Аудит учета денежных средств на расчетном счете

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Аудит - это проверка и подтверждение достоверности учета, отчетности и финансовых документов, а также подтверждение соответствия учетной политики предприятия общепринятым стандартам (законодательным и подзаконным актам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии), проводимая специализированной (аудиторской) организацией на договорной коммерческой основе за счет проверяемых предприятий и организаций. Главная цель аудиторской проверки - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Файлы: 1 файл

0599033_4407D_audit_ucheta_denezhnyh_sredstv_na_raschetnom_schete.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

 

По приказу об учетной  политике аудитор знакомится:

  • с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;
  • формой безналичных расчетов, используемой на предприятии,
  • документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;
  • перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке,
  • перечнем ответственных лиц

2.2 Проведение аудиторской проверки операций по расчетному счету

В начале аудиторской  проверки необходимо выяснить полный перечень различных счетов предприятия, открытых в кредитных организациях, их номера, наименования банков. По каждому счету проверяется наличие договора, факт уведомления налоговой службы (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации уведомлению подлежат расчетные счета). Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса РФ.

Параметры каждого счета сверяются со сведениями о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждений, действующих на территории Российской Федерации по состоянию на определенное число. Эта форма предоставляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Данные о расчетных счетах нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету [15].

 Аудиторам  необходимо разослать в банки  клиента письма с просьбой  о подтверждении размера остатков  на счетах, а также о предоставлении  информации о наличии и величине  выданных банками клиенту кредитов, сумме начисленных процентов,  обязательствах по залогам.

 Перечень  номеров счетов вручается всем, участвующим в проверке. При обнаружении перечисления средств на счета или со счетов, не указанных в перечне, проверяющий должен сообщить об этом ведущему аудитору [8, c.231].

В ходе аудиторской проверки необходимо сравнивать данные банковских документов с данными аналитического учета. Операции по расчетным, текущим счетам предприятия отражаются на балансовом счете 51 “Расчетный счет”, предназначенном для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской валюте на расчетном счете предприятия в банке. Операции по расчетному счету должны отражаться в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному, текущему счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности оборотов и сальдо по счетам предприятия в банках применяются следующие аудиторские процедуры:

  • проверка полноты и достоверности банковских выписок и документов по ним.
  • соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах (каждая операция, отраженная в выписке банка, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом) и не допускалось ли в этом случае неправильное отражение в бухгалтерском учете банковских операций,
  • соблюдается ли  правильная корреспонденция счетов.
  • правильность оформления приложенных первичных документов,
  • обоснованность перечисления денежных средств,
  • правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными,
  • выверка остатков по счетам в банках на дату составления баланса и проведение анализа выявленных расхождений [13, c.186].

В случае, если в ходе проверки установлено отсутствие части  платежных документов или отсутствие соответствующей отметки банка, аудитор может предложить организации восстановить недостающие первичные документы [15].

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок  заполнения которых установлены  инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся:

- выписки банка с  приложенными утвержденными банком  формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное  требование, платежное требование-поручение,  платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), объявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета и др.;

- первичные документы,  прилагаемые к расчетным банковским  документам и обосновывающие  правомерность совершаемых операций.

Расчетные документы должны быть стандартными, соответствовать установленным требованиям и содержать необходимые реквизиты. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Неверно оформленные расчетно-денежные документы к обработке не принимаются [13,c.190].

Аудитор проверяет правильность оформления документов и проводит арифметическую проверку документов.

Проверку достоверности отражения операций по банковскому счету предприятия следует сочетать с изучением банковских документов по существу произведенных операций, выясняя при этом законность их совершения и соответствие действующему законодательству. При этом следует обратить внимание на некоторые моменты:

  • наличие основания для произведенного платежа (договор, счет и т.д.);
  • недопустимость услуг по оплате счетов других предприятий, не имеющих отношения к проверяемому.

