Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:08, курсовая работа
В процессе осуществления своей деятельности каждая организация налаживает хозяйственные связи с другими организациями. Например, у одних организаций она покупает материалы для производства своей продукции, другим – заказывает выполнение определенных работ и т.д. В свою очередь, организация продает другим организациям свои товары и продукцию, выполняет для них работы и оказывает услуги в зависимости от вида деятельности, которыми она занимается.
Введение……………………………………..…………………………………….3
1. Основные направления учета и аудита денежных средств
1.1 Нормативно – правовое регулирование учета и аудита денежных средств в Российской Федерации…………………………………………….7
1.2 Учет денежных средств………………………………………………….13
1.3 Аудит денежных средств………………………………………………...27
2. Учет и аудит денежных средств на примере предприятия ООО «Престиж»
2.1 Общая характеристика организации ООО «Престиж»………………...38
2.2 Порядок осуществления и бухгалтерский учет наличных форм расчетов……………………………………………………………………….39
2.3 Порядок осуществления и бухгалтерский учет безналичных форм расчетов……………………………………………………………………….48
2.4 Составление бухгалтерской отчетности………………………………..52
2.5 Аудиторская проверка кассовых операций…………………………….58
2.6 Аудиторская проверка операций по расчетному счету………………..62
2.7 Аудиторская проверка расчетов с поставщиками, покупателями и заказчиками…………………………………………………………………...65
2.8 Аудиторская проверка расчетов с дебиторами и кредиторами……….67
3. Предложения по совершенствованию учета и контроля за денежными средствами…………………………………………….………………………….70
Заключение…………………………………………………………………….…75
Список литературы………………………………………………………………78
Основные требования, предъявляемые к отчетности:
1. Достоверность —
информация должна отражать
2. Полнота — информация
должна содержать все
3. Нейтральность — отчетность не должна отражать интересы каких-либо лиц.
4. Преемственность — последовательность применения форм отчетности и их содержания от одного отчетного периода к другому.
5. Существенность —
все существенные показатели
должны приводиться
Несущественные показатели могут указываться агрегатными суммами с расшифровкой и разложением на части в пояснениях к отчетным формам.
Баланс показывает финансовый результат деятельности организации на определенную дату. В активе показывают инвестиционные решения организации, т.е. куда вложены средства. А в пассиве - за счет каких источников они финансируются: заемных или собственных.
При заполнении баланса исходим из того, что сальдо активного счета отражается в активе баланса. Сальдо пассивного счета отражается в пассиве баланса. Сальдо активно – пассивного счета отражается в зависимости от его вида: дебетовое сальдо в активе баланса, кредитовое сальдо в пассиве баланса.
Состав годовая бухгалтерская отчетность включает в себя:
1. Бухгалтерский баланс (форма № 1)
2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
3. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
6. Отчет о целевом
использовании денежных
7. Пояснительную записку
8. Аудиторское заключение, если отчетность подлежит обязательному аудиту.
Составление годового отчета требует проведение целого ряда мероприятий на предприятии ООО «Престиж», а именно:
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность необходимых учетных процедур. Эти процедуры включают: инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, списание стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в учетных регистрах. Основой для составления баланса являются учетные записи, подтвержденные сопроводительными документами.
Сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности предприятия отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с допущениями и требованиями, зафиксированными в учетной политике предприятия ООО «Престиж». Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, подтверждаются результатами инвентаризации активов и обязательств.
Бухгалтерский баланс (ф. № 1) отражает состав имущества организации и источники формирования на отчетную дату.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода сопоставлены с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному. Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья. Балансовые статьи объединяются в разделы. Актив баланса состоит из двух разделов («Внебюджетные активы» и «Оборотные активы»), пассив — из трех разделов («Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства») (приложение 4).
Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.
В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показываются с подразделением на обычные и прочие (операционные, внереализационные и чрезвычайные). В нем отражается расчет следующих показателей финансовых результатов: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
Пояснения к бухгалтерскому учету и отчету о прибылях и убытках должны раскрывают сведения, относящиеся к учетной политике и обеспечивать пользователей дополнительной информацией, которую нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которая необходима для формирования полного представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации.
В приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках прилагаются:
Отчет об изменениях капитала (ф. № 3) — отражает информацию о наличии и движении собственного капитала организации в отчетном году.
Отчет о движении денежных средств (ф. № 4) — отражает информацию о наличии и движении денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетных, валютных и специальных счетах в банках. Отчет состоит из следующих разделов:
— «Остаток денежных средств на начало года»;
— «Поступило денежных средств» (всего и в том числе: выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг); выручка от продажи основных средств и иного имущества; авансы, полученные от покупателей; бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование; безвозмездно; кредиты и займы полученные и прочие поступления);
— «Направлено денежных средств» (всего и в том числе: на оплату приобретенных товаров (работ, услуг); на оплату труда;
отчисления на социальные нужды; на выдачу авансов поставщикам и подрядчикам; на оплату машин, оборудования и транспортных средств; на финансовые вложения; на расчеты с бюджетом; на оплату процентов и по полученным кредитам и займам и прочие выплаты);
— «Остаток денежных средств на конец отчетного периода». Справочно указывается, сколько из общей суммы поступлений получено наличными (всего и в том числе по расчетам: с юридическими, физическими лицами, из них с применением контрольно-кассовых аппаратов, бланков строгой отчетности). Отдельно показывается: поступление в кассу из банка, сдано в банк из кассы (приложение 5).
Приложение к бухгалтерскому учету (ф. № 5) — содержит дополнительные сведения о наличии и движении отдельных видов имущества и обязательств организации в отчетном году. Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из следующих разделов:
— «Движение заемных средств» (долгосрочные кредиты, займы и краткосрочные кредиты, займы). Отражается остаток каждого вида кредитов и займов на начало и на конец года, их получение и погашение (всего и в том числе не погашенных в срок);
— «Дебиторская и кредиторская задолженность» (отражается каждый вид задолженности). Показывается остаток задолженности по видам на начало и конец года, возникновение и погашение обязательств (всего и в том числе просроченной). В справке к этому разделу приводится информация: о движении векселей (выданных и полученных); о дебиторской задолженности по поставляемой продукции (работам, услугам) и дебиторах и кредиторах, имеющих наибольшую задолженность;
«Амортизируемое имущество» (нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности). Отражается остаток каждого вида амортизируемого имущества на начало и на конец года, поступление и выбытие (всего и в том числе по видам). В справке к этому разделу приводятся данные на начало и на конец отчетного года: о стоимости производственных основных средств, переданных в аренду и на консервацию,, и о суммах амортизируемого имущества, по которому амортизация не начисляется (всего и в том числе нематериальные активы и основные средства);
«Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» (собственные средства организации и привлеченные средства). Отражается остаток каждого вида средств на начало и на конец года, начисление и использование (всего и в том числе по видам средств);
«Финансовые вложения» (как и акции других организаций, облигации и другие долговые обязательства, предоставленные займы и пр.). Отражается остаток на начало и на конец года каждого вида долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Справочно приводится рыночная стоимость облигаций и других ценных бумаг;
«Расход по обычным видам деятельности» (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты). Отражаются расходы по элементам затрат за отчетный год и за предыдущий год. Отдельно показывается изменение остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов;
«Социальные показатели» (отчисления в «Единый социальный налог» (по видам фондов); отчисления в негосударственные пенсионные фонды; страховые взносы по договорам добровольного страхования пенсий; среднесписочная численность работников; денежные выплаты и поощрения, не связанные с производством продукции (работ, услуг); доходы по акциям и вкладам в имущество организации). Отражаются сведения о причитающихся по расчету, израсходованных и перечисленных в фонды отчислениях в фактических данных по другим показателям.
В пояснительной записке раскрывается учетная политика организации; выполняется пересчет показателей, по которым в связи с изменением учетной политики корректировалась методика расчета; описываются причины, объясняющие сложившееся финансовое положение организации; проводится анализ динамики показателей бухгалтерской отчетности.
Целью бухгалтерской отчетности является предоставление необходимой полезной информации всем потенциальным внешним и внутренним пользователям. К диплому прилагается «Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отчета о движении денежных средств» (приложение 6).
2.5 Аудиторская проверка кассовых операций
Цель аудита кассовых операций:
- проверка правильности оформления первичных документов и их обобщения в учетных регистрах;
- проверка обоснованности хозяйственных операций;
- правильность отражения на счетах синтетического и аналитического учета;
- проверка соблюдения лимита остатка денег в кассе и расчета наличными деньгами в пределах установленных норм.
Источники информации для аудита кассовых операций:
- приходный кассовый ордер (правильность заполнения, отражение хозяйственных операций, подписи, регистрация в журнале приходных/расходных ордеров);
- расходный кассовый ордер (целевое использование наличных денег, есть ли две подписи – руководителя и главного бухгалтера, фактическое получения денег – соответствует ли дата получения, отражен ли документ, удостоверяющий личность получателя, – паспорт, военный билет);
- журнал регистрации приходных и расходных документов (прошнурован, пронумерован и указано количество листов, подпись руководителя, регистрация в момент выписки ордера);
- кассовая книга (прошнурована, пронумерована, подписи, печать, есть ли исправления);
- правильность отражения хозяйственных операций (1С - "Бухгалтерия").
Аудит кассовых операций проводится на предприятии ООО «Престиж» для проверки своевременного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами, правильного документального оформления этих операций, контроля за сохранностью денежных средств. Проверка проводилась в три этапа: ознакомительный, основной, заключительный. На ознакомительном этапе изучались открытые расчетные счета. На основном этапе проводился анализ операций отчетного периода, сверка суммы остатка денежных средств с данными в журнале-ордере. При аудите кассовых операций проверялось правильность документального оформления; сохранность наличных денежных средств, правильность применения контрольно-кассовой техники, полнота и своевременность оприходования денежных средств, правильность списания денег в расход, соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе, организация хранения свободных денежных средств в кассах. На основном этапе проводилась проверка сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор устанавливал, проводилась ли инвентаризация кассы перед составлением годовой отчетности, при смене материально-ответственного лица, при выявлении фактов хищения и т.д. при проверке установленного лимита остатка денежных средств запрашивался расчет на установление лимита и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки. При проверке кассовых операций проводилась проверка полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений. Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обращал внимание на юридическую обоснованность выдачи денег. Результаты проверки полноты и своевременности оприходования налично-денежной выручки в кассу оформлялись в таблице. Проверка организации хранения свободных денежных средств в кассах организации устанавливает соответствие Порядку ведения кассовых операций в РФ. На заключительном этапе аудиторской проверки формировался пакет рабочих документов аудитора и составлялся аудиторский отчет, который вместе с рабочей документацией представлялся руководителю проверки.