Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:24, шпаргалка
В современном понимании, аудит - это независимый финансовый контроль за деятельностью экономического субъекта, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся его функционирования и положения, которые исходя из установленных критериев существенно влияют на финансово-хозяйственное положение и состояние дел данного субъекта.
Аудиторской выборке предъявляется требование представительности.
Представительность (репрезентативность) - требование, предусматривающее, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку.
Методы обеспечения репрезентативности: 1)Случайный отбор - как правило, с использованием таблицы случайных чисел или генератора случайных чисел; 2)Системный отбор - предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайного выбранного числа; 3)Комбинированный - различные совокупности первых двух. Выбор метода отбора или их совокупности зависит от обязательств проверки, от аудиторского риска и предполагаемой эффективности аудита. Но в любом случае аудитор должен быть уверен, что используемые им методы являются надежными с точки зрения достаточного аудиторского доказательства.
12.Аудит.доказ-ва и документы
Аудиторское доказательство - это информация, полученная аудитором при проведении проверки и результат ее анализа.
К ним относится: первичные учетные документы и бухгалтерские записи, письменные разъяснения аудируемого лица, а также информация, полученная от третьих лиц.
Их получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.
К основным документальным методам получения аудиторских доказательств относятся:
1. Формальная
проверка документов. Включает в
себя проверку соблюдения
2. Арифметическая
проверка. Включает в себя проверку
правильности проставленных в
документах цен, приведенных
3. Экспертная проверка. Дополняя формальную и арифметическую, направлена на выявление в документах подделок. Таких как дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.д;
4. Логическая
проверка. Путем сопоставления
5. Нормативно-правовая проверка. Устанавливается в соотношении с совершенной хозяйственной операцией, действующим законом, правилом, требованием устава или учредительных документов. Устанавливаются отклонения от утвержденных норм, смет, лимитов и т.д;
6. Экономическая проверка. Выясняется экономическая целесообразность совершенной хозяйственной операции, ее обоснованность источниками финансирования, плановыми расчетами, также изучаются полученные от нее результаты;
7. Встречная проверка. Изучается достоверность хозяйственных операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, которые относятся к одним и тем же взаимосвязанным операциям;
8. Контрольное
сличение. Проверяется равенство
остатков на начало
9. Обратная калькуляция.
Используются для проверки
10. Проверка документов по данным корреспондентских счетов. Выявляет документы, по которым совершены незаконные или нецелесообразные операции;
11. Аналитическая
проверка отчетности и баланса.
14.Аудит
учредительных документов и
капитала
Объектами аудита являются учредительные документы организации, а также те, которые согласно Федерального Закона РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.96г. №129-ФЗ служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (для проверки учета вкладов в уставный капитал).
Организации осуществляют
свою деятельность на основании устава,
утвержденного собранием
В процессе проверки следует обратить внимание на наличие свидетельства о государственной регистрации, в т.ч. новой редакции устава и учредительных документов (в случае внесения изменений), лицензий на отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию в обязательном порядке.
В ходе проверки учредительных документов определяется перечень хозяйственных операций, для осуществления которых создан данный экономический субъект.
В программе
аудиторской проверки по данной тематике
целесообразно рассмотреть
Источниками информации служат учредительные документы, лицензии, приказы, первичные учетные документы, используемые при оформлении хозяйственных операций по соответствующим объектам учета.
Целью аудиторской проверки уставного капитала является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам.
Работу целесообразно начинать с проверки юридического статуса и права осуществления уставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры и управления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности. Проверка учредительных документов, учетных и отчетных данных о формировании уставного капитала осуществляется по следующей программе: проверка наличия и формы учредительных документов; соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов; полнота и соблюдение сроков внесения уставного капитала; проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества; проверка налогообложения средств, переданных в уставной капитал организации ее учредителями; проверка законности видов деятельности; соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ; полнота и правильность формирования уставного капитала; соблюдение законодательно установленных сроков для окончательных расчетов по оплате уставного капитала; оценка правильности отражения в учете формирования уставного капитала; установление реальности внесения сумм в уставной капитал; обоснованность изменений величины уставного капитала.
Для выполнения поставленных программой задач анализируются следующие источники: основные законодательные и инструктивные документы, регулирующие правовой статус организации, вопросы формирования и учета уставного капитала; учредительные документы; бухгалтерская отчетность; регистры синтетического и аналитического учета уставного капитала; первичные документы по формированию уставного капитала.
15.Аудит расчетов
АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как правило; безналичным путем платежными поручениями, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, чеками, а средства со счетов фирмы списываются по распоряжению владельца счетов. Форма расчетов плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. Организации - участники договора по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачтенную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.
При проверке, прежде всего, необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли эти договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.
Расчеты с покупателями за реализованную продукцию (работы, услуги) учитывают на активном балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Источниками информации, кроме
указанных юридических
Путем прослеживания и арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетов с использованием чеков, аккредитивов, векселей.
Необходимо также проверить правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Проверяется правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе. При проверке расчетов с покупателями можно применить также аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ.
АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Цель аудита - установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита:1) оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;2)оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;3)оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;4) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;5) проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Планирование и программа аудита. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, где предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Программа аудита оплаты труда содержит информацию об организаторе-заказчике, сроках проведения и состоит из следующих пунктов:1) аудит оформления первичных документов;2) аудит системы начислений заработной платы;3) аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы;4) аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;5) аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.
При проведении аудита оплаты труда основными документами проверки являются:
1) приказы о приеме на работу; 2) коллективный договор; 3)табель использования времени; расчетно-платежные ведомости; 4) кассовые ордера; книга депонированной заработной платы; 5) личные карточки; 6) приказы руководителя и заявления работников на выплату пособий; 7) листки нетрудоспособности; 8) путевки на санаторно-курортное лечение; 9) сведения о полученных доходах работников; 10) журналы-ордера № ,10,10/1,10а, 12; 11) ведомости № 12,13,13а, 15,18; 12) исполнительные листы; Главная книга; 13) договоры на обучение, акты о выполненных работах; 14) отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения.