Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 23:27, курсовая работа
Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции, банки выполняют общественно-необходимые функции. Банковская система РФ представляет собой явление уникальное: по числу банков, уровню приватизации, темпам роста и степени дерегулирования российский банковский сектор заметно превосходит аналогичные показатели не только стран с переходной экономикой, но и подавляющего большинства развивающихся стран.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ……………………………………………..……………6
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, АНАЛИЗ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО СБЕРБАНКА РОССИИ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ……………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………41
В своей работе Отдел кредитования руководствуется действующим законодательством, а также Уставом Сбербанка РФ, Положением об отделении и указаниями и инструкциями Сибирского банка СБ РФ и Сбербанка России.
Кредитная политика отделения Сбербанка определяется с учетом конъюнктуры финансового рынка, направлена на повышение качества кредитного портфеля и оптимизацию системы управления кредитными рисками.
Операции по кредитованию физических лиц осуществляются в Отделе кредитования физических лиц. Цели и задачи стоящие перед отделом кредитования физических лиц, аналогичны целям, стоящим перед отделом кредитованию юридических лиц, а именно обеспечение роста кредитного портфеля с сохранением его качества на должном уровне.
Учреждения Сбербанка России были и остаются основными связующими звеньями с населением. Поэтому, учитывая, возросшие требования клиентов, конъюнктуру рынка депозитов физических лиц, особое внимание необходимо уделить качеству обслуживания населения, совершенствованию консультационной работы, возможности предоставить клиенту широкий спектр банковских услуг, в том числе кредитования, реализовывая при этом рекламные и организационные мероприятия в целях увеличения объемов кредитования населения. В основе разработки и внедрения новых финансовых услуг Сбербанк России придерживается двух основных принципов: их рентабельность для банка и привлекательность для клиента. В решении проблем, стоящих перед банком, повышении его конкурентоспособности на рынке финансовых услуг и поддержания имиджа современного надежного банка, человеческий фактор играет доминирующую роль. Высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников банка, понимание корпоративных интересов, внимательное отношение к клиентам - залог успеха в деле развития и совершенствования обслуживания населения. Кредитный портфель Сбербанка представляет собой совокупность требований банка по предоставленным кредитам.
В состав кредитного портфеля банка входят:
- кредиты организациям (юридическим лицам) и ИПБОЮЛ;
- кредиты частным (физическим) лицам;
Сбербанк России сохранил свое лидирующее положение по кредитованию частных лиц. Очевидна высокая конкурентоспособность Сбербанка России на рынке потребительских кредитов населения. Высокая доступность по обеспечению кредита, приемлемость их размеров, гибкие действующие процентные ставки, приемлемые сроки погашения ссуд обеспечивают постоянный, достаточно высокий спрос на данную услугу. Предлагаемые Сбербанком России условия кредитования граждан выглядят намного привлекательнее, чем у других коммерческих банков. Заметно выигрывают условия Сбербанка России по срокам погашения кредитов. Такие сроки не встречаются ни у одного коммерческого банка. Ссуды Сбербанком России выдаются на определенные цели (приобретение строительство и реконструкцию объектов недвижимости, приобретение товаров народного потребления, неотложные нужды). Срок пользования ссудой от 5 до 15 лет. Коммерческие же банки на неотложные нужды предоставляют только краткосрочные кредиты из-за краткосрочной базы привлеченных ресурсов. По краткосрочным ссудам, выдаваемым в Сбербанке России сроки возврата также выше, чем в других коммерческих банках. В настоящий момент процентные ставки кредитов в Сбербанке России несколько ниже, чем у других коммерческих банков. 15 Крупные коммерческие банки выдают кредиты населению, условия которых доступны не всем, а только клиентам с высоким уровнем достатка. Обеспечением таких ссуд, в коммерческих банках, как правило, служит залог недвижимости, ценных бумаг, ювелирных изделий, антиквариата, в своем размере превышающих сумму выдаваемого кредита. В Сбербанке России обеспечением кредита могут быть поручительства 1-4 граждан, имеющих постоянный легальный доход, залог ликвидных ценных бумаг. Обеспечение кредита в Сбербанке России позволяет практически любому гражданину, имеющему постоянный источник дохода, получить кредит. В целях удовлетворения потребности своих клиентов в современных кредитных продуктах, Сбербанк России оказывает полный спектр кредитных услуг и предлагает широкий выбор режимов кредитования, включая овердрафтные, вексельные кредиты, кредитные линии на выгодных для клиентов условиях, открытие аккредитивов, а также предоставляет различные виды банковских гарантий. Наибольшим спросом у населения пользуются краткосрочные и среднесрочные ссуды, выданные на неотложные нужды в рублях. Это наиболее быстрый и удобный способ получения ссуды, так как пакет предоставляемых документов для получения данного вида кредита минимален, отсутствует валютный риск и необходимость предоставлять отчет об использовании заемных средств. Долгосрочные ссуды на покупку и строительство объектов недвижимости пользуются меньшим спросом у населения. Однако спрос увеличился, что объясняется ростом доходов населения и позитивными сдвигами в стабилизации нашей экономики. В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций. В целом за последние годы современная система кредитования тем не менее проделала значительный путь развития. По существу, изменилась не только философия банковского дела, но и технология кредитных операций. Функции по кредитованию потребительских нужд населения были возложены на учреждения Сбербанка России с 01 января 1988 года.16 В соответствии с постановлением Правления Сбербанка России с 01.08.97г. введены в действие новые правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка России, изложенные в инструкции № 229-р от 10 июля 1997 года. Кредиты могут различаться в зависимости от участников кредитной сделки, сроков, характера обеспечения и другим показателям. Оформление кредитов населению производится в любом учреждении Сбербанка России. Основными проблемами кредитования бизнеса являются несколько причин:
- многие представители бизнеса не могут взять кредит, поскольку их финансовая отчетность не соответствуют жестким требованиям банка;
- низкий уровень прозрачности,
проблемы с ликвидным
- наличие "черной кассы" в большинстве малых предприятий и, соответственно, бухгалтерская отчетность, пригодная только для минимизации выплаты налогов. Отсюда следует, что кредит таким предприятиям давать очень дорого, так как требуется тщательная проверка.
