Бюджетирование и контроль затрат в торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса бюджетирования на примере конкретного торгового предприятия.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие основные задачи:
- рассмотрено понятие и функции бюджетирования;
- исследован механизм организации бюджетирования;
- рассмотрена классификация бюджетов;
- исследован процесс составления генерального бюджета торговой организации;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Сущность бюджеторования
1.1. Понятие и функции бюджетирования 5
1.2. Классификация бюджетов 8
1.3. Организация бюджетирования. Бюджетный цикл. 11
Глава 2. Составление Генерального бюджета на примере торговой организации «Нижегородец»
2.1.Операционный бюджет 16
2.2. Финансовый бюджет 22
Заключение 31
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая по БУУ.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

       Внутри  перечисленных статей также возможна детализация: выделяются поступления  и выплаты крупнейших дебиторов  и кредиторов, выплаты по разным видам налогов, поступления от разных источников, расходы по различным  проектам и т. д.

       Также важным моментом в разработке плана движения денежных средств является определение среднего остатка денежных средств предприятия, которое включает в себя операционный и страховой остаток денежных активов.

       Потребность в операционном остатке денежных активов характеризует минимально необходимую сумму для осуществления текущей деятельности. Рассчитывается сумма операционного остатка путем деления планируемого объема денежного оборота (суммы расходования денежных средств) по операционной деятельности предприятия на количество оборотов среднего остатка денежных активов в плановом периоде. Расчет планируемой суммы остатка может быть осуществлен и на основе отчетного показателя, если в процессе анализа было установлено, что он обеспечил своевременность осуществления всех платежей, связанных с операционной деятельностью организации.

       Потребность в страховом остатке денежных активов определяется произведением суммы операционного остатка денежных активов и коэффициента вариации поступления денежных средств на предприятие по отдельным месяцам предшествующего года.

       Общий размер среднего остатка денежных активов в плановом периоде определяется путем суммирования рассчитанной потребности в отдельных видах:

ДАо — средняя сумма операционного остатка денежных средств в плановом периоде,

ДАс – средняя сумма страхового остатка в плановом периоде,

ДАк – средняя сумма компенсационного остатка в плановом периоде (планируется в размере, определенном о банковском обслуживании),

ДАи — средняя сумма инвестиционного остатка денежных средств в плановом периоде.

       Так же может быть составлен график денежных поступлений, который составляется с учетом предполагаемых поступлений, которые могут изменяться на сумму  ожидаемой дебиторской задолженности. Сводный план денежных поступлений  позволяет в итоге сформировать расходную часть бюджета предприятия на плановый период.

       Сведения  для составления бюджета движения денежных средств поступают из разных источников: выручка – из бюджета  продаж, закупки материалов – из бюджета закупок материалов и  накладных производственных расходов.

       При разработке бюджета движения денежных средств важно различать момент возникновения права на получение  денежных средств и момент фактического их поступления. В бухгалтерском  учете общепринятым является принцип  начислений, сущность которого заключается в том, что выручка признается не в момент поступления денежных средств, а в момент совершения сделки. Поэтому в отчете о прибылях и убытках и бухгалтерском балансе чаще всего отражаются именно права получения или выплаты средств, тогда как в отчете о движении денежных средств– реальные поступления и выплаты.

      Рассмотрим  пример бюджета денежных средств  торговой организации «Нижегородец»:

      Таблица 8. Бюджет движения денежных средств, тыс. руб.

Наименование  статей 1квартал 2квартал 3квартал 4квартал Всего
Денежные  средства на начало периода 5070 8180 14425 28500  
Поступление денежных средств, всего 151170 73019 117887 160506 502582
В том  числе:

От продажи  продукции

 
134267
 
62637
 
107768
 
148356
 
453028
От  продажи ОС - - - - -
От  продажи НМА - - - 167 167
От  продажи прочих активов  
-
 
1120
 
-
 
-
 
1120
От  дебиторов 950 1550 356 1345 4201
От  операций с ценными бумагами 345 - - - 345
От  сдачи имущества в аренду  
4260
 
4260
 
4296
 
4960
 
17776
Прочие  поступления 11348 3452 5467 5678 25945
Итого денежных средств 156240 81199 132312 189006 558757
Платежи за период, всего  
40764
 
59111
 
155339
 
102989
 
358203
В том  числе:

На покупку  продукции

 
17980
 
48645
 
144567
 
95345
 
306537
На  выплату з\пл 856 965 946 1029 3796
На  перечисление налогов 1563 2456 4567 1365 9951
На  управленческие расходы 3453 6578 2581 3910 16522
На  покупку оборудования 13456 - - - 13456
Прочие  выплаты 3456 467 2678 1340 179411
Избыток денежных средств 115476 22088 -23027 86017 200554
Финансирование - - - -100 -100
Получение кредитов и займов - - - - -
Возврат кредитов и займов - - - 100 100
Остаток денежных средств  на конец периода 115476 22088 -23027 85917 230354

       Бюджеты движения денежных средств позволяют  выявить периоды, когда свободные  денежные средства могут быть направлены на приобретение активов или подготовить к выплате крупных кредитов.

У небольших  организаций это практически  основной документ. Информация о ликвидности  и платежеспособности жизненно важна  для таких компаний, так как  они не имеют возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а дефицит платежных средств может привести к фатальному исходу деятельности.

       Бюджет  можно детализировать не только по статьям затрат, но и по поставщикам, покупателям и банковским счетам. В некоторых случаях можно составлять бюджет, указывая в нем только денежные потоки: поступления и выплаты. Если у компании разветвленная организационная структура, но в ней довольно большое число самостоятельных подразделений и при этом пользуются единым банковским счетом, то бюджет движения денежных средств может разрабатываться для каждого подразделения отдельно, а бюджет головной компании будет выглядеть как совокупность чистых денежных потоков отдельных подразделений.

       Бюджетный баланс. Составление бюджетного баланса является завершающим этапом мастер-бюджета. Для его разработки требуются данные функциональных бюджетов, бюджета движения денежных средств и бюджетного отчета о прибылях и убытках, поэтому составление бюджетного баланса возможно только когда все документы будут готовы.

       Бюджетный баланс почти никогда не профилируют, поскольку он показывает моментальный «финансовый портрет» организации  на определенную дату, в то время  как функциональные бюджеты имеют  динамический характер.

       Баланс  из всех форм отчетности наименее полезен для принятия оперативных управленческих решений. Этот документ показывая имущественную и финансовую картину компании, не дает никакой информации ни о процессе достижения такого состояния, ни о выполнении соответствующих целей организации.

       Для определения изменения в статьях баланса используется информация из плана прибылей и убытков и бюджета денежных средств в соответствии с формулой:

       Сальдо  на конец периода = сальдо на начало периода + начисления (из плана  прибылей и убытков) + поступления (из бюджета денежных средств) – выплаты (из бюджета денежных средств).

       Дебиторская задолженность на конец периода  определяется по формуле:

       Дебиторская задолженность на конец периода = дебиторская  задолженность на начало периода + стоимость  отгруженной, но не оплаченной продукции – поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию.

      Таблица 9. Бюджетный баланс торгового предприятия «Нижегородец»

Наименование  статей Сумма, тыс. руб.
Актив  
Основные  средства 2564
Прочие  внеоборотные активы 1349
Запасы 215751
Дебиторская задолженность 25400
Денежные  средства 136500
Итого 381564
Пассив  
Капитал 113000
Нераспределенная  прибыль 256390
Долгосрочные  кредиты и займы -
Краткосрочные кредиты и займы -
Кредиторская  задолженность 12174
Итого 381564
 

       Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом и начинается его предварительный анализ. Бюджет обсуждается руководством компании и если в результате составления бюджета выявляются проблемы, то плановая работы начинается заново. Первый вариант генерального бюджета редко оказывается окончательным. После изменения планов действий отдельных подразделений и предприятия в целом в генеральный бюджет вносятся изменения и процесс анализа повторяется. В результате процесс планирования и составления бюджета объединяются в единый процесс управления.

       По  окончании  периода,  на  который  разрабатывался  бюджет, проводится детальный  анализ  достигнутых  результатов:  фактические показатели сопоставляются   с  плановыми,  выявляются  причины  отклонений.  На основании  полученной  информации  дается  оценка деятельности всего предприятия   и   отдельных   центров  ответственности,  устраняются недостатки, определяются резервы повышения эффективности, после чего составляется бюджет на следующий период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных. Но бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Необходимость научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством предприятия сложную задачу: овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений как между бизнес– единицами предприятия, так и предприятия с внешней средой.

       Преимуществами  внедрения бюджетирования на предприятии являются:

- Во-первых, бюджетирование помогает осуществлять контроль за производственной деятельностью;

-    Во-вторых, оно позволяет более эффективно распределять и использовать материальные ресурсы предприятия.

       Система бюджетов позволяет руководителю заранее  оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации.

      Сущность  бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в использовании корректирующих воздействий на отклонения от параметров их исполнения.

      Бюджетирование выполняет три основные функции:

      1. Функция планирования.

      2. Функция учета.

      3. Функция контроля.

       Организация бюджетирования включает следующие основные моменты:

     1. Проектирование и утверждение финансовой структуры организации. Это необходимо для того, чтобы делегировать полномочия в части составления конкретных (частных) бюджетов ответственными организационных звеньев системы управления предприятием.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат в торговой организации