Особое внимание аудитор  должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании  решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Операции по счетам в  банке могут быть приостановлены согласно ст.76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

При проверке списания денежных средств со счета и полноты оприходования наличных денег в кассу аудитор должен проверить:

- приложена ли к  выписке банка по операции  снятия наличных денег квитанция  к приходному кассовому ордеру;

- тождественность записей  в регистрах синтетического учета  по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».

Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету  нарушения аудитор фиксирует  в рабочей документации и отражает в справке (отчете) по результатам  данного раздела аудиторской  проверки.

Для подтверждения достоверности  бухгалтерской отчетности нужно  проверить соответствие ее показателей  данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. Такую  проверку целесообразно проводить  по определенной схеме (Табл.1).

Таблица 1 –  Соответствие показателей  бухгалтерской отчетности  данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка

Проверяемый документ

Показатель  для сопоставления

Бухгалтерский баланс (ф.№1)

Показатели статьи баланса  «Расчетные счета»

Главная книга

Сальдо по счету 51 «Расчетный счет»

Сводные регистры синтетического учета (сальдо  по дебету и кредиту)

Показатели сводных  регистров синтетического учета по счету 51 «Расчетный счет»

Регистры синтетического учета по субсчетам при наличии  нескольких расчетных счетов (сальдо и обороты по дебету и кредиту)

Показатели регистров  по каждому счету в банке

Выписка банка по каждому счету

Остаток денежных средств  на отчетную дату по каждому счету


Проверка полноты и  правильности синтетического учета  операций по расчетному счету проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского  счета предусмотрена выплата  банком процентов за пользование  денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация  доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

- порядок ведения учетных  регистров;

- ведутся ли регистры  синтетического учета по каждому  расчетному счету, открытому в  банке, составляется ли сводный  регистр;

- своевременность отражения  в регистрах синтетического учета  операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

- тождественность записей  в учетных регистрах и в  выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступление денежных средств  от финансово-кредитных организаций  в виде кредитов, зачисление средств  с других расчетных счетов проверяют  путем встречной сверки записей  по регистрам бухгалтерского учета  по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок и приложенных к ним документов.

2.3 Типичные нарушения действующих правил ведения операций с расчетным счетом; обобщение результатов аудита

К типичным ошибкам, которые совершают экономические субъекты, относятся следующие:

  • Отсутствие выписок банка, подчистки или исправления в выписках банка,
  • Оправдательные документы к выпискам банка предоставлены не полностью,
  • На документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки,
  • Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов [8, 231],
  • Сомнительные и не подтвержденные документами перечисления денежных средств,
  • Несоответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале-ордере №2, ведомости №2 и в главной книге.

Отсутствие  выписок банка, подчистки или  исправления в выписках банка. Полнота выписок банка устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в учреждении банка.

Оправдательные  документы к выпискам банка предоставлены  не полностью. Каждая сумма, указанная в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут быть платежные поручения, платежные требования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлениям на взнос наличными и другие документы. Суммы по выпискам должны полностью соответствовать суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах. Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, то аудитору следует в письменном виде донести это до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного им лица. При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору следует произвести выверку информации в учреждении банка.

На  документах отсутствует штамп банка  о принятии документов для обработки. На первичных оправдательных документах, приложенных к выпискам банка, должны присутствовать штамп банка и подпись операциониста банка. В случае выявления первичных документов без штампа банка аудитору следует произвести выверку информации в учреждениях банка.

Затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов. В ходе аудиторской проверки при выполнении аудиторских процедур проверки оборотов и сальдо по счетам аудиторы устанавливают соответствие записей, указанных выписках банка, записям в журнале-ордере и ведомости №2 по сч.51,52,55 (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства). Особое внимание обращают на операции по счетам в банке, которые отражаются непосредственно на счетах учета затрат (20,25,26,44 и др.), минуя счета расчетов[8, c.232].

Информация о работе Аудит учета денежных средств на расчетном счете