Бухгалтерская отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:13, курсовая работа

Краткое описание

У многих пользователей баланс ассоциируется с отчетным бланком, подаваемым в контролирующие, в основном фискальные органы. Такое мнение является необоснованно упрощенным, ведь баланс - это больше, чем просто отчетный бланк. Это также методический прием, позволяющий отражать финансовое состояние предприятия. С одной стороны бухгалтерский баланс является, образно говоря, венцом учетных работ, а, с другой стороны, одним из фундаментальных приемов учета.

Оглавление

Введение
1. Состав и содержание бухгалтерского баланса
1.1 Понятие бухгалтерского баланса
1.2 Виды и формы бухгалтерских балансов
1.3 Содержание бухгалтерского баланса
2. Порядок составления годового бухгалтерского баланса по данным ООО "Стандарт"
2.1 Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерского баланса
2.2 Реформация баланса
2.3 Порядок заполнения бухгалтерского баланса
3. Оценка финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского баланса
3.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия
3.2 Общая оценка структуры имущества предприятия и его источников по данным бухгалтерского баланса
3.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия
3.4 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

бухгал отчетность курсовая.docx

— 301.74 Кб (Скачать)

1.2 Виды и формы  бухгалтерских балансов

Бухгалтерские балансы  классифицируются по различным признакам.

По времени  составления различают следующие  виды балансов:

вступительный (организационный);

текущий (операционный);

санируемый;

соединительный

разделительный;

ликвидационный;

Эти балансы могут различаться  номенклатурой статей и методами оценки.

1. Вступительный (организационный)  баланс открывает ведение бухгалтерского  учета в организации. В заново  создаваемых организациях такой  баланс будет очень простым,  так как показываемое в нем  имущество будет состоять в  основном из вкладов учредителей  и организационных расходов.

2. Текущие бухгалтерские  балансы могут не отличаться  один от другого (как правило,  в них используется одна и  та же форма бланка). В технике  же оформления промежуточного  и годового баланса существует  значительная разница. Промежуточный  баланс составляется, как правило,  на основе книжных данных. Формированию  годового баланса предшествуют  следующие этапы работ:

В соответствии с Законом  о бухгалтерском учете обязательно  должна проводиться инвентаризация всех статей баланса.

Должна быть проведена  проверка всех расчетов с покупателями, поставщиками и другими юридическими лицами, с которыми организация имеет  расчеты.

Проводиться переоценка (уточнение  оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг и  т.д. Заключительными записями декабря  образуются оценочные резервы (например, резервы по сомнительным долгам), предусмотренные  учетной политикой организации  или действующим законодательством.

Уточняется распределение  доходов и расходов, прибылей и  убытков между смежными отчетными  периодами.

Выявляется окончательный  финансовый результат работы организации, закрывается счет 99.

Составляется оборотная  ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, дающая материал (остатки по счетам) для составления  годового заключительного баланса.

Годовой бухгалтерский баланс является как заключительным, т.е. завершающим  отчетный год, так и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы должны быть тождественны между собой, так  как только это условие обеспечивает одно из важнейших требований к бухгалтерской  отчетности - преемственность балансов

3. Санируемый баланс составляется  в тех случаях, когда организация  приближается к банкротству. В  таких условиях перед организацией  стоит вопрос: ликвидироваться, объявив  о банкротстве или договориться  с кредиторами об отсрочке  платежей. При условии соглашения  с кредиторами об отсрочке  платежей, им предоставляется информация  о размере понесенного убытка  и возможности его покрытия  в будущем. Для этого еще  до окончания отчетного периода  с привлечением аудитора составляется  санируемый баланс с целью  показать реальное состояние  дел в организации. В отличии от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе они могут подвергаться значительной уценке, либо не приниматься в расчет вообще, если будет установлено, что их цифры не соответствуют действительности (например, отдельные виды дебиторской задолженности).

4. Соединительный (фузионный)  баланс составляют при слиянии  двух или более хозяйствующих  субъектов в одно юридическое  лицо. Вступительный баланс нового  хозяйствующего субъекта и будет  соединительным балансом. Он составляется  на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организации  путем суммирования показателей.

