Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа
Целью исследования в рамках данной работы является изучение и систематизация теоретических и методических основ бухгалтерского учета операций по движению основных средств и изучение действующей практики бухгалтерского учета на объекте исследования. Цель может быть достигнута при решении следующих задач:
Введение………………………………………………………………………......4
1.1 Понятие, сущность, классификация, оценка основных средств
1.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и аудита сохранности и движения основных средств
2.Бухгалтерский учет движения и сохранности основных средств (на примере ОАО «Пролетарская свобода»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2.Бухгалтерский учет движения основных средств (на примере ОАО «Пролетарская свобода»)
Заключение
Список использованной литературы
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки учета основных средств. Учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием следующих документов:
- Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма ОС-6)-прил 3.
- Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма ОС – 6а);
- Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма ОС-6б).
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке в соответствии с классификацией ОС, утвержденной Постановлением России от 1 января 2002г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации (структурными подразделениями организации).
В Инвентарной карточке учета объекта основных средств(приложение №2) приведены:
Основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования;
Способ начисления амортизации;
Сведения об индивидуальных особенностях объекта.
В инвентарной карточке указывается также: степень использования основных средств; нахождение в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; нахождение на консервации.
Данные в инвентарных карточках ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.
Записи при приеме-передаче производятся на основании Актов о приеме-передаче объектов основных средств (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений),ф. № ОС-1, Акт о приеме-передаче зданий (сооружений), ф.№ ОС-1а, Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), ф.№ ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.).
На лицевой стороне указывают: наименование объекта, инвентарный номер, дата принятия к бухгалтерскому учету и дата списания с бухгалтерского учета, сведения об объекте на дату передачи и на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также данные о переоценках и сведения о внутренних перемещениях, выбытии (списании) объекта. На обратной стороне приводятся данные об изменении первоначальной стоимости объекта и затратах на ремонт, а также краткая индивидуальная характеристика объекта.
Поступление, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в Инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
В организациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также, если они представляют собой сложные инвентарные объекты, имеющие много крупных составных приспособлений и устройств (электромоторов, трансмиссий и т. п.), пообъектный учет можно вести в инвентарных книгах. При использовании в учете компьютеров все необходимые сведения о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм), используемых для управления основными средствами.
На ОАО «Пролетарская свобода» документальное оформление поступления, движения и выбытия основных средств оформляется первичными документами унифицированных форм, утвержденных Постановлениями Государственного комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7[10]
Ввод объекта в эксплуатацию оформляется актамом по ф. ОС-1 – Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - см. прил. 2
На основании акта в бухгалтерии открывается Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6), которая содержит инвентарный номер объекта и основные данные о нем: первоначальная или восстановительная стоимость, срок полезного использования, норма амортизационных отчислений, сумма износа на момент оприходования и др.
2.3Учёт поступления основных средств
На основанные средства, поступающие по договорам купли-продажи и другим аналогичным документам, организация – покупатель должна получать от поставщика расчётные и отгрузочные документы.
Первичными документами, подтверждающими приобретение основных средств за плату, являются:
- счета и счета – фактуры, подтверждающие расходы, связанные с приобретением, доставкой основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования:
- платёжно – расчётные документы, свидетельствующие об оплате объекта основных средств и всех расходов, связанных с их приобретением, доставкой и т.д(Акт сдачи-приёмки оказанных работ – прил.7)..
Бухгалтерский учет наличия и движения собственных основных средств организации осуществляется на активном счете 01 «Основные средства».
Всякое поступление основных средств в организацию вначале отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» является калькуляционным счетом, предназначенным для накапливания и суммирования фактических затрат по поступающим основным средствам. Фактические затраты, связанные с приобретением Основных средств за плату, первоначально собираются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»)
в корреспонденции со счетами учета расчетов (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
На субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются фактические затраты по приобретению оборудования, машин инструмента, инвентаря и других объектов основных средств не требующих монтажа.
Фактические затраты, связанные с сооружением и изготовлением основных средств за плату, также первоначально собираются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств») в корреспонденции со счетами учета расчетов.
На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы предусмотренные сметами, cметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное Строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
При принятии основных средств к учету фактические затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (по соответствующим субсчетам), относятся на дебет счета 01 «Основные средства».
Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчётности (по видам, местам нахождения и т.д.).
Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном для учета операций по приобретению объектов основных средств, и учитываются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При соблюдении всех норм ПБУ 6/01 и требований налогового законодательства хозяйственные операции по приобретению объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учёте следующими проводками:
Журнал регистрации хозяйственных операций по отражению покупки основных средств.
Таблица 7
№ п/ п | Основание хозяйственной операции | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
| Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Отгрузочные документы поставщика | Акцептованы счета поставщиков | 08-4 | 60 |
2. | Выписка банка по расчетному счету. Бухгалтерская справка. | Отражены регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи в связи с приобретением объектов основных средств. | 08-4 | 68,76 |
3. | Грузовая таможенная декларация, Выписка банка по расчетному счету | Отражены таможенные пошлины, аналогичные платежи и невозмещаемые налоги, уплаченные при приобретении основных средств. | 08-4 | 68 |
4. | № ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" | Приняты к учету основные средства. | 01 | 08-4 |
5. | Выписка банка по расчетному счету | Оплачены счета поставщиков за основные средства и расходы, связанные с их приобретением. | 60,76 | 51,52,55 |
6 | Счета-фактуры | Отражен НДС в соответствии со счетами-фактурами поставщиков: - по приобретенным ОС, предназначенным для производства продукции (работ, услуг); - по конс и информ услугам, связанным с приобретением объектов основных средств | 19.1 | 60 |
7 | Грузовая таможенная декларация | Отражены суммы НДС, уплаченные на таможне при ввозе основных средств | 19-1 | 68 |
8 | Бухгалтерская справка-расчет | -Отражены отрицательные курсовые разницы по задолженности за основные средства в иностранной валюте.
| 91-2
60,76 | 60,76
91-1 |
9 | Грузовая таможенная декларация Счет-фактура. | Предъявлены к вычету суммы НДС: - уплаченные поставщикам основных средств;
| 68 | 19-1 |
10 | Бухгалтерская справка-расчет | Положительные суммовые разницы по задолженности за основные средства после принятия объекта к учету отнесены на доходы предприятия | 60, 76 | 91-1 |
11 | Бухгалтерская справка-расчет | Отрицательные суммовые разницы по задолженности за основные средства после принятия объекта к учету отнесены на убытки предприятия. | 91-2 | 60,76 |
На предприятии ОАО «Пролетарская свобода» используется товарная накладная (приложение №6). Она является первичным бухгалтерским документом, применяемым для оформления перехода права собственности (путем продажи, отпуска) на товар или другие материальные ценности от продавца к покупателю. В накладной указывается наименование (вид) товара, его цена, количество и общая стоимость, а также сумма НДС. Кроме того, товарная накладная должна содержать реквизиты передающей и принимающей сторон, собственноручные подписи уполномоченных лиц, печать организации.
Бланк товарной накладной содержится в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации под названием - форма ТОРГ-12(прил №6). Он составляется в двух экземплярах, один из которых остается у организации-поставщика и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр товарной накладной передается покупателю (грузополучателю) и может служить основанием для оприходования этих ценностей и вычета по НДС.
Необходимым на предприятии считается оформление акта сдачи-приёмки выполненных работ (приложение №7). Актами прежде всего фиксируется выполнение закрепленных в договоре обязательств той стороной по договору, которая является исполнителем. Как правило, именно фиксация данного факта влечет за собой обязанность заказчика по оплате работ (услуг).
В ОАО «Пролетарская свобода» объекты основных средств, а в частности токарно-винторезный станок за рассматриваемый период поступили в результате покупки от поставщика-организации ООО «КАМИ-металл». Покупка оформлялась всеми необходимыми документами, описанными в приложениях.
2.4Внутреннее перемещение объектов основных средств
Внутреннее перемещение оформляется Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств ОС-2 - см.прил.4 - с указанием наименования структурного подразделения сдатчика и получателя, наименований перемещаемых объектов, даты приобретения (года выпуска, постройки), инвентарных номеров, количества и стоимости единицы.
Перемещение объектов основных средств и его бухгалтерское оформление выполняют в следующем порядке:
1. Подготовка приказа или распоряжения руководителя о перемещении объектов основных средств;
2. Перемещение объектов основных средств и оформление соответствующей Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме ОС-2 (приложение №4)
3. Подписание Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств;
4. Передача Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств в бухгалтерию;
5. Запись о перемещении объекта основных средств в Инвентарной карточке (по форме ОС – 6-приложение №3).
6. Перемещение инвентарных карточек в картотеке по новому месту нахождения объектов;
7. Заполнение регистров аналитического и синтетического учета.
На рассматриваемом предприятии ОАО «Пролетарская свобода» идёт внутреннее перемещение станка токарно-винторезного из структурного подразделения «ЦДД» в структурное подразделение «УГ2УД».
2.5Учёт выбытия основных средств
Объекты основных средств выбывают и списываются с баланса предприятия в результате продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Выбытие основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» может осуществляться в виде:
Финансовых вложений в уставные капиталы других организаций;
Передачи в совместную деятельность;
Безвозмездной передачи
Продажи;
Ликвидации по причине физического или морального износа..
