Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:53, контрольная работа
В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности – дело сравнительно новое. С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.
Введение 3
Правовые основы аудита 5
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ 7
Меры по обеспечению проведения обязательного аудита 10
Обязательный аудит и причины его проведения 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Понятие «обязательный
аудит» и его трактовка в российском
законодательстве
Содержание
Введение 3
Правовые основы аудита 5
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ 7
Меры по обеспечению проведения обязательного аудита 10
Обязательный аудит и причины его проведения 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Введение
В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности – дело сравнительно новое. С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.
Аудиторы больше внимания должны уделять вопросам планирования и документирования аудита, определению аудиторского риска и существенности возможных ошибок, разработке внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.
Аудит продолжает активно внедряться и влиять на становление рыночных отношений в России, и его регулирование развивается по трем основным направлениям:
Наиболее существенной предпосылкой развития аудита в нашей стране стал процесс разгосударствления экономики и переход на рыночные отношения. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государства в финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же ими реальных собственников (акционеров или частных владельцев) в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий и достоверности учета и отчетности.
Как уже говорилось, переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль над достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.
Исторической родиной аудита считают Великобританию, где с 1844 года выходит серия законов о компаниях, согласно которых в обязанности правления акционерных компаний входило не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Правовые основы аудита
Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №22631. В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтерского учета, налоговое консультирование, правовое консультирование и др.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
В России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в таблице 1
Система нормативного регулирования аудита в России
Таблица1
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
I уровень |
Федеральные законы, Кодексы, Указы |
Федеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ |
II уровень |
Постановления, Приказы |
Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности |
III уровень |
Федеральные стандарты аудиторской деятельно- сти, Стандарты аудитор- ской деятельности |
Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности |
IV уровень |
Внутренние стандарты |
Профессиональные аудиторские объединения |
V уровень |
Внутрифирменные стандарты |
Аудиторские организации |
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ:
Уполномоченный Федеральный орган – совершенно новая структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита – на Департамент аудиторской при Центробанке России.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. №80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяет Минфин России.
Департамент организации аудиторской деятельности является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.
Департамент организации аудиторской деятельности выполняет следующие основные функции:
осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений;
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности.
Совет по аудиторской деятельности:
- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
- разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
- изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности, организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области;
- рассматривает составы экзаменационных комиссий и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, сдавших квалификационные экзамены;
- осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.
Законом «Об аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.
Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
В настоящее время аккредитовано семь профессиональных аудиторских объединений в их состав вошли:
Российская коллегия аудиторов, Аудиторская палата России, Национальная Федерация консультантов и аудиторов, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества, Институт профессиональных аудиторов, Институт профессиональных бухгалтеров России, Московская аудиторская палата.
Эффективная деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений будет служить отправной точкой дальнейшего процесса передачи им регулирующих функций и полномочий в вопросах регулирования аудиторской деятельности в России
Меры по обеспечению проведения обязательного аудита
Правительство Российской Федерации
Постановление
от 30 ноября 2005 г. № 706
О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые Правила
2. Федеральным органам исполнительной власти в пределах своей компетенции представлять ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов Российской Федерации информацию о нарушении требований законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита.
3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации представлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о нарушении требований законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита кредитными организациями, в том числе головными кредитными организациями банковских (консолидированных) групп при проведении аудита консолидированной отчетности, а также о примененных к кредитным организациям (в том числе к головным кредитным организациям банковских групп) мерах ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита и случаях, когда головные организации (управляющие компании) банковских холдингов не проводили аудит консолидированной отчетности банковских холдингов.
4. Федеральному
агентству по управлению
Информация о работе Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве