Аудит как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:24, шпаргалка

Краткое описание

В современном понимании, аудит - это независимый финансовый контроль за деятельностью экономического субъекта, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся его функционирования и положения, которые исходя из установленных критериев существенно влияют на финансово-хозяйственное положение и состояние дел данного субъекта.

Файлы: 1 файл

шпоры аудит.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Аудиторской выборке  предъявляется требование представительности.

Представительность (репрезентативность) - требование, предусматривающее, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку.

Методы обеспечения  репрезентативности: 1)Случайный отбор - как правило, с использованием таблицы  случайных чисел или генератора случайных чисел; 2)Системный отбор - предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайного выбранного числа; 3)Комбинированный - различные совокупности первых двух. Выбор метода отбора или их совокупности зависит от обязательств проверки, от аудиторского риска и предполагаемой эффективности аудита. Но в любом случае аудитор должен быть уверен, что используемые им методы являются надежными с точки зрения достаточного аудиторского доказательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Аудит.доказ-ва  и документы

Аудиторское доказательство - это информация, полученная аудитором  при проведении проверки и результат  ее анализа.

К ним относится: первичные учетные документы  и бухгалтерские записи, письменные разъяснения аудируемого лица, а также информация, полученная от третьих лиц.

Их получают в результате проведения тестов средств  внутреннего контроля и необходимых  процедур проверки по существу.

К основным документальным методам получения аудиторских  доказательств относятся:

1. Формальная  проверка документов. Включает в  себя проверку соблюдения действующих  форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения  их реквизитов, соблюдения порядковой  нумерации и наличия соответствующих  подписей;

2. Арифметическая  проверка. Включает в себя проверку  правильности проставленных в  документах цен, приведенных накидок,  скидок, наценок, процентных вычислений  и таксировок, подсчетов итогов  и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и  обработке документов;

3. Экспертная  проверка. Дополняя формальную и  арифметическую, направлена на выявление  в документах подделок. Таких  как дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление  написанного текста, цифровых записей,  подделывание подписей и т.д;

4. Логическая  проверка. Путем сопоставления хозяйственной  операции, отраженной в документе,  с различными взаимосвязанными  показателями позволяет выявить  сокрытие хищений, приписок выполненного  объема работа и другие злоупотребления;

5. Нормативно-правовая проверка. Устанавливается в соотношении с совершенной хозяйственной операцией, действующим законом, правилом, требованием устава или учредительных документов. Устанавливаются отклонения от утвержденных норм, смет, лимитов и т.д;

6. Экономическая проверка. Выясняется экономическая целесообразность совершенной хозяйственной операции, ее обоснованность источниками финансирования, плановыми расчетами, также изучаются полученные от нее результаты;

7. Встречная  проверка. Изучается достоверность хозяйственных операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, которые относятся к одним и тем же взаимосвязанным операциям;

8. Контрольное  сличение. Проверяется равенство  остатков на начало проверяемого  периода вместе с документированным приходом на конец проверяемого периода. Остатки, как правило, базируются на данных инвентарных описей;

9. Обратная калькуляция.  Используются для проверки размеров  необоснованного списания сырья  на производство при выпуске  определенного вида продукции;

10. Проверка документов  по данным корреспондентских  счетов. Выявляет документы, по  которым совершены незаконные  или нецелесообразные операции;

11. Аналитическая  проверка отчетности и баланса.  Изучает обоснованность показателей  отчетности и баланса данных аналитического и синтетического счета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Аудит  учредительных документов и формирования  уставного

капитала

Объектами аудита являются учредительные документы  организации, а также те, которые  согласно Федерального Закона РФ “О бухгалтерском  учете” от 21.11.96г. №129-ФЗ служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (для проверки учета вкладов в уставный капитал).

Организации осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного собранием учредителей  и зарегистрированного в установленном порядке. В уставе организации закрепляются ее функции, структура, капитал, порядок реорганизации и ликвидации, формулируются принципы бухгалтерского учета и контроля.

В процессе проверки следует обратить внимание на наличие  свидетельства о государственной регистрации, в т.ч. новой редакции устава и учредительных документов (в случае внесения изменений), лицензий на отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию в обязательном порядке.

В ходе проверки учредительных документов определяется перечень хозяйственных операций, для осуществления которых создан данный экономический субъект.

В программе  аудиторской проверки по данной тематике целесообразно рассмотреть следующие  вопросы: 1) Предмет деятельности клиента. 2.) Перечень хозяйственных операций, проведенных экономическим субъектом за проверяемый период.3) Наличие лицензий и разрешений на занятие лицензируемыми видами деятельности. 4.) Виды счетов, открытых в банках. 5.) Своевременность и правильность внесения в учредительные документы всех изменений. 6.) Структура управления 7.) Правильность расчетов с учредителями по взносам в уставный капитал и расчетов с учредителями.

Источниками информации служат учредительные документы, лицензии, приказы, первичные учетные документы, используемые при оформлении хозяйственных операций по соответствующим объектам учета.

Целью аудиторской  проверки уставного капитала является формирование мнения о достоверности  данных показателей бухгалтерской  отчетности, отражающих состояние уставного  капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам.

Работу целесообразно  начинать с проверки юридического статуса  и права осуществления уставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры и управления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности. Проверка учредительных документов, учетных и отчетных данных о формировании уставного капитала осуществляется по следующей программе: проверка наличия и формы учредительных документов; соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов; полнота и соблюдение сроков внесения уставного капитала; проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества; проверка налогообложения средств, переданных в уставной капитал организации ее учредителями; проверка законности видов деятельности; соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ; полнота и правильность формирования уставного капитала; соблюдение законодательно установленных сроков для окончательных расчетов по оплате уставного капитала; оценка правильности отражения в учете формирования уставного капитала; установление реальности внесения сумм в уставной капитал; обоснованность изменений величины уставного капитала.

Для выполнения поставленных программой задач анализируются  следующие источники: основные законодательные  и инструктивные документы, регулирующие правовой статус организации, вопросы  формирования и учета уставного капитала; учредительные документы; бухгалтерская отчетность; регистры синтетического и аналитического учета уставного капитала; первичные документы по формированию уставного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Аудит  расчетов

АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ

Расчеты между поставщиками и покупателями осуществляются, как  правило; безналичным путем платежными поручениями, аккредитивами, платежными требованиями-поручениями, чеками, а  средства со счетов фирмы списываются  по распоряжению владельца счетов. Форма расчетов плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. Организации - участники договора по общему соглашению могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение, чек на незачтенную сумму. Практикуются также бартерные сделки. Допускаются, кроме того, наличные расчеты с покупателями в пределах лимита наличных расчетов, установленного законодательством.

При проверке, прежде всего, необходимо установить, имеются ли в наличии все договоры на поставку продукции, зарегистрированы ли эти договоры в журнале регистрации договоров и гарантийных писем.

Расчеты с покупателями за реализованную продукцию (работы, услуги) учитывают на активном балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Источниками информации, кроме  указанных юридических документов, являются расчетно-платежные документы, журнал-ордер №11, акты инвентаризации расчетов, Главная книга, бухгалтерский  отчет организации. При проверке безналичных расчетов аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в ряде случаев - провести встречные сверки в банке или в организации, с которой были осуществлены расчеты. Особое внимание следует уделить расчетным операциям по чекам, аккредитивам или с использованием векселей. Проверяя расчеты с покупателями с использованием векселей, необходимо обратить внимание на своевременность и правильность отражения вексельного процента по полученным векселям. Кроме того, необходимо определить причины неплатежей, если имеются факты просроченной дебиторской задолженности, нет ли пропусков срока исковой давности.

Путем прослеживания и  арифметической проверкой необходимо установить: правильность ценообразования  при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок (скидок, накидок); нет ли умышленных расчетов с покупателями ниже себестоимости отгруженной продукции при бартерных сделках, взаимозачетах, расчетов с использованием чеков, аккредитивов, векселей.

Необходимо также проверить  правильность ведения аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о реальной задолженности по расчетам с покупателями, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок). Проверяется правильность составления корреспонденции счетов со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в оборотной ведомости, Главной книге, балансе. При проверке расчетов с покупателями можно применить также аналитические процедуры, логический, нормативный и научный анализ.

АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Цель аудита - установление соответствия применяемой в организации  методики учета и налогообложения  операций по оплате труда и расчетов с персоналом, действующим в РФ в проверяемом периоде, нормативным  документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудита:1) оценка существующей в организации  системы расчетов с персоналом и  ее эффективности;2)оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;3)оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;4) проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;5) проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

Планирование и программа  аудита. Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования - организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.

Аудиторская организация  при выполнении вышеуказанных работ  должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, где предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Программа аудита оплаты труда  содержит информацию об организаторе-заказчике, сроках проведения и состоит из следующих пунктов:1) аудит оформления первичных документов;2) аудит системы начислений заработной платы;3) аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы;4) аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;5) аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.

При проведении аудита оплаты труда основными документами  проверки являются:

1) приказы о  приеме на работу; 2) коллективный  договор; 3)табель использования  времени; расчетно-платежные ведомости; 4) кассовые ордера; книга депонированной заработной платы; 5) личные карточки; 6) приказы руководителя и заявления работников на выплату пособий; 7) листки нетрудоспособности; 8) путевки на санаторно-курортное лечение; 9) сведения о полученных доходах работников; 10) журналы-ордера № ,10,10/1,10а, 12; 11) ведомости № 12,13,13а, 15,18; 12) исполнительные листы; Главная книга; 13) договоры на обучение, акты о выполненных работах; 14) отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения.

Информация о работе Аудит как понятие