесть, что основные средства, приобретенные до 01.01.2002 г., в налоговом учете признаются по восстановительной стоимости, которая сложилась с учетом всех переоценок и отражена в бухгалтерском учете по состоянию на эту дату. Различие в стоимости имеется только по основным средствам, которые были переоценены по состоянию на 01.01.2002 г. более чем на 30% по отношению к их стоимости на 01.01.2001 г. Эти основные средства в налоговом учете в отличие от бухгалтерского признаются по стоимости, увеличенной только на 30%.
Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных после 01.01.2002 г., в налоговом учете (в соответствии с п.1 ст.257 НК РФ) определяется как сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
Однако имеется некоторое различие в признании отдельных видов затрат, связанных с приобретением основных средств. Так в налоговом учете в отличие от бухгалтерского не относятся на стоимость основных средств:
-суммовые разницы, возникшие при погашении кредиторской задолженности перед поставщиками за поставленное имущество в период до принятия их к бухгалтерскому учету (в налоговом учете они относятся на внереализационные расходы или доходы);
-проценты за кредит и по другим заемным средствам, начисленные до принятия основных средств к бухгалтерскому учету (включаются во внереализационные расходы или доходы);
-страховые платежи (образуют определенную группу расходов, связанных с производством и реализацией);
-платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество (входят в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией).
При наличии этих затрат
основные средства будут иметь разную
стоимость в налоговом и
Кроме того, различается стоимость основных средств: полученных организацией безвозмездно, а также внесенных в уставный капитал в том случае, когда их рыночная (оценочная) стоимость отличается от остаточной стоимости у передающей стороны; при этом для оценки основных средств в налоговом учете принимается остаточная стоимость, а в бухгалтерском - рыночная.
Пунктом 8 ст.250 НК РФ предусмотрено,
что основные средства, полученные
безвозмездно, признаются внереализационными
доходами организации исходя из их
рыночной стоимости, но не ниже их остаточной
стоимости для целей
Основные средства, полученные в виде взноса в уставный капитал организации, в целях налогообложения принимаются по остаточной стоимости полученного в качестве вклада в уставный капитал объекта основных средств, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны (п.1 ст.277 НК РФ).
В связи с этим, помимо необходимых для бухгалтерского учета первоначальных документов, при получении основных средств безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал следует взять справку либо другой документ, подтверждающий остаточную стоимость данных объектов по данным налогового учета у передающей стороны.
Это обусловлено, вероятно, тем, что по мнению авторов налогового законодательства, стоимость объекта должна переноситься на расходы один раз и в сумме, которая сформировалась у первого собственника.
Собственного производства,
которая в налоговом учете
определяется, как стоимость готовой
продукции, т.е. в сумме прямых расходов,
а в бухгалтерском учете в
общем порядке, т.е. в сумме всех
затрат, связанных с их сооружением,
изготовлением, доведением до состояния,
пригодного для использования. В
данном случае имеется в виду ситуация,
когда организация в качестве
объектов основных средств использует
изготовленную ею продукцию. Данное
положение не относится к основным
средствам, созданным специально, например,
построенным хозяйственным
Система налогового учета в соответствии с гл.25 НК РФ строится на основе аналитических регистров, где группируются и обрабатываются данные бухгалтерского учета и первичных документов. Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки информации по условиям получения налогоплательщиком имущества, видам понесенных им при этом расходов и возникшим при этом объектам учета.
В соответствии со ст.313 НК РФ
налогоплательщики имеют право
не вести отдельных налоговых
регистров, если данные бухгалтерского
учета соответствуют
Пример: Организация "А"
20 февраля 2010 года приняла к бухгалтерскому
учету объект основных средств на сумму
120 000 руб. со сроком полезного использования
5 лет. Ставка налога на прибыль составила
20 процента. В целях бухгалтерского учета
организация осуществляет начисление
амортизации путем применения способа
уменьшаемого остатка, а в целях определения
налоговой базы по налогу на прибыль -
линейный метод.
При составлении бухгалтерской отчетности
и налоговой декларации по налогу на прибыль
организация "А" получила следующие
данные:
Таблица 2.3.1
Для целей бухгалтерского учета (руб.) |
Для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (руб.) | |
Принят к бухгалтерскому учету объект основных средств 20 февраля 2010 г. со сроком полезного использования 5 лет |
120 000,00 |
120 000,00 |
Сумма начисленной амортизации за 2010 год составила |
48 000,00 (120*0,2*2) |
24 000,00 (120/5) |
Балансовая стоимость объекта основного средства на 01.01.2011 |
72 000,00 |
96 000,00 |
Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии