Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 09:00, курсовая работа
Аудиторы в своей деятельности в основном имеют дело с автоматизированными системами бухгалтерского и налогового учета, в которых широко используются персональные компьютеры. Применение компьютерной техники значительно повышает эффективность деятельности учетного персонала, точность выполняемых расчетов, связанных с формированием регистров учета и отчетной документации, снижает трудозатраты при ведении бухгалтерского и налогового учета. Применение компьютеров в учете имеет особенности формирования бухгалтерской отчетности, которые необходимо учитывать при планировании и проведении аудита.
Введение
1.Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
1.1 Нормы определений аудита в условиях компьютерной обработки.
1.2.Общие требования к проведению аудита в условиях КОД.
1.3. Действия аудитора в среде КОД.
1.4. Аудиторские доказательства и документирование в условиях КОД.
1.5. Компетентность аудитора в вопросах КОД.
2. Использование компьютеров при проведении аудиторской проверки
2.1. Технология проверки общих документов организации
2.2. Технология проверки учета объектов основных средств
2.3. Технология проверки расчетов по НДС
Заключение.
Список литературы
Форма типовой учетной политики представлена в табл. 2.1. Графа 1 содержит признак, по которому для работы аудитора можно выделить фрагмент учетной политики, относящийся к нужному участку.
Таблица 2.1
Форма типовой учетной политики
Участок учета |
№ п/п |
Элемент учета |
Вариант учета |
Нормативные документы |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Учет НДС |
1 |
Начисление НДС от продаж |
По отгрузке |
В графе 3 должны содержаться все элементы учета, по которым возможны различные варианты учета, а в графе 4 - возможные варианты учета. Для обоснования выбранного варианта учета в графе 5 необходимо иметь ссылки на нормативные документы. Поскольку в настоящее время объектом проверки является не только бухгалтерский, но и налоговый учет, то в базе СААД должны присутствовать две таблицы: для бухгалтерского и для налогового учета. Работа аудитора сведется к сравнению пунктов фактически действующей учетной политики с некоторой нормой. Ошибки могут быть двух видов: необходимый пункт отсутствует, вариант учета не соответствует нормативным документам. Любая из указанных ошибок может быть отмечена в дополнительной графе 6 «Примечание».
Для анализа состава учитываемых хозяйственных операций, используемых бухгалтерских проводок и подтверждающих документов аудитор должен располагать справочником соответствия «хозяйственная операция - проводки - документы». Такой справочник может иметь форму табл. 2.2.
Таблица 2.2
Справочник хозяйственных
Участок учета |
№ п/п |
Хозяйственная операция |
Бухгалтерские проводки |
Документ-основание | |
Д-т |
К-т | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Расчет НДС |
1 |
Начисление НДС от продаж |
90-3 |
68НДС |
Счет-фактура выданный |
Графа 1 позволяет выделить фрагмент справочника, соответствующий проверяемому участку. В графе 3 аудитор имеет полный список всех возможных операций, подлежащих учету. Данные граф 4 и 5 могут быть использованы для проверки корректности применяемых в учете проводок, а данные графы 6 дают представление о том, какие документы должны подтверждать ту или иную бухгалтерскую проводку.
Наличие такого справочника имеет важное значение в работе аудитора, так как имеющиеся в нем данные будут использоваться для контроля используемых бухгалтерских проводок, полноты документов, подтверждающих факт хозяйственной операции, проверки правильности использования бухгалтерских счетов. Эти взаимосвязанные элементы учета проверяются в комплексе. Основным источником информации для такой проверки является массив ЖБП, из которого аудитор должен выделить записи, относящиеся к проверяемому участку. Признаком, по которому выделяются нужные записи, обычно служит счет, участвующий в корреспонденции. Так, для участка учета основных средств - это счета 01, 02, 07, 08, 03, для участка учета расчетов с покупателями - счет 62 и т.д. Задавая такой признак, из ЖБП автоматически можно получить рабочую таблицу используемых проводок (содержащих либо в дебете, либо в кредите интересующий аудитора счет или счета), их количественную (количество одинаковых проводок по синтетическим счетам) и суммовую (общая сумма по корреспонденции) оценки. По данным рабочей таблицы проводок, применяемых на конкретном участке учета, аудитор принимает окончательное решение об организации проверки. Необходимо определить те однородные записи, которые необходимо проверить, и состав однородных записей, которые, по мнению аудитора, можно не проверять. По группе однородных записей следует выбрать метод проверки (сплошная или выборочная), а также принцип отбора записей при выборочной проверке.