Журнал регистраций по учёту выбытия основных средств.
Таблица 8
№ п/ п | Вид операции | Основание хозяйственной операции | Содержание хозяйственной операции | Корресп ондирую-щие счета | |
Дебет (Дт) | Кредит (Кт) | ||||
1 |
| 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Продажа | Акт о приёмке-передаче основных средств | Отражается поступившая выручка от продажи основного средства | 62 | 91-1 |
2. | Счёт-фактура | Начислен налог на добавленную стоимость | 91-2 | 68 | |
3. |
| Отражается первоначальная стоимость выбывающего объекта | 01-2(выбытие) | 01 | |
4. | Бухгалтерская справка-расчёт | Списывается накопленная амортизация основных средств | 02 | 01-2(выбытие) | |
5. | Бухгалтерская справка-расчёт | Списывается остаточная стоимость объекта основных средств | 91-2 | 01-2(выбытие) | |
6. | Акты приёмки-сдачи работ
| Отражаются расходы связанные с продажей основного средства | 91-2 | Счета расходов | |
7. | Расчёт бухгалтерии | Выявлен финансовый результат от реализации основных средств
-положительный
-отрицательный |
91-9
99 |
99
91-9 | |
| Выписка с расчётного счёта | Поступили денежные средства от продажи основных средств | 51 | 62 | |
| В качестве вклада в уставный капитал | Акт о приёмке-передаче объектов основных средств | Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств | 01-2(выбытие) | 01 |
| Бухгалтерская справка-расчёт | Списана начисленная амортизация | 02 | 01-2(выбытие) | |
| Договор, бухгалтерская справка | Отражена сумма вклада в оценке, установленной договором | 58 | 01-2(выбытие) | |
| Бухгалтерская справка | Отражено превышение стоимости объекта основных средств, согласованной учредителями, над его остаточной стоимостью (прибыль) | 58 | 91-1 | |
| Бухгалтерская справка | Отражено превышение остаточной стоимости объекта основных средств над стоимостью, согласованной учредителями (убыток) | 91-2 | 01-2(выбытие) | |
| Безвозмездная передача | Договор,
Бухгалтерская справка | Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств | 01-2(выбытие) | 01 |
| Бухгалтерская справка-расчёт | Списана начисленная амортизация | 02 | 01-2(выбытие) | |
| Договор, бухгалтерская справка | Списана остаточная стоимость объекта с включением ее в состав прочих расходов | 91-2 | 01-2(выбытие) | |
| Ликвидация |
Бухгалтерская справка-расчет | Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств | 01-2(выбытие) | 01 |
| Расчёт | Списана начисленная амортизация | 02 | 01-2(выбытие) | |
| ОС-4 Акт о списании объекта основных средств, Бухгалтерская справка-расчет | Списана остаточная стоимость объекта с включением ее в состав прочих расходов | 91-2 | 01 | |
| Бухгалтерская справка | Списаны убытки по списанию (ликвидации) объекта | 99 | 91-1 | |
|
Приходный ордер | Отражены материалы по стоимости возможной продажи, полученные при разборке и монтаже | 10 | 91-1 | |
| В обмен на другое имущество | Акт о приёмке-передаче объекта основных средств | Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств | 01-2(выбытие) | 01 |
| ОС-1,
Бухгалтерская справка-расчет | Списана начисленная амортизация | 02 | 01-2(выбытие) | |
| ОС-1,
Бухгалтерская справка-расчет | Списана остаточная стоимость объекта с включением ее в состав прочих расходов | 91-2 | 01 | |
| Договор,
Бухгалтерская справка | Отражена договорная стоимость переданных в обмен объектов | 76 | 91-1 | |
| Счет-фактура | Отражен НДС от стоимости объектов | 91-2 | 68 | |
|
| Акт о приеме-передачи основных средств, приходный ордер и др | Оприходованы основные средства и другие виды имущества, полученные в обмен на основные средства | 08(10,58) | 60,76 |
| Акт о проведении взаимозачета | Произведен взаимозачет обязательств | 60,76 | 76 | |
| Списание по причине недостач, порчи | ОС-4 Акт о списании объекта основных средств | Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств | 01-2(выбытие) | 01 |
| Бухгалтерская справка-расчет | Списана начисленная амортизация | 02 | 01-2(выбытие) | |
| Бухгалтерская
справка | Отражена остаточная стоимость недостающих (полностью испорченных) основных средств,
Восстановлен НДС | 94
94
| 01-2(выбытие)
68 | |
| Бухгалтерская справка | Сумма недостачи (порчи) списана за счет виновного лица (при наличии виновного лица) | 73 | 94 | |
| Бухгалтерская справка | При отсутствии виновных лиц остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов. | 91-2 | 94 |
Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет основных средств