Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:45, курсовая работа
Туризм сегодня – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в отечественной экономике.
Наиболее заметную роль в индустрии туризма играют организации, занимающиеся формированием и продажей туристских продуктов, а также подготовкой и проведением экскурсий, оказанием иных сопутствующих услуг.
Введение……………………………………………………………………...........3
Бухгалтерский и налоговый учет в туристических организациях………5
Понятие туристической деятельности. Нормативно-правовое регулирование. Порядок открытия туристической организаци………....5
Бухгалтерский учет в туристических организациях……………………..8
Налоговый учет в туристических организациях ...……………………..10
Аудит туристических организаций……………………………………....20
2.1 Понятие, цели и задачи аудита туристических организаций…………..20
2.2 Особенности аудита туристических организаций…………………..…..22
Пример арбитражной практики с участием туристических организаций...30
Заключение…………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………41
В условиях рыночных отношений договор - основной юридический акт, из которого возникают обязательные правоотношения, главное средство регулирования товарно-денежных связей, определяющее содержание правоотношений, права и обязанности участников.
Экспертиза учетной политики должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета. Поэтому аудитор прежде всего должен выяснить, имеется ли приказ (распоряжение) руководителя организации по учетной политике [11].
Для проведения экспертизы основных элементов учетной политики туристической организации аудитор разрабатывает рабочие документы и использует при проведении проверки. Анализ положений учетной политики позволяет аудитору сделать соответствующие выводы об уровне организации бухгалтерского и налогового учета. Специалист делает общие выводы и вместе с экономическим субъектом принимает решение о дальнейшем ведении работы по проверке.
2. В ходе проведения комплекса работ, направленных на проверку по всем разделам и счетам бухгалтерского учета, следует применить бухгалтерский подход к построению методики аудита. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
Методика детальной проверки
отражения в бухгалтерском
В рамках данного подхода методика аудита туристических организаций реализуется в несколько этапов:
На первом этапе проводится проверка затрат и расходов для целей бухгалтерского и налогового учета. Основная задача аудита расходов заключается в проверке правильности классификации и учета расходов туристической организации, установленной в ПБУ 10/99. Также аудитору целесообразно подтвердить соответствие методики учета затрат аудируемого лица нормам методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, и других правовых актов.
Заключительным шагом данного этапа проверки являются оценка и анализ правильности составления учетных записей и отражения обобщенных данных в финансовой и бухгалтерской отчетности.
Второй этап проверки - это аудит доходов туристической организации. В ходе проверки данного раздела следует учитывать отраслевые особенности формирования выручки и финансовых результатов.
Значительный удельный вес в учете туристических организаций занимают валютные операции, в частности продажа иностранной валюты.
Задача аудитора заключается
в проверке правильности учета наличия
и движения иностранной валюты на
специальном транзитном валютном счете.
Устанавливается соответствие всех
документов, служащих основанием для
зачисления валютной выручки на специальный
транзитный валютный счет, требованиям
бухгалтерского, валютного и налогового
законодательства. В процессе аудита
проверяется своевременность
Третий этап проверки включает аудит финансовых результатов и распределение прибыли. Задачами данного этапа являются:
На данном этапе аудита финансовых результатов и распределения прибыли аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90 "Продажи", а также проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т.е. перенесено ли сальдо по счету 90 на счет 99 "Прибыли и убытки".
Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать счета 90, 91 "Прочие доходы и расходы" и 99. Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 и 91, следует проверить, произведены ли заключительные бухгалтерские записи по итогам года.
Затем проверяется закрытие счета 99. Сальдо счета 99, равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
После проверки сальдо по счетам 90, 91, 99 аудитор оценивает влияние выявленных отклонений на следующие показатели формы № 2 (отчет о прибылях и убытках):
После этого аудитор приступает
к проверке правильности формирования
и использования различных
Затем аудитор изучает
фактический порядок
Выявленные в ходе ошибки
и нарушения аудитор
Систематизация типичных ошибок
На заключительном этапе
аудитор систематизирует
Ниже приведен перечень типичных ошибок, встречающихся в учетно-аналитической системе туристических организаций:
1. Несоответствие применяемых в туристической организации внутрифирменных нормативных документов нормативно-правовой базе, регулирующей бухгалтерский и налоговый учет.
2. Некорректность учетных записей по валютным операциям.
3. Неверное отнесение
доходов в состав прочих
4. Неверное отнесение
расходов в состав прочих
5. Отсутствие раздельного
учета по НДС. Как известно,
реализация одних путевок
6. Неотражение имущества
на балансе. Нередко аудиторы
участвуют в инвентаризации
7. Неправомерное использование прибыли отчетного года.
8. Ошибочная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов.
9. Ошибочная корреспонденция
счетов при отражении
Подготовленные аудитором рекомендации по решению проблем бухгалтерского, налогового и управленческого учета целесообразно оформлять в его рабочих документах.
Нередко на практике возникают
ситуации, когда туристические
Решения судов, вынесенные в пользу туристической компании, большая редкость. Российское законодательство в сфере защиты прав потребителей - одно из самых суровых в мире. Большая часть исков потребителей удовлетворяется в судах, причем возмещаются не только прямые убытки, но и моральный вред, начисляется неустойка, взыскивается штраф в пользу государства. Туристическая компания, в отношении которой заявлены требования о взыскании, заведомо находится в невыгодном положении оправдывающейся стороны.
В редких случая возникают споры с налоговыми инспекции по неправильному исчислению и уплате налогов: а именно налога на добавленную стоимость.
№ п/п |
Позиция заявителя |
Позиция ответчика |
Решение суда |
1 |
ООО "Водолей-Тур" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары от 30.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Заявитель в проверяемый период арендовал пассажирский теплоход "Алексей Толстой". На данном теплоходе Общество организовывало туристические круизы и оформляло их путевками, заключая договора на оказание услуг с физическими и юридическими лицами, согласно которым налогоплательщик обязался реализовывать услуги: проживание, питание, предоставление постельных принадлежностей, организация досуга отдыхающих, оказание медицинской помощи и лечебно-оздоровительные услуги. Согласно примерной программе в пансионате на базе теплохода "Алексей Толстой" обязательным составляющим каждого дня должны реализовываться оздоровительные услуги, разовые консультации с врачом. |
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Водолей-Тур" по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет следующих налогов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2007 по 31.12.2009. По результатам рассмотрения акта проверки и представленных налогоплательщиком возражений, инспекцией вынесено решение о привлечении ООО "Водолей-Тур" к ответственности за совершение налогового правонарушения за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 1 467 158 руб. Обществу начислены пени по НДС в сумме 588 461 руб. и доначислен НДС в сумме 7 335 791 руб.
|
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2010 заявленные требования удовлетворены. Судом сделан вывод о том, что ООО "Водолей-тур" является организацией отдыха, находится на территории Российской Федерации, выдает отдыхающим путевки, оформленными надлежащим образом, налоговой базой является стоимость путевки, указанная в договоре. Согласно нормам главы 21 НК РФ стоимость туристических и экскурсионных путевок облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 18%. В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности. |