Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности – дело сравнительно новое. С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.

Оглавление

Введение 3
Правовые основы аудита 5
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ 7
Меры по обеспечению проведения обязательного аудита 10
Обязательный аудит и причины его проведения 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

к р фин право.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Понятие «обязательный  аудит» и его трактовка в российском законодательстве 
Содержание

 

Введение              3

 

Правовые основы аудита           5

 

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ      7

 

Меры по обеспечению  проведения обязательного аудита     10

 

Обязательный аудит  и причины его проведения      12

 

Заключение            15

 

Список используемой литературы        16

 

Введение

В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности – дело сравнительно новое. С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.

Аудиторы больше внимания должны уделять вопросам планирования и документирования аудита, определению аудиторского риска и существенности возможных ошибок, разработке внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.

Аудит продолжает активно внедряться и влиять на становление рыночных отношений в России, и его регулирование развивается по трем основным направлениям:

  • государственное регулирование;

 

  • государственно - общественное регулирование;

 

  • регулирование на уровне аудиторских фирм.

 

Наиболее существенной предпосылкой развития аудита в нашей стране стал процесс разгосударствления экономики и переход на рыночные отношения. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государства в финансовую деятельность предприятий ограничено. С приобретением же ими реальных собственников (акционеров или частных владельцев) в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий и достоверности учета и отчетности.

Как уже говорилось, переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль над достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.

Исторической родиной аудита считают Великобританию, где с 1844 года выходит серия законов о компаниях, согласно которых в обязанности правления акционерных компаний входило не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность  аудитора совмещала в себе некоторые  обязанности делопроизводителя, секретаря  и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

 

Правовые основы аудита

Формирование  независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием  Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №22631. В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтерского учета, налоговое консультирование, правовое консультирование и др.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

В России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита, представленная в таблице 1

Система нормативного регулирования аудита в России

Таблица1

 

Уровень

 

Документы

 

Органы, принимающие документы

 

I уровень

Федеральные законы,

Кодексы, Указы

Федеральное собрание, Правительство,

Государственная Дума, Президент РФ

 

II уровень

 

Постановления, Приказы

Президент РФ, Правительство РФ,

Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

 

 

III уровень

Федеральные стандарты аудиторской деятельно- сти, Стандарты аудитор- ской деятельности

 

Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности

IV уровень

Внутренние стандарты

Профессиональные аудиторские объединения

 

V уровень

Внутрифирменные

стандарты

 

Аудиторские организации


 

 

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ:

Уполномоченный Федеральный орган – совершенно новая структура, призванная осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. Ранее эти функции в части общего, страхового аудита и аудита инвестиционных фондов возлагались на Департамент по финансовому контролю и аудиту при Минфине России, а в части банковского аудита – на Департамент аудиторской при Центробанке России.