Бухгалтерский финансовый учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в рамках данной работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ бухгалтерского учета операций по движению основных средств и изучение действующей практики бухгалтерского учета на объекте исследования. Цель может быть достигнута при решении следующих задач:

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность, классификация, оценка основных средств
1.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита сохранности и движения основных средств
2.Бухгалтерский учет движения и сохранности основных средств (на примере ОАО «Пролетарская свобода»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2.Бухгалтерский учет движения основных средств (на примере ОАО «Пролетарская свобода»)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

целый-с исправлениями.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств. Учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием следующих документов:

- Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма ОС-6)-прил 3.

- Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС – 6а);

- Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма ОС-6б).

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке в соответствии с классификацией ОС, утвержденной Постановлением России от 1 января 2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации (структурными подразделениями организации).

В Инвентарной карточке учета объекта основных средств(приложение №2) приведены:

                  Основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования;

                  Способ начисления амортизации;

                  Сведения об индивидуальных особенностях объекта.

В инвентарной карточке указывается также: степень использования основных средств; нахождение в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; нахождение на консервации.

Данные в инвентарных карточках ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Записи при приеме-передаче производятся на основании Актов о приеме-передаче объектов основных средств (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений),ф. № ОС-1, Акт о приеме-передаче зданий (сооружений), ф.№ ОС-1а, Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), ф.№ ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.).

На лицевой стороне указывают: наименование объекта, инвентарный номер, дата принятия к бухгалтерскому учету и дата списания с бухгалтерского учета, сведения об объекте на дату передачи и на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также данные о переоценках и сведения о внутренних перемещениях, выбытии (списании) объекта. На обратной стороне приводятся данные об изменении первоначальной стоимости объекта и затратах на ремонт, а также краткая индивидуальная характеристика объекта.

Поступление, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в Инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.

В организациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также, если они представляют собой сложные инвентарные объекты, имеющие много крупных составных приспособлений и устройств (электромоторов, трансмиссий и т. п.), пообъектный учет можно вести в инвентарных книгах. При использовании в учете компьютеров все необходимые сведения о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм), используемых для управления основными средствами.

На ОАО «Пролетарская свобода» документальное оформление поступления, движения и выбытия основных средств оформляется первичными документами унифицированных форм, утвержденных Постановлениями Государственного комитета  РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7[10]

Ввод объекта в эксплуатацию оформляется актамом по ф. ОС-1 – Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - см. прил. 2

 

На основании акта в бухгалтерии открывается Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6), которая содержит инвентарный номер объекта и основные данные о нем: первоначальная или восстановительная стоимость, срок полезного использования, норма амортизационных отчислений, сумма износа на момент оприходования и др.

 

2.3Учёт поступления основных средств

 

На основанные средства, поступающие по договорам купли-продажи и другим аналогичным документам, организация – покупатель должна получать от поставщика расчётные и отгрузочные документы.

Первичными документами, подтверждающими приобретение основных средств за плату, являются:

- счета и счета – фактуры, подтверждающие расходы, связанные с приобретением, доставкой основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования:

- платёжно – расчётные документы, свидетельствующие об оплате объекта основных средств и всех расходов, связанных с их приобретением, доставкой и т.д(Акт сдачи-приёмки оказанных работ – прил.7)..

Бухгалтерский учет наличия и движения собственных основных средств организации осуществляется на активном счете 01 «Основные средства».

Всякое поступление основных средств в организацию вначале отража­ется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» является калькуляцион­ным счетом, предназначенным для накапливания и суммирования факти­ческих затрат по поступающим основным средствам. Фактические затраты, связанные с приобретением Основных средств за плату, первоначально собираются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»)

в корреспонденции со счетами учета расчетов (счет 60 «Расче­ты с поставщиками и подрядчиками» и счет 76 «Расчеты с разными деби­торами и кредиторами»).

На субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств» учиты­ваются фактические затраты по приобретению оборудования, машин ин­струмента, инвентаря и других объектов основных средств не требующих монтажа.

Фактические затраты, связанные с сооружением и изготовлением ос­новных средств за плату, также первоначально собираются по дебету сче­та 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств») в корреспонденции со счетами учета расче­тов.

На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учиты­ваются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудова­ния, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы предусмотренные сметами, cметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное Строительство (независимо от того, осущест­вляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

При принятии основных средств к учету фактические затраты, учтен­ные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (по соответствую­щим субсчетам), относятся на дебет счета 01 «Основные средства».

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по от­дельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчётности (по видам, местам нахождения и т.д.).

     Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, от­ражаются в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном для учета операций по приобретению объектов основных средств, и учитываются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     При соблюдении всех норм ПБУ 6/01 и требований налогового законодательства хозяйственные операции по приобретению объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учёте следующими проводками:

 

 

 

Журнал регистрации хозяйственных операций по отражению покупки основных средств.

Таблица 7

№ п/ п

Основание хозяйствен­ной операции

Содержание хозяйствен­ной операции

Корреспонденция счетов

 

Дебет (Дт)

Кредит (Кт)

1

2

3

4

5

1.

Отгрузочные документы поставщика

Акцептованы счета поставщиков

08-4

60

2.

Выписка банка по расчетному счету. Бухгалтерская справка.

Отражены регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи в связи с приобретением объектов основных средств.

08-4

68,76

3.

Грузовая таможенная декларация,

Выписка банка по расчетному счету

Отражены таможенные пошлины, аналогичные платежи и невозмещаемые налоги, уплаченные при приобретении основных средств.

08-4

68

4.

№ ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"

Приняты к учету основные средства.

01

08-4

5.

Выписка банка по расчетному счету

Оплачены счета поставщиков за основные средства и расходы, связанные с их приобретением.

60,76

51,52,55

6

Счета-фактуры

Отражен НДС в соответствии со счетами-фактурами поставщиков:

- по приобретенным ОС, предназначенным для производства продукции (работ, услуг);

- по конс и информ услугам, связанным с приобретением объектов основных средств

19.1

60

7

Грузовая таможенная декларация

Отражены суммы НДС, уплаченные на таможне при ввозе основных средств

19-1

68

8

Бухгалтерская справка-расчет

-Отражены отрицательные курсовые разницы по задолженности за основные средства в иностранной валюте.

 

91-2

 

 

 

 

 

 

60,76

60,76

 

 

 

 

 

 

91-1

9

Грузовая таможенная декларация

Счет-фактура.

Предъявлены к вычету суммы НДС:

- уплаченные поставщикам основных средств;

 

68

19-1

10

Бухгалтерская справка-расчет

Положительные суммовые разницы по задолженности за основные средства после принятия объекта к учету отнесены на доходы предприятия

60, 76

91-1

11

Бухгалтерская справка-расчет

Отрицательные суммовые разницы по задолженности за основные средства после принятия объекта к учету отнесены на убытки предприятия.

91-2

60,76

 

              На предприятии ОАО «Пролетарская свобода» используется товарная накладная (приложение №6). Она является первичным бухгалтерским документом, применяемым для оформления перехода права собственности (путем продажи, отпуска) на товар или другие материальные ценности от продавца к покупателю. В накладной указывается наименование (вид) товара, его цена, количество и общая стоимость, а также сумма НДС. Кроме того, товарная накладная должна содержать реквизиты передающей и принимающей сторон, собственноручные подписи уполномоченных лиц, печать организации.

              Бланк товарной накладной содержится в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации под названием - форма ТОРГ-12(прил №6). Он составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организации-поставщика и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр товарной накладной передается покупателю (грузополучателю) и может служить основанием для оприходования этих ценностей и вычета по НДС.

              Необходимым на предприятии считается оформление акта сдачи-приёмки выполненных работ (приложение №7). Актами прежде всего фиксируется выполнение закрепленных в договоре обязательств той стороной по договору, которая является исполнителем. Как правило, именно фиксация данного факта влечет за собой обязанность заказчика по оплате работ (услуг).

В ОАО «Пролетарская свобода» объекты основных средств, а в частности токарно-винторезный станок за рассматриваемый период поступили в результате покупки от поставщика-организации ООО «КАМИ-металл». Покупка оформлялась всеми необходимыми документами, описанными в приложениях.

 

 

 

 

2.4Внутреннее перемещение объектов основных средств

 

Внутреннее перемещение оформляется Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств ОС-2 - см.прил.4 - с указанием наименования структурного подразделения сдатчика и получателя, наименований перемещаемых объектов, даты приобретения (года выпуска, постройки), инвентарных номеров, количества и стоимости единицы.

Перемещение объектов основных средств и его бухгалтерское оформление выполняют в следующем порядке:

1.      Подготовка приказа или распоряжения руководителя о перемещении объектов основных средств;

2.      Перемещение объектов основных средств и оформление соответствующей Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2 (приложение №4)

3.      Подписание Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств;

4.      Передача Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств в бухгалтерию;

5.      Запись о перемещении объекта основных средств в Инвентарной карточке (по форме ОС – 6-приложение №3).

6.      Перемещение инвентарных карточек в картотеке по новому месту нахождения объектов;

7.      Заполнение регистров аналитического и синтетического учета.

              На рассматриваемом предприятии ОАО «Пролетарская свобода» идёт внутреннее перемещение станка токарно-винторезного из структурного подразделения «ЦДД» в структурное подразделение «УГ2УД».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5Учёт выбытия основных средств

 

Объекты основных средств выбывают и списываются с баланса предприятия в результате продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

Выбытие основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» может осуществляться в виде:

  Финансовых вложений в уставные капиталы других организаций;

  Передачи в совместную деятельность;

  Безвозмездной передачи

  Продажи;

  Ликвидации по причине физического или морального износа..

 

Журнал регистраций по учёту выбытия основных средств.

Таблица 8

№ п/ п

Вид операции

Основание хозяйствен­ной операции

Содержание хозяйствен­ной операции

Корресп

ондирую-щие счета

Дебет (Дт)

Кредит (Кт)

1

 

2

3

4

5

1.

Продажа

Акт о приёмке-передаче основных средств

Отражается поступившая выручка от продажи основного средства

62

91-1

2.

Счёт-фактура

Начислен налог на добавленную стоимость

91-2

68

3.

 

Отражается первоначальная стоимость выбывающего объекта

01-2(выбытие)

01

4.

Бухгалтерская справка-расчёт

Списывается накопленная амортизация основных средств

02

01-2(выбытие)

5.

Бухгалтерская справка-расчёт

Списывается остаточная стоимость объекта основных средств

91-2

01-2(выбытие)

6.

Акты приёмки-сдачи работ

 

Отражаются расходы связанные с продажей основного средства

91-2

Счета расходов

7.

Расчёт бухгалтерии

Выявлен финансовый результат от реализации основных средств

 

-положительный

 

-отрицательный

 

 

 

 

91-9

 

99

 

 

 

 

99

 

91-9

 

Выписка с расчётного счёта

Поступили денежные средства от продажи основных средств

51

62

 

В качестве вклада в уставный капитал

Акт о приёмке-передаче объектов основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01-2(выбытие)

01

 

Бухгалтерская справка-расчёт

Списана начисленная амортизация

02

01-2(выбытие)

 

Договор, бухгалтерская справка

Отражена сумма вклада в оценке, установленной договором

58

01-2(выбытие)

 

Бухгалтерская справка

Отражено превышение стоимости объекта основных средств, согласованной учредителями, над его остаточной стоимостью (прибыль)

58

91-1

 

Бухгалтерская справка

Отражено превышение остаточной стоимости объекта основных средств над стоимостью, согласованной учредителями (убыток)

91-2

01-2(выбытие)

 

Безвозмездная передача

Договор,

 

Бухгалтерская справка

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01-2(выбытие)

01

 

Бухгалтерская справка-расчёт

Списана начисленная амортизация

02

01-2(выбытие)

 

Договор, бухгалтерская справка

Списана остаточная стоимость объекта с включением ее в состав прочих расходов

91-2

01-2(выбытие)

 

Ликвидация

 

Бухгалтерская справка-расчет

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01-2(выбытие)

01

 

Расчёт

Списана начисленная амортизация

02

01-2(выбытие)

 

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств,

Бухгалтерская справка-расчет

Списана остаточная стоимость объекта с включением ее в состав прочих расходов

91-2

01

 

Бухгалтерская справка

Списаны убытки по списанию (ликвидации) объекта

99

91-1

 

 

Приходный ордер

Отражены материалы по стоимости возможной продажи, полученные при разборке и монтаже

10

91-1

 

В обмен на другое имущество

Акт о приёмке-передаче объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01-2(выбытие)

01

 

ОС-1,

 

Бухгалтерская справка-расчет

Списана начисленная амортизация

02

01-2(выбытие)

 

ОС-1,

 

Бухгалтерская справка-расчет

Списана остаточная стоимость объекта с включением ее в состав прочих расходов

91-2

01

 

Договор,

 

Бухгалтерская справка

Отражена договорная стоимость переданных в обмен объектов

76

91-1

 

Счет-фактура

Отражен НДС от стоимости объектов

91-2

68

 

 

Акт о приеме-передачи основных средств, приходный ордер и др

Оприходованы основные средства и другие виды имущества, полученные в обмен на основные средства

08(10,58)

60,76

 

Акт о проведении взаимозачета

Произведен взаимозачет обязательств

60,76

76

 

Списание по причине недостач, порчи

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01-2(выбытие)

01

 

Бухгалтерская справка-расчет

Списана начисленная амортизация

02

01-2(выбытие)

 

Бухгалтерская

 

справка

Отражена остаточная стоимость недостающих (полностью испорченных) основных средств,

 

Восстановлен НДС

94

 

 

 

 

 

94

 

 

 

 

 

01-2(выбытие)

 

 

 

 

68

 

Бухгалтерская справка

Сумма недостачи (порчи) списана за счет виновного лица (при наличии виновного лица)

73

94

 

Бухгалтерская справка

При отсутствии виновных лиц остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов.

91-2

94

Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет основных средств