Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа
Целью аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу "Денежные средства" и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Экономико - правовой аспект аудита операций по расчетным и валютным счетам...........................................................................................................................4
1.1. Нормативное регулирование аудита операций на расчетных и валютных счетах...........................................................................................................................4
1.2. Организация аудитаопераций на расчетных и валютных счетах....................7
1.3. Планирование аудита операций на расчетных и валютных счетах...............11
2. Методика аудита операций по расчетным и валютным счетам........................21
2.1. Порядок проведения проверки.........................................................................22
2.2. Обобщение результатов и подведение итогов аудиторской проверки..........27
2.3. Методика аудита на примере ООО «Х»...........................................................30
Заключение................................................................................................................41
Список литературы...................................................................................................43
Приложение 1
Приложение 2
Для учета наличия и движения денежных средств на банковских расчетных счетах используется активный счет 51 «Расчетный счет». Дебетовое сальдо счета показывает текущий остаток свободных денежных средств предприятия. Суммы зачисленных на расчетный счет денежных средств, поступление наличных денег из кассы отражаются по дебетовой стороне счета 51. Списание сумм с расчетного счета, а также суммы, полученные предприятием наличными в кассу, отражаются по кредитовой стороне счета. Основанием для бухгалтерских записей является выписка с расчетного счета.
Предприятие ООО «Х» обратилось к аудиторской организации ООО «Аудитор» с целью проведения обязательной аудиторской проверки. В данной работе будет рассмотрен раздел аудиторской проверки расчетного счета.
Планирование аудита расчетного счета и прочих счетов в банке
Для проведения данной проверки расчетного счета будут использоваться следующие стандарты:
Стандарт №3 «Планирование аудита»;
Стандарт №4 «Существенность в аудите»;
Стандарт №7 «Внутренний контроль качества аудита»;
Стандарт №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль осуществляемый аудируемым лицом»;
Стандарт №11 «Применимость
допущения непрерывности
Стандарт №12 «Согласование условий проведения аудита»;
Стандарт №16 «Аудиторская выборка»;
Стандарт №19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
Перед началом проведения
аудиторской проверки экономический
субъект отправляет аудиторской
организации письмо-
ООО «Х» направило ООО «Аудитор» письмо - предложение на проведение аудита. Образец письма-предложения представлен в Приложении А.
Рассчитаем уровень существенности и размер аудиторского риска на примере предприятия ООО «Х».
Уровень существенности определяется исходя из определенных долей от базовых показателей: баланса или показателей бухгалтерской отчетности.
Для нахождения существенности используем таблицу 1.
Таблица 1 - Определение уровня существенности
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности |
Доля, % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности |
Прибыль до налогообложения |
3460818 |
5 |
173041 |
Объем продаж |
8618457 |
2 |
172369 |
Валюта баланса |
7578516 |
2 |
151570 |
Собственный каптал |
1654543 |
10 |
165454 |
Общие затраты организации |
6781061 |
2 |
135621 |
В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности ООО «Х». Показатели в столбце 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы ООО «Аудитор» и применяются на постоянной основе. Столбец 4 получаем умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:
(173041+172369+151570+165454+
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(159611- 135621) / 159611 *100% = 15%,
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(173041 - 159611) / 159611 * 100% = 8 %
Оба значения отличаются от среднего ненамного, поэтому оба значения оставляем.
Полученную среднюю величину округляем и получаем 159700 тыс. руб. Данный показатель используем в качестве значения уровня существенности.
Аудиторский риск состоит из основных компонентов:
- внутрихозяйственный риск;
- риск средств контроля;
- риск необнаружения.
Аудиторский риск рассчитывается по формуле:
Ра =Рв * Рк * Рн,
где Ра - аудиторский риск;
Рв - внутрихозяйственный риск;
Рк - риск средств контроля;
Рн - риск необнаружения.
Выделяют несколько методов оценки внутрихозяйственного риска.
Первый и наиболее распространенный - аудитор дает оценку приблизительно, без конкретных цифровых расчетов, полагаясь больше на интуицию.
По второму методу оценка дается на основании тест-анкеты, в которой сопоставляется информация о состоянии дел как на предприятии, так и в отрасли в целом. Каждому фактору присваивается определенное количество баллов (от 0 до 5). После проведения тестирования полученные результаты суммируются и на основании формулы: 100% - (сумма баллов / 5) определяется величина риска.
Третий метод также основан на данных тест-анкеты. Речь идет о присвоении каждому вопросу соответствующей категории - 1, 2 или 3-й. Величина риска определяется в зависимости от суммы набранных баллов по всем положительным ответам. Необходимо добавить, что сумма баллов для определения интервала рассчитывается путем деления максимально возможного количества ответов на количество распределения уровней риска, т.е. на три - низкий, средний, высокий.
Мы будем рассчитывать внутрихозяйственный риск по второму варианту, на основании тест-анкет. Для этого заполним таблицу 2 и 3.
Таблица 2 - Оценка ведения учета
Показатель |
Оценка (0-10) |
Предварительная оценка образования, опыта и квалификации персонала бухгалтерии |
3 |
Повышение квалификации, своевременность реагирования на изменения в законодательстве |
3 |
Отсутствие чрезмерной загруженности персонала бухгалтерии |
3 |
Отсутствие текучести |
4 |
Выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей |
5 |
Принятие мер по сохранности учетных документов |
4 |
Оценка надежности программного обеспечения |
5 |
Итого |
27 |
Для того чтобы заполнить строку 7 «Оценка надежности программного обеспечения» необходимо заполнить таблицу 3.
Таблица 3 заполняется следующим образом: при положительном ответе показателю присваивается значение 1, при отрицательном - 0. Затем полученные оценки суммируются и итоговая сумма заносится в строку 7 таблицы 2.
Таблица 3 - Оценка надежности программного обеспечения
Показатель |
Оценка (0-1) |
Наличие прав на используемое программное обеспечение |
1 |
Комплексность программного обеспечения (единое для всех участков учета) |
1 |
Автоматическое составление |
1 |
Уровень компьютерной грамотности пользователей |
1 |
Наличие программиста (системного администратора) |
0 |
Наличие контроля доступа к учетной информации |
0 |
Наличие паролей, защиты доступа к информации |
0 |
Своевременность проверок на наличие вирусов |
0 |
Своевременность обновления антивирусных программ |
0 |
Своевременность сохранения информации |
1 |
Итого |
5 |
Вероятность внутрихозяйственного риска рассчитывается по формуле:
Рв = 1 - Ов / Овmax,
где Рв - внутрихозяйственный риск;
Ов - фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы;
Овmax - максимальное количество баллов учетной системы.
Рв = 1 - 27 / 70 = 0,6143.
Для оценки риска средств контроля:
Таблица 4 - Оценка средств внутреннего контроля
Показатель |
Оценка (0-10) |
Наличие службы внутреннего контроля |
0 |
Наличие полномочий и возможностей для выполнения контрольных обязанностей |
3 |
Независимость должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля |
5 |
Достаточность количества должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля, предварительная оценка их профессионального уровня |
5 |
Осуществление постоянного контроля за отражением в учете нетипичных операций |
4 |
Наличие документального оформления планирования и выполнения контрольных процедур |
6 |
Регулярность и детальность составления отчетов по выявленным нарушениям |
5 |
Оценка действий руководства по исправлению обнаруженных недостатков |
7 |
Оценка взаимодействия с внешними аудиторами |
3 |
Итого |
38 |
Вероятность риска средств контроля определяем по формуле:
Рк = 1- Ок / Ок max,
где Рк - риск средств контроля;
Ок - фактическое количество баллов по результатам теста системы внутреннего контроля;
Ок max - максимальное количество баллов теста системы внутреннего контроля.
Рк = 1 - 38 / 90 = 0,5778.
Для определения вероятности риска присутствия ошибки в процентах полученный результат следует умножить на 100.
На основании риска присутствия ошибки рассчитывается риск необнаружения по формуле:
Рн = Ра * Ро,
где Рн - риск необнаружения;
Ра - аудиторский риск;
Ро - риск присутствия ошибки.
Величина аудиторского риска определяется до начала проверки. Мы используем аудиторский риск равный 5% (0,05).
Для расчета риска присутствия ошибки заполним таблицу 5.
Таблица 5 - Оценка риска присутствия ошибки
Показатель |
Оценка |
Итоговое количество баллов оценки ведения учета |
27 |
Максимальное количество баллов оценки ведения учета |
70 |
Оценка внутрихозяйственного риск |
0,6143 |
Итоговое количество баллов оценки средств внутреннего контроля |
38 |
Максимальное количество баллов оценки средств внутреннего контроля |
90 |
Оценка риска внутреннего |
0,5778 |
Оценка риска присутствия ошибки (Рв * Рк) |
0,3549 |
Оценка общего аудиторского риска согласно правилам, установленным в аудиторской организации |
0,05 |
Оценка риска необнаружения (Ра / Ро) |
0,1409 |
Рассчитанный риск необнаружения (14,09%) характеризует максимальный процент ошибок, которые аудитор может пропустить, не допуская превышения значения общего аудиторского риска.
Риск присутствия ошибки больше 33 %, однако меньше 67%, а риск необнаружения меньше 15,15%, но больше 7,46%, что означает, что риск необнаружения является средним.
Если бы уровень существенности был ниже 159700 тыс. руб., тогда аудиторский риск был выше своего значения, и наоборот. Соответственно, чтобы уменьшить аудиторский риск, можно увеличит уровень существенности.
Заключение:
На стадии предварительного обследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ на вопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с денежными средствами.
Аудиторская проверка операций на расчетном счете и прочих счетов в банке включает в себя следующие вопросы:
- проверка полноты
и точности раскрытия
- наличие письменного
уведомления налогового органа
об открытии и закрытии
- информация о расчетных счетах;
- сведения о наличии приостановления операций по счетам в банке;
проверка хозяйственных операций по перечислению денежных средств с расчетного счета;
проверка хозяйственных операций по поступлению денежных средств на расчетный счет;
проверка на предмет соответствия условиям договора уплачиваемого банку вознаграждения;
- наличие разрешительных
подписей на перечисление
- проверка тождественности данных бухгалтерского учета данным выписок банка на конец дня;
- проверка соответствия порядка учета операций при аккредитивной форме расчетов положениям нормативных актов;
- проверка соответствия
порядка осуществления и учета
операций при чековой форме
расчетов положениям
- проверка соответствия
порядка осуществления и учета
расчетов с использованием
- проверка соответствия
данных аналитического и
Обязательным условием
осуществления аудиторской
Список используемой литературы:
Информация о работе Аудит операций по расчетным и валютным счетам