Аудит как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:24, шпаргалка

Краткое описание

В современном понимании, аудит - это независимый финансовый контроль за деятельностью экономического субъекта, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся его функционирования и положения, которые исходя из установленных критериев существенно влияют на финансово-хозяйственное положение и состояние дел данного субъекта.

Файлы: 1 файл

шпоры аудит.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Основная проблема проведения в России аудита согласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных аудиторских  стандартов или в неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми российскими аудиторскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.

Отечественные стандарты аудиторской деятельности.

Отечественные стандарты аудиторской деятельности определены в соответствии с Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности»  № 119-ФЗ (ст. 9).

1. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности (ПСАД) представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности.

2. ПСАД подразделяются  на: федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности, внутренние  правила (стандарты) аудиторской  деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2001 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»».

3. Федеральные  правила (стандарты) аудиторской  деятельности утверждаются Правительством  РФ.

4. Профессиональные  аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их  уставами, устанавливать для своих  членов внутренние правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным ПСАД.

5. Аудиторские  организации и индивидуальные  предприниматели также вправе  устанавливать собственные правила  аудиторской деятельности, если  они не противоречат федеральным  ПСАД.

На основе перевода международных стандартов аудита были разработаны проекты первой группы новых федеральных ПСАД- В состав первой группы вошли следующие федеральные ПСАД:

1) цель и основные  принципы аудита бухгалтерской  отчетности;2) документирование аудита;3) планирование аудита;4) существенность в аудите;5) аудиторские доказательства; 6) аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности;

7) оценка рисков  и внутренний контроль;8) внутрифирменный  контроль качества работы аудита; 9) аффинированные лица; 10)события после отчетной даты; 11)применимость допущения непрерывности аудита;

Первые шесть  из приведенных стандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 4.07.2003 г.).

Внутрифирменные аудиторские стандарты составляют важнейшую часть организационно-распорядительной документации и всей системы внутреннего  контроля аудиторской организации. Аудиторские внутрифирменные стандарты  должны удовлетворять определенным требованиям: 1) целесообразности; 2)полноты и детализации; 3)единства терминологической базы; 4)преемственности и непротиворечивости.

Внутренние стандарты  составляют определенные блоки, которые  можно представить в следующем  виде: 1)стандарты, определяющие структуру аудиторской организации, ее технологию; 2)стандарты расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил; 3) методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета; 4) стандарты, определяющие организацию сопутствующих аудиторских услуг.

Наличие системы  внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения  служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Они определяют качество работы и  престиж аудиторской организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Качество  аудита.

Качество аудиторской  проверки закладывается еще на этапе  ее планирования, так как грамотно составленный план после предварительного знакомства с клиентской организацией - начало, фундамент квалифицированного ее проведения. Качество выполненной ее аудитором (аудиторской организацией) работы должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, предъявляемым к работе соответствующего рода. После этапа планирования наступает процесс проверки экономического субъекта, и только после прохождения всех этапов аудита можно сделать общее заключение о его качестве.

Основные требования, предъявляемые к аудиторской  проверке.

1. Профессиональная  компетентность аудиторов (принимая  обязательство оказать определенные  профессиональные услуги, аудитор  должен быть уверен в своей  компетентности в данной области,  обладать достаточным объемом  знаний и навыков, чтобы добросовестно выполнить свой долг).

2. Соблюдение  общечеловеческих и профессиональных  этических норм аудиторской деятельности  в соответствии с принятым  в 1996 г. Кодексом профессиональной  этики аудиторов, безусловное  соблюдение конфиденциальности  всей информации, ставшей известной аудитору в процессе осуществления проверки. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых ими в ходе проверки, -они составляют аудиторскую тайну.

3. Своевременность  выполнения работ по договору (в соответствии со ст. 708 ТК РФ) в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

4. Неукоснительное  соблюдение при осуществлении  аудита требований действующего  законодательства (Федерального закона  «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности и др.).

5. Сохранность  документации. Если документация, изъятая  у клиента, проверяется в помещениях  аудиторской фирмы, то фирма  берет на себя ответственность  за ее сохранность.

6. Глубокий и  всесторонний анализ хозяйственно-финансовой деятельности, оценка активов и пассивов предприятия.

7. Учет и соблюдение  работы. Заказчик вправе в любое  время проверять ход и качество  работы, выполняемой исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность (ст. 727 ГК РФ).

8. Квалифицированное  проведение всех этапов проверки, включая оказание иных аудиторских  услуг, основанных на современных  методиках.

9. Честность,  объективное рассмотрение всех  возникающих ситуаций и реальных  фактов, недопущение личной предвзятости. Качество аудита – довольно широкое понятие, и поэтому качественная аудиторская проверка служит показателем профессионализма той

аудиторской организации, которая его проводила. Аудиторская  фирма несет ответственность  за совершение проверки, и ее деятельность регулируется законодательством РФ. Определенная роль здесь отводится государственным органам (Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ, Департамент организации аудиторской деятельности в РФ и др.), на которые возложены функции защиты экономического субъекта от недобросовестного аудитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Профессиональная  этика аудитора

Этика аудитора описана в Кодексе, где определено, что цели бухгалтерской профессии  состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении условия соблюдения общественных интересов.

Для достижения этих целей необходимо соблюдение четырех  основных требований:

1) достоверности.  У общества существует потребность  в достоверной информации и  надежных системах подготовки  и предоставления такой информации;

2) профессионализма. Существует потребность в людях,  которые без сомнений могут  быть признаны клиентами как специалисты в области бухгалтерского учета и смежных дисциплинах;

3) качества услуг.  Необходима уверенность в том,  что все услуги, предоставленные  аудитором, соответствуют высшим  стандартам качества;

4)доверия. Потребители  аудиторских услуг должны быть  уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Для достижения целей бухгалтерской и аудиторской  профессии аудиторы должны соблюдать  ряд исходных условий и фундаментальных  принципов: порядочность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Принцип независимости - один из важнейших в аудите. В  Кодексе этики независимости  аудитора уделено достаточно много  внимания: «Принимая задание по составлению  отчета, публично практикующие профессиональные бухгалтеры должны быть сводными от какой-либо заинтересованности, которая могла быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

В Кодексе особо  рассматриваются проблемы, возникающие  в том случае, когда аудитор оказывает клиенту услуги по расчетам налогов, налоговому планированию, налоговой оптимизации, налоговому аудиту и тому подобному, поскольку при оказании услуг такого рода аудитору нередко приходится отстаивать позицию клиента, стремящегося минимизировать налоговые выплаты, перед налоговыми или иными контролирующими органами.

В соответствии с Кодексом аудитор не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут  нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии и поэтому несовместимы с оказанием профессиональных услуг.

Весьма подробно рассмотрены в Кодексе проблемы, связанные с взаимоотношениями  одной аудиторской организации с другими аудиторскими организациями. Речь идет об отношениях при переходе клиента от одного аудитора к другому или при одновременной работе нескольких аудиторских организаций с одним и тем же клиентом.

В Кодексе этики  специально рассматриваются этические аспекты профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги, а также профессиональных бухгалтеров, работающих на коммерческих предприятиях различного профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Оценка  системы внутреннего контроля

Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности №8 "Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", система внутреннего  контроля означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение сохранности активов, выявление исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовке достоверной финансовой отчетности. Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечивать:

1) Соблюдение  требований законодательных нормативных  актов при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;

2) исполнительную  дисциплину на всех уровнях  управленческой структуры экономического  субъекта;

3) своевременность,  правильность и полноту оформления  бухгалтерских документов и составления  бухгалтерской отчетности;

4) предотвращения выявленных ошибок и нарушений;

5) сохранность  активов экономического субъекта.

Согласно классификации, определенной стандартом №8, все элементы системы внутреннего контроля подразделяются на 3 группы:

1) Надлежащая  система бухгалтерского учета;

2) Контрольная  среда;

3).Средства контроля.

Контрольная среда - это осведомленность и практические действия руководителя экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего  контроля.

Средства контроля - это части системы внутреннего контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надлежащего управления ей. Оценка системы внутреннего контроля базируется на получении ответов на контрольные вопросы, заранее разработанные субъектом аудиторской деятельности.

Система внутреннего  контроля может считаться эффективной, если она:

1. Эффективно  предупреждает о возникновении  недостоверной информации;

2. Эффективно  выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени, после того, как она возникла.

При оценке системы  внутреннего контроля используются не менее трех градаций: высокая, средняя, низкая.

Основные этапы  оценки системы внутреннего контроля:

1. Общее знакомство  с системой внутреннего контроля экономического субъекта;

2. Первичная  оценка надежности системы внутреннего  контроля экономического субъекта;

3. Подтверждение  или не подтверждение достоверности  оценки системы внутреннего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Аудиторская  выборка

В связи с  тем, что объем информации, сосредоточенной  бухгалтерской документации зачастую бывает очень большим, то аудиторы в  подавляющем большинстве случаев  проверяют не всю документацию, а  ее часть, выбранную определенным способом. Затем результаты проверки выбранной части распространяются на всю совокупность документов.

Таким образом, аудиторская выборка - это способ проведения аудиторской проверки при  котором источники информации об аудируемом лице проверяются не в  сплошном порядке, а в выбранном, следуя при этом требованиям федеральных правил-стандартов аудиторской деятельности.

Информация о работе Аудит как понятие