В Сбербанке эта проблема решается при помощи беззалоговых кредитов. Но хотя их размер может составлять около 1 млн руб., размеры все равно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен также вариант, при котором лимит беззалогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету – это овердрафт по расчетному счету. Однако многие предприятия малого и среднего бизнеса до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимит кредитования.
Еще одна проблема в отсутствии четкого механизма поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном уровне. Существующая в настоящее время законодательная база утверждает необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривает определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень ограничен.
У рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы.
Следующий негативный момент, а именно, увеличение абсолютной и относительной величины просроченных кредитов, предоставленных частным клиентам (темп роста составил 316%), что говорит о существовании угрозы невозврата денежных средств. Кроме того, потребительское кредитование является наиболее рискованной сферой кредитования. За анализируемый период увеличилась доля "Доверительных" кредитов, предоставляемых без обеспечения. То есть с целью привлечения клиентов и увеличения кредитного портфеля, банк пренебрегает обеспеченностью кредита.
Проблемы при управлении кредитным риском часто связаны с тем, что кредитная организация иногда предоставляет кредиты своим постоянным клиентам, не считаясь с установленными лимитами, иначе она рискует потерять партнеров.
Кроме того, при определении степени кредитного риска не учитывается региональная структура кредитного портфеля. Так, если ссудный портфель представлен кредитами, выданными в одном регионе, то ухудшение общего экономического состояния в данном регионе может привести к появлению соответствующих проблем у банка, и велика вероятность стать заложником внутрирегиональных проблем и рисков.
Следует отметить, что банку необходимо анализировать диверсификацию поручителей. Так наличие у банка разных поручителей, дифференцированных по банковским продуктам, снижает рискованность вложений, так как проблемы с исполнением обязательств одним поручителем не помешают другому исполнить свои обязательства в полном объеме.
Несмотря на то, что работа отдела по кредитованию физических лиц отделений Сбербанка в целом характеризуется как успешная, существуют отдельные проблемы, решение которых приведет к повышению прибыли и улучшению имиджа банка. Среди основных проблем потребительского кредитования можно назвать следующие:
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Кредитование является одним из ключевых направлений деятельности банков, определяющих их судьбу; искусство кредитования - это соблюдение определенных, проверенных практикой правил. С формально-юридических позиций источник права — способ выражения вовне юридических правил поведения. В отечественной правовой системе основным источником права является нормативный правовой акт — акт правотворчества, содержащий нормы права, регулирующий определенные общественные отношения и рассчитанный на неоднократное применение.17 В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:
Конституцией РФ;
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности;
Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.18 Банковская деятельность не может регулироваться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления. Конституция РФ содержит ряд важных для банковского права норм.
Конституция России — акт высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Ее нормы, так или иначе относящиеся к банковской деятельности, можно разделить на три группы:
1. устанавливающие уровень правового регулирования банковской деятельности. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
2. регламентирующие основы денежной системы России. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
3. устанавливающие компетенцию высших органов государственной власти по назначению на должность Председателя Банка России. В силу п. «г» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. В соответствии с п. «в» ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.19
Законы в банковском праве можно подразделить на специальные, целиком посвященные правовой регламентации вопросов банковской деятельности, и общие, имеющие опосредованное отношение к ней.
Специальными банковскими законами являются:
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2014) "О банках и банковской деятельности"
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О кредитных историях"
Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О банке развития"
Закон о платежных агентах.
Так, правовой статус, цели деятельности,
функции и полномочия единого и независимого
субъекта первого уровня банковской системы
РФ - Центрального банка РФ - определяется
Конституцией РФ, а также Федеральным
законом "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)". В соответствии со ст. 56 указанного ФЗ
Банк России является органом банковского
регулирования и банковского надзора,
осуществляющим постоянный надзор за
соблюдением кредитными организациями
и банковскими группами банковского законодательства,
нормативных актов Банка России и установленных
ими обязательных нормативов. Указанный выше ФЗ № 86-ФЗ устанавливает
цели и направления деятельности Банка
России, а также его функции, среди которых:
проведение единой государственной денежно-кредитной
политики; монопольное осуществление
эмиссии наличных денег и организация
наличного денежного обращения; кредитование
в последн. инстанции для кредитных организаций,
организация системы их рефинансирования;
установление правил осуществления расчетов
в РФ и правил проведения банковских операций
и т.д.20