Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:27, курсовая работа
Целью работы является анализ затрат на предприятии и рассмотрение особенности калькулирование себестоимости продукции по системе «директ-костинг». Объект исследования представляет конкретное предприятие – OOO «Сластена» Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Выполнить организационно-экономическую характеристику ООО «Сластена»
2. Охарактеризовать организацию учета затрат на ООО «Сластена»
3. Определить понятие и основные задачи учета продажи продукции.
4. Провести оценку основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сластена»
5. Рассмотреть теоретические аспекты калькулирование себестоимости продукции по системе «директ-костинг»
6. Определить понятие и принцип системы «директ-костинг»
7. Проанализировать практическое применение метода сокращенной себестоимости
Традиционный
вариант учета предусматривает
подразделение затрат на прямые и
косвенные и подсчет полной себестоимости
продукции, работ, услуг. При этом варианте
все прямые и косвенные расходы
в конечном итоге отражаются на счете
20 “Основное производство”. Прямые
расходы списываются на счет 20 “Основное
производство” с кредита счетов
10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом
по оплате труда”, 69 “Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению”, 60 “Расчеты
с поставщиками и подрядчиками”
и др. Расходы вспомогательных
производств относятся на счет 20
“Основное производство” с
Суммы фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг переносятся с кредита счета 20 “Основное производство” в дебет счета 43 “Готовая продукция” или 90 “Продажи”.
Следует обратить внимание на то, что сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 “Общехозяйственные расходы” в дебет счетов 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”6.
Традиционный
вариант учета получил в новом
плане счетов дальнейшее развитие.
В системный учет введена специальная
синтетическая позиция, позволяющая
контролировать выпуск из производства
готовой продукции и
Следует сразу же оговориться, что применение счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” не является обязательным. Он используется “по желанию” или по мере необходимости. Основное условие включения его в схему синтетического учета — наличие и использование в практике нормативной себестоимости продукции (стандарт-костс, нормативный учет).
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по обычной схеме, рассмотренной выше. Однако в течение месяца фактически выпущенная и сданная на склад готовая продукция, оцененная по нормативной (плановой) себестоимости, отражается по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” в корреспонденции со счетом 43 “Готовая продукция”. Сданные заказчикам работы и оказанные услуги регистрируются по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и дебету счета 90 “Продажи”.
По
окончании месяца выявившаяся на
счетах 20 “Основное производство”,
23 “Вспомогательные производства”, 29
“Обслуживающие производства и хозяйства”
фактическая производственная себестоимость
выпущенной готовой продукции, сданных
работ и оказанных услуг
На 1-е число месяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). Результатом такого сопоставления может быть экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, или перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой). Сумма отклонения переносится со счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” на счет 90 “Продажи”: экономия сторнируется по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и дебету счета 90 “Продажи”, а перерасход списывается с кредита счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” в дебет счета 90 “Продажи” дополнительной записью.
Таким образом, ежемесячно счет 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет по счету 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” организуется, как правило, по видам выпускаемой продукции или по структурным подразделениям организации. В целях управления в конкретной организации могут потребоваться иные аспекты группировки информации на данном счете.
Следующий вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Общий
подход к организации данного
варианта учета заключается в
следующем. Как мы отмечали, условно-переменные
расходы связаны
В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы”.
Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производства”. Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 “Общепроизводственные расходы”, а затем ежемесячно переносятся на счета 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производства”. Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 “Общехозяйственные расходы”, а в части сбытовых расходов — на счете 44 “Расходы на продажу”. В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 “Расходы на продажу” и организация учета этих затрат на счете 26 “Общехозяйственные расходы”.
Суммы
фактической себестоимости
Условно-постоянные
расходы, собранные на счетах 26 “Общехозяйственные
расходы” и 44 “Расходы на продажу”, в
конце каждого отчетного
Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета затрат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”. При этом записи в части учета условно-переменных расходов делаются по аналогии с описанными выше7.
3.3 Схема построения отчета о доходах в системе «директ-костинг»
Использование системы «директ-костинг» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов. Применяемая в рамках этого метода схема построения отчета о доходах (как правило, двухступенчатая), содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль.
Маржинальный доход — это разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.
Как уже отмечалось, Международные бухгалтерские стандарты не разрешают использовать систему «директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов. В чем же тогда состоит практическое значение этой системы?
Прежде
всего ее использование позволяет
оперативно изучать
взаимосвязи между объемом
В современных условиях управляющие должны знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов бухгалтерского управленческого учета является следующий: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Решить эту задачу можно, лишь используя систему «директ-костинг». [7, с.89.]
Калькулирование
переменной себестоимости помогает
Система
«директ-костинг» позволяет проводить
эффективную
политику ценообразования. В некоторых
ситуациях при недостаточной
Наконец, данная система позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится более обозримой, а отдельные статьи затрат — лучше контролируемыми. Система «директ-костинг» находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике, в частности в издательской деятельности. Использование метода «директ-костинг» в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу издания и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:
3.4 Практическое применение метода сокращенной себестоимости
Метод директ-костинга может применяться в любых организациях различных отраслей для управления себестоимостью продукции. В результате его применения на предприятии рассчитываются два финансовых показателя — маржинальный доход и чистая прибыль.
Достоинство метода директ-констинга на предприятиях с массовым и серийным типами организации производства состоит в том, что в результате его применения появляется возможность управлять объемами производства товаров с помощью изучения и оценки рынка на основе использования приемов маркетинга. С этой целью исчисляется критический объем производства (так называемая "мертвая точка"), т. е. величина выручки от продажи продукции, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки производства без получения прибыли8.
Критический объем производства в единицах продукции определяется по формуле
х = ПР : (Ц - ПЗ),где
х – количество выпускаемой продукции;
ПР – общая сумма постоянных издержек производства;
Ц – продажная цена за единицу продукции;
ПЗ – переменные издержки производства на единицу продукции.