Бухгалтерская отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические аспекты бухгалтерской отчетности.

1.1.Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности………………………..3

1.2. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание………………..5

1.3. Виды балансов……………………………………………………………………10

1.4. Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций 12
2.Практика составления бухгалтерской отчетности.

2.5. Подготовительные работы перед составлением бухгалтерской отчетности….17

2.6. Анализ и оценка структуры баланса и реальных возможностей восстановления платежеспособности организации 27

Заключение 35

Список литературы 38

Файлы: 1 файл

БФО курсовая.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

 

Введение

 
 
 

    Средства  организации участвуют в производстве непрерывно. Для руководства организацией нужно знать, какими средствами она располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

    Термин  баланс происходит от лат. bis — «дважды» и lanx — «чашка весов», т. е. bilanx буквально означает «двучашие» как символ равновесия.

    Схематично  бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей: левая — актив — отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая — пассив — показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой баланса.

    Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество организации рассматривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности 

Порядок формирования бухгалтерской отчетности в Российской Федерации регулируется следующими нормативными документами: 

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.08.2001 N 119-ФЗ 
    (ред. от 02.02.2006) 
    "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" 
    (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) 
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.1996 N 129-ФЗ 
    (ред. от 30.06.2003) 
    "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" 
    (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) 
    (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004) 
  3. ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н 
    (ред. от 31.12.2004) 
    "О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ" 
  4. ПРИКАЗ Минфина РФ от 24.11.2003 N 105н 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

          ПБУ 20/03" 
          (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2004 N 5457) 

  1. ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.07.2002 N 66н 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕКРАЩАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПБУ 16/02" 
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2002 N 3655) 
  2. ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.11.2001 N 96н 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УСЛОВНЫЕ ФАКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПБУ 8/01
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.2001 N 3138) 
  3. ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.01.2000 N 5н 
    (ред. от 30.03.2001) 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ОБ АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦАХ" ПБУ 11/2000
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2000 N 2215) 
  4. ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н 
    (ред. от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000) 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598) 
  5. ПРИКАЗ Минфина РФ от 27.01.2000 N 11н 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ" (ПБУ 12/2000)" 
  6. ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 4/99)" 
  7. ПРИКАЗ Минфина РФ от 25.11.1998 N 56н 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ" (ПБУ 7/98)" 
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1674) 
  8. ПРИКАЗ Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н 
    "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ" 
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4774) 
  9. <ПИСЬМО> Минфина РФ от 10.12.2004 N 07-05-14/328 
    <ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПОСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ ОТЧЕТНЫЙ ГОД> 
  10. <ПИСЬМО> Минфина РФ от 15.09.2003 N 16-00-14/280 
    <О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ "ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА" ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ В ОТЧЕТЕ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ> 
  11. <ПИСЬМО> МНС РФ от 16.05.2003 N ВГ-6-02/563@ 
    "О ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ" 

2. Понятие о бухгалтерском балансе, его строении и содержании

    Баланс  составляется на определенную дату, как  правило, на начало квартала, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности, и показывает состояние средств и их источников на данный момент. Они постоянно изменяются, находятся в движении, которое отражается на счетах с помощью двойной записи.

    Балансовое  обобщение имеет двойственный характер отражения объектов и синтетическое обобщение информации. Двойственный характер его заключается в том, что объекты отражаются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в зависимости от вида баланса. Два аспекта балансового обобщения означают, что две совокупности показателей баланса должны быть равны. Балансовое обобщение предполагает синтетический, обобщенный характер информации, позволяющий свести частные показатели, отдельные информационные взаимосвязи в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных.

    Балансовое  обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние организации, ее положение в системе управления рыночной экономикой.

    Все имущество (средства) в активе баланса  и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику нормирования имущества. Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы, исходя из их экономического содержания.

    Если  статьи актива показывают, как размещено  имущество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источников, а какая — за счет заемных (привлеченных) источников организации. 
 

    Таблица 1

    Показатели          Ситуации     
    1          2          3          4          5     
Имущество организации (актив баланса)      1000000      1000000      1000000      1000000      1000000     
Источники формирования имущества (пассив баланса):      1000000      1000000      1000000      1000000      1000000     
    — собственные      1000000                500000      400000      600000     
    — заемные                1000000      500000      600000      400000     

    Проанализировав ситуации, можно сделать определенный вывод по каждой из них:

    Ситуация 1. Все имущество организации сформировано за счет собственных источников.

    Ситуация 2. Все имущество организации сформировано за счет заемных (привлеченных) источников.

    Ситуация 3. Имущество организации сформировано на 50% за счет собственных источников, на 50 — за счет привлеченных.

    Ситуация 4. Имущество организации сформировано на 40% за счет собственных источников и на 60 — за счет привлеченных.

    Ситуация 5. Имущество организации сформировано на 60% за счет собственных источников и на 40 — за счет привлеченных.

    Под структурой баланса понимают удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам и источникам образования и валюты баланса. По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса. Например, валюта баланса 2000000руб., основные средства 300 000 руб., следовательно, вложения в основные средства организации равны 15%. Структура пассива баланса отражает в процентах соотношение отдельных источников в формировании имущества организации. Например, уставный капитал 1 200 000руб.,

    валюта баланса 2 000 000, следовательно, собственный источник — уставный капитал — составляет 60%. Структура балансов организаций разных организационно-правовых форм и видов деятельности различна, что обусловлено производственной деятельностью, размером организации и т. д.

    Баланс  имеет большое значение для руководства  организации. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает структуру средств и их источников в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой.

    Данные  баланса служат для выявления  важнейших показателей, характеризующих деятельность организации

    и ее финансовое положение. По данным баланса  определяется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др., а также выявляются недостатки в работе и финансовом положении и их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению.

    Данные  бухгалтерского баланса позволяют контролировать правильность использования средств целевого назначения. Особое значение баланс приобретает в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и финансового положения организации. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.

    Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов. Бухгалтерский баланс, как и всю бухгалтерскую отчетность, составляют на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. Это гарантирует достоверность, точность, юридическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе и бухгалтерской отчетности. 
 
 

    Рассмотрим  примерную схему бухгалтерского баланса организации:

    Данные  для составления баланса, руб.

    Основные  средства ....................................... 250000

    Нематериальные  активы................................. 80000

    Уставный  капитал........................................ 300000

    Добавочный  капитал ........................................ 5 500

    Производственные  запасы .............................. 10000

    Резервный капитал .......................................... 6 000

    Товары ........................................................ 18000

    Нераспределенная  прибыль............................. 40000

    Расчетные счета ............................................ 12000

    Расчеты с поставщиками и подрядчиками............. 8000

    Расчеты по налогам и сборам ............................. 1500

    Расчеты с персоналом по оплате труда .............. 10 000

    Касса .............................................................. 1000

 

    

    Таблица   2

    Баланс, руб.

 

3. Виды балансов

    В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают  несколько видов балансов.

    Сальдовый баланс в денежной оценке характеризует  имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

    Оборотный баланс, помимо остатков средств и  источников образования имущества на начало и конец периода, содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему строению он будет отличаться от сальдового баланса.

    Оборотный баланс имеет большое значение в  качестве промежуточного рабочего документа, используемого при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

    Балансы также классифицируются по следующим  признакам:

    I. По времени составления различают балансы:

    1) вступительный (начальный) баланс  — первый баланс, составляемый в начале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества организации, полученного при ее создании, а в пассиве — источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеющегося у организации имущества в течение времени деятельности организации;

    2) текущие — составляются периодически. Они в свою очередь подразделяются на месячные, квартальные и годовые;

    3) заключительный баланс — отчетный  документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период — составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов);

    4) ликвидационный — составляется  для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица;

    5) предварительный баланс — бухгалтерский  баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации. Основой такого баланса служат практические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассивных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях до окончания отчетного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение организации, в котором она окажется в конце отчетного периода;

    6) соединительные — при слиянии  двух или более подразделений;

    7) разъединительные — при изменении  структуры подчиненности, в условиях  приватизации;

    8) консолидированные — объединенные  балансы материнской и дочерних компаний.

    II. По объему информации балансы бывают:

    1) единичные, отражающие деятельность только одной организации и составляемые по данным текущего бухгалтерского учета;

Информация о работе Бухгалтерская отчетность