В соответствии с принципом отбора записей для проверки печатается таблица проверяемых записей (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Таблица проверяемых записей ЖБП
Проводка |
Сумма |
Дата |
Комментарий |
Хозяйственная операция |
Документ-основание |
Примечание | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7a |
Графы 1-4 заполняются на основании ЖБП. Графа 5 заполняется, если это предусмотрено структурой ЖБП.
Для того чтобы воспользоваться данными справочника (табл. 2.2), в графу 5 следует заносить текст, соответствующий этой таблице, или код операции. По данным граф 1 и 5 с помощью табл. 2.3.1 заполняется графа 6.
Таблица 2.3.1
Матрица необходимых процедур проверки предпосылок формирования отчетности в отношении остатков по счетам
Остатки по счетам |
Проверяемые предпосылки | |||
Существование |
Право |
Полнота |
Оценка | |
Дебет счета 01 |
Наличие результатов инвентаризации |
Наличие актов приемки-передачи, регистрация |
Соответствие картотеки наличным учетным карточкам |
Соответствие сальдо данным картотеки основных средств |
Кредит счета 02 |
Состав амортизируемых объектов |
Правильность отнесения к амортизируемой группе |
Полнота включения объектов в амортизируемые группы |
Соответствие сальдо данным картотеки основных средств |
... |
... |
... |
... |
... |
Получивший такую таблицу
Проверка аналитических и
Для проверки других общих документов, таких, как учредительные документы, лицензии, документы о регистрации организации, долгосрочные договоры и т.д., в базе данных аудитора должны быть представлены их рекомендуемые формы, извлечения из нормативных актов, регулирующих их форму, содержание, сроки оформления.
2.2. Технология проверки
учета объектов основных
Рассмотрим элементы проверки на примере участка учета основных средств (ОСС).
На любом участке учета
Таблица 2.4
Таблица разделов нормативной учетной политики
№п/п |
Элемент учетной политики |
Варианты |
Статья Налогового кодекса |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Начисление амортизации
по амортизируемому имуществу |
Линейным |
259 п. 1 |
Нелинейным | |||
Линейным, уменьшающегося остатка и т.д. |
ПБУ 6/01 р. 3 п. 19 | ||
2 |
В отношении группы основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации |
а) применять коэффициент 2; |
259 п. 7 |
б) не применять коэффициент 2 |
Перечень таких основных средств должен прилагаться | ||
3 |
По амортизируемым основным средствам, являющимся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации применять |
а) специальный коэффициент 3; |
259 п. 8 |
б) специальный коэффициент 2; | |||
в) повышающий коэффициент не применяется | |||
4 |
По амортизируемым основным средствам понижающий коэффициент |
а) не применяется; |
259 п. 10 |
б) применяется | |||
5 |
При определении нормы амортизации по амортизируемому имуществу она определяется |
а) с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками; |
259 п. 12 |
б) без учета количества месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками |
Сравнивая соответствующие разделы фактически утвержденной и нормативной учетной политики, аудитор может выявить разделы, которые вообще не отражены в учетной политике, или (что довольно редко) вариант учета, не соответствующий положениям и методическим рекомендациям по ведению учета. В случае, когда учетная политика представлена аудитору в электронном виде, проверка представляет собой работу с двумя экранами: в одном - разделы нормативной учетной политики по выбранному участку учета с дополнительной графой для комментариев, в другом - учетная политика экономического субъекта.
Надо заметить, что подобную проверку проще выполнить, имея документы на бумажных носителях, так как объем информации невелик. Но если учесть необходимое документирование, то фрагмент нормативной учетной политики с комментариями проверяющего становится готовой частью письменной информации аудитора.
Таблица 5.5
Состав учитываемых
Д-т |
К-т |
Д-т |
К-т |
Д-т |
К-т |
Д-т |
К-т |
Д-т |
К-т | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Получение ООС от поставщика |
08 |
60 |
19 |
60 |
||||||
Оплата ООС |
60 |
51 |
||||||||
Наладка ООС |
08 |
10 |
08 |
70 |
08 |
69 |
08 |
60 |
19 |
60 |
Постановка на учет ООС |
01 |
08 |
||||||||
Зачет НДС по ООС |
68 |
19 |
||||||||
Начисление амортизации ООС |
20 (23, 25, 26) |
02 |
||||||||
Ремонт ООС |
20 |
10 |
20 |
70 |
20 |
69 |
||||
Модернизация ООС |
||||||||||
Консервация ООС |
||||||||||
Передача в аренду ООС |
03 |
01 |
||||||||
Снятие ООС с учета |
01-10 |
01 |
02 |
01-10 |
91 |
01-10 |
||||
Передача ООС покупателю |
62 |
91 |
||||||||
Получение оплаты переданного ООС |
51 |
62 |
Информация о работе Аудит в системе электронной обработки данных