5. Разделительный баланс  составляется при разделении  одного хозяйствующего субъекта  на несколько юридических лиц  или при выделении из единого  баланса хозяйства доли капитала  для образования новой организации

6. Ликвидационный баланс  отличается от других в основном  оценкой своих статей, производимой  по реализационной стоимости.  Некоторые статьи, которые обычны  для отчетного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать совсем (например: доходы будущих периодов, расходы будущих периодов). С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться такие статьи, которых раньше не было, например стоимость фирмы, стоимость патента. Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами.

По источникам составления  балансы подразделяются на инвентарные (составляются на основании инвентаризации), книжные (составляются без предварительной  проверки инвентаризацией, а только на основании книжных записей) и  генеральные (составляются на учетных  записях и данных инвентаризации).

По объему информации различают  единые и сводные балансы. Единый баланс отражает деятельность только одной организации. Сводный получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

Достаточно новое явление  в отечественной учетной практике - сводно-консалидируемый баланс. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации с балансами ее дочерних организаций, а также включает данные о зависимых обществах.

По формам собственности  различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных, также общественных организаций.

По объекту отражения  балансы делятся на отдельные и самостоятельные. Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами. Отдельный - только структурные подразделения организации.

Кроме того, выделяют сальдовый  баланс, который характеризует имущество  хозяйствующего субъекта и источники  образования имущества по состоянию  на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляют путем  подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс отличается от сальдового тем, что содержит данные о движении имущества и его  источников (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также  об остатках средств и источников образования имущества на начало и конец периода. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого  в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного  баланса.

По полноте оценки различают:

балансы брутто;

балансы нетто;

Балансы брутто подготавливаются и предоставляются в первоначальной оценке отдельных активов. Поэтому  в баланс вводятся регулирующие статьи, позволяющие оценить остаточную стоимость таких активов на определенную отчетную дату.

В настоящее время балансы  брутто не используются в отечественной  практике, а применяются балансы  нетто, то есть без регулирующих статей. Необходимые данные отражаются в  балансе нетто по остаточной стоимости.

По форме регистров  в системе бухгалтерского учета  балансы бывают:

проверочные (простые);

оборотные;

шахматные.

Проверочная, или простая, форма бухгалтерского баланса является типовой и утверждается Министерством  Финансов РФ.

Оборотные балансы (оборотно-сальдовые балансы, оборотно-сальдовые ведомости) используются для текущего контроля за полнотой проведенных хозяйственных операции.

Шахматные балансы (шахматная  ведомость) включает в себя все признаки оборотно-сальдового баланса, но имеет ряд преимуществ.

1.3 Содержание  бухгалтерского баланса

Актив баланса

Имущество организации  существует в форме внеоборотных и оборотных активов. Согласно этому делению и по такому принципу формируется баланс, в активе которого предусмотрено два раздела: I “Внеоборотные активы” и раздел II “Оборотные активы”.

Актив баланса  строится в порядке повышения  ликвидности. Под ликвидностью понимается мгновенная платежеспособность организации, показывающая, какую часть краткосрочной  задолженности может покрыть  организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности. В начале актива баланса приводятся менее ликвидные, а затем более ликвидные статьи.

Раздел I «Внеоборотные активы»

К внеоборотным относятся активы, которые могут использоваться организацией в течение длительного времени, то есть продолжительностью свыше 12 месяцев.

Нематериальные активы (строка 110). Здесь отражают остаточную стоимость  нематериальных активов, которые принадлежат  организации. Нематериальными активами считаются:

исключительные права  на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, компьютерные программы, базы данных, товарные знаки и т.д.);

организационные расходы (затраты, которые связаны с образованием юридического лица и признаны вкладом  учредителей в уставной капитал);

деловая репутация организации;

Кроме того, в составе  нематериальных активов нужно показать еще и результаты научно-исследовательских  работ (НИОКР), так как такие результаты МинФин РФ рекомендует учитывать на счете 04 «Нематериальные активы» (приказ МинФина РФ от 7 мая 2003г. №38н). Исчерпывающий перечень нематериальных активов приведен в 4 пункте ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»

В балансе показывают остаточную стоимость нематериальных активов. Это первоначальная стоимость минус  сумма начисленной амортизации. Как начислять амортизацию, определено в пункте 15 ПБУ 14/2000. Это можно  сделать пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка  или линейным способом.

Во всех случаях сумму  амортизации следует рассчитывать исходя из срока полезного использования  активов. Согласно пункту 17 ПБУ 14/2000, этот срок может быть равен времени  действия патента (свидетельства, лицензии) или периоду, в течении которого организация планирует получать доходы от нематериального актива. Если же срок полезного использования актива определить нельзя, то считается, что он равен 20 годам.

Основные средства (строка 120). По этой строке бухгалтер указывает  остаточную стоимость основных средств, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции, модернизации или  в запасе. К основным средствам  относятся здания, транспортные средства, оборудование, инвентарь, многолетние  насаждения.

Остаточная стоимость  основных средств равна их первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму  начисленной амортизации. В бухгалтерском  учете ее можно начислять следующими методами:

линейным;

уменьшаемого остатка;

списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного  пользования;

списания стоимости пропорционально  объему выпущенной продукции.

А вот в налоговом учете  предусмотрено только два способа  начисления амортизации: линейный и  нелинейный. Причем нелинейный способ для целей налогообложения отличается от одноименного способа в бухгалтерском  учете. Поэтому лучше установить единый способ расчета амортизации  и в том и в другом учете - линейный. Это облегчит работу, так  как рассчитывать амортизацию дважды не придется.

По объектам жилищного  фонда и внешнего благоустройства  амортизацию не считают (ПБУ 6/01 пункт 17). Вместо амортизации по этим объектам в конце года начисляют износ. Его сумму определяют исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. Износ отражают на забалансовом счете 010 (в справке к бухгалтерскому балансу по строке 980), а по строке 120 показывают остаточную стоимость не амортизируемых объектов, то есть за вычетом износа.

И в бухгалтерском учете, и для целей налогообложения  основные средства, стоимость которых  меньше 10000 рублей списываются на расходы  сразу. Это установлено пунктом 18 ПБУ 6/01 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового Кодекса РФ. Значит, по строке 120 бухгалтерского баланса их стоимость не показывают.

Также следует отражать на счете 01 и показывать в балансе  по строке 120 имущество, которое куплено, но еще не используется. Это указано  в пункте 20, Методических указаний по учету основных средств (приказ от 13 октября 2003г. № 91н). Мало того, также  эти основные средства можно амортизировать, ведь чем раньше начать в бухгалтерском  учете начислять амортизацию, тем  меньше будет сумма налога.

Спецодежда со сроком службы более 1 года также учитывается в  составе основных средств (ПБУ 6/01).

Незавершенное строительство (строка 130). Здесь показывают расходы  по любым строительно-монтажным  работам, а, кроме того, сумму вложений в основные средства и нематериальные активы, пока не введенных в эксплуатацию. Также по этой строке указывают стоимость  оборудования, еще не переведенного  в монтаж.

Помимо этого мы должны записать и покупную стоимость ценных бумаг, право собственности, на которые  к нам еще не перешло, а также  сумму авансов, выданных подрядчику на капитальное строительство.

Доходные вложения в материальные ценности (строка 135). Здесь приводят остаточную стоимость имущества, которое  собираются сдавать в аренду, лизинг или прокат. Детализировать информацию о доходных вложениях в материальные ценности необязательно.

Имущество, предназначенное  для аренды или проката, учитывают  на счете 03, а не 01. Амортизацию по такому имуществу отражают на счете 02. К нему лучше открыть специальный  субсчет, чтобы легче было считать  остаточную стоимость подобных основных средств.

Долгосрочные финансовые вложения (строка 140). Долгосрочными  считаются вложения, сделанные более  чем на 1 год. Имеются в виду векселя, акции, облигации. Кроме того, это  вклады в уставные капиталы других организации и деньги, вложенные  в деятельность простого товарищества. Еще это - дебиторская задолженность, которая была получена по уступке  права требования, а также банковские депозиты и предоставленные займы (пункт 3 ПБУ 19/02 приказ № 126н от 10 декабря 2002 года, утвержденный МинФином РФ).

Информация о работе Бухгалтерская отчетность