Аудит как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:24, шпаргалка

Краткое описание

В современном понимании, аудит - это независимый финансовый контроль за деятельностью экономического субъекта, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся его функционирования и положения, которые исходя из установленных критериев существенно влияют на финансово-хозяйственное положение и состояние дел данного субъекта.

Файлы: 1 файл

шпоры аудит.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

1.Сущность, цели и задачи аудита. Роль  аудита в развитии

функции контроля в условиях рыночной экономики. Пользователи

материалов  аудиторских заключений

Аудит - это одна из форм финансового контроля, потребность, которой зародилась одновременно с  зарождением и развитием товарообмена и ценовых отношений.

В современном  понимании, аудит - это независимый  финансовый контроль за деятельностью  экономического субъекта, заключающийся  в сборе и оценке фактов, касающихся его функционирования и положения, которые исходя из установленных критериев существенно влияют на финансово-хозяйственное положение и состояние дел данного субъекта.

Цель аудита - это выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под финансовой отчетностью в соответствии с федеральным законом №129ФЗ "О бухгалтерском учете" понимается: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительная записка.

Под достоверностью финансовой отчетности в существенных отношениях понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принимать базирующиеся на них обоснованные экономические решения.

Пользователями  финансовой отчетности являются лица, заинтересованные в информации об экономическом  субъекте.

Задачи аудита:

1. Оценка уровня  организации бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты;

2. Оказание помощи  администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;

3. На основе  изучения и анализа прошлых  фактов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия ориентировании его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и ее конечные результаты;

4. Предоставление  содержательных и точных справок  клиенту по всем вопросам, возникающим  в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг, касающихся организации и внедрения бухгалтерского учета, составление отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта.

Одним из звеньев  системы контроля является независимый  финансовый контроль.

Аудит ведется  методом осуществления независимого вневедомственного финансового  контроля в условиях рыночной экономики.

Его основными  субъектами являются, прежде всего, предприниматели  и органы негосударственного сектора  экономики, которые не входят в систему  имеющихся в стране министерств  и ведомств и поэтому не охвачены ведомственным контролем. А т.к. интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, то существует объективная потребность в ее независимой оценке специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания подобных услуг. Такими специалистами являются аудиторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Виды  аудита и ауд.услуг

Аудит может  быть внешним и внутренним. Внешний  аудит периодически проводят аудиторские  фирмы или независимые аудиторы. Они оценивают систему отчетности, проверяют активы и пассивы организации, тестируют существующую систему внутреннего контроля. Главная задача внешнего аудита – установить, соответствуют ли реальности представляемые отчеты и балансы проверяемой организации, оценить ее финансовое положение и результат работы. Отчет внешнего аудитора попадает на стол, главным образом, акционерам или кредиторам.

Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Довольно близок к управленческому аудиту аудит  хозяйственной деятельности, т.е. систематический  анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий;

Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.

Специальный аудит  – это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов и др.

Обязательный  и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.

Первоначальный  аудит проводится аудитором (аудиторской  фирмой) впервые для данного клиента. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.)

С точки зрения развития аудит разделяется на три  стадии и, соответственно, три вида:

1. подтверждающий  аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);

2. системно –  ориентированный аудит (аудиторская  экспертиза на основе анализа  системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе  внутреннего контроля вероятность  ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);

3. аудит, базирующийся  на риске (концентрация аудиторской  работы в областях с более  высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

С точки зрения направленности аудит подразделяется на: общий аудит (предприятия и  их объединения независимо от организационно – правовых форм и видов собственности, организации и учреждения) ;банковский аудит; аудит страховых компаний; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовое регулирование и организация

аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

Существует две  основные концепции регулирования  аудиторской деятельности: согласно первой концепции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными  органами, на которые возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью (Австрия, Испания, Франция, Германия). Согласно другой концепции аудит ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других экономических субъектов. Аудиторская деятельность в некотором роде саморегулируется и регулируется в основном общественными аудиторскими образованиями (США, Ве ликобритания).

 В России  система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих ее деятельность, определения роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

1. В правовом  плане ее можно выстроить в  следующем порядке:

1) Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, от 07.08.2001 г.Он определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе;

2)Федеральные  правила (стандарты) аудиторской  деятельности. Постановлением Правительства  РФ от 23.08.2002 г. № 696 утверждено 6 стандартов аудиторской деятельности. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудиторских услуг;

3) внутренние  стандарты профессиональных аудиторских  объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям.

Регулируют особенности  аудита по видам: общий, страховой, банковый.

Например, Приказ Минфина РФ от 07.03.2002 г. № 47 «Об утверждении положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов в РФ»;

4) внутренние  стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские  организации и индивидуальные  аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм, используются при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.

2. В организационном  плане систему регулирования  аудиторской деятельности можно  представить следующим образом.

Министерство  финансов РФ:

1) уполномоченный  федеральный орган государственного  регулирования аудиторской деятельности  в РФ;

2) Совет по  аудиторской деятельности при  уполномоченном федеральном органе;

3) Департамент  организации аудиторской деятельности VAHA;

4) акредитированные  профессиональные объединения;

5) аудиторские  организации, индивидуальные аудиторы.

Отношения, возникающие  при осуществлении аудиторской  деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству. Правительство РФ тоже вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Международные  и отечественные стандарты аудиторской

деятельности

Международные стандарты аудиторской деятельности

Изучение опыта, накопленного другими цивилизованными  государствами, а также проводимая координация во всемирном масштабе с целью обеспечения единообразия аудиторской практики требуют знаний Международных стандартов аудита (МСА). Они считаются наиболее универсальными и гибкими. Необходимость унификации аудиторских проверок обусловлен рядом факторов. Прежде всего, на эволюцию стандартов аудита влияет создание Международных стандартов финансовой отчетности, обеспечивающих возможность применения общих подходов к аудиту. К этому ж ведет увеличение числа и расширение деятельности транснациональных корпораций, использующих едины принципы ведения бухгалтерского учета во всех дочерних и зависимых предприятиях, расположены в странах разных континентов.

Развитие общепризнанных стандартов способствует также росту  монополизма в сфере аудита и  консультационных услуг. В настоящее  время преобладающая доля этого  рынка приходится на 10-11 крупнейших компаний. Важна роль Международных стандартов аудита в связи с тем, что они ограничивают возможность некачественной проверки. Стандарты аудита, являясь критерием качества оказанных услуг, позволяют клиентам и пользователям финансовой отчетности получить в определенной мере уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, а проверка проведена им добросовестно.

А разработкой  стандартов аудита занимается ряд международных  организаций и национальных ассоциаций аудиторов: Международная федерация  бухгалтеров; органы ООН: Экономический и социальный совет; Комиссия по ТНК; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию; Международный банк реконструкции и развития; Европейский союз Комиссия по ценным бумагам и биржам; Американский институт присяжных бухгалтеров, национальные союзы профессиональных организаций других стран.

Большая часть  российских Правил (стандартов) по принципам, на которых они базируются, и содержанием близка к МСА, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА, а с особенностями действующего российского законодательства, уровнем развития отечественного аудита другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены и понятно, в каком направлении для этого следует менять российские регламентирующие документы.

МСА состоят  из Международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих  услуг. Первая часть МСА включает в себя 29 стандартов, в которых изложены основы аудиторских процедур.

Информация о работе Аудит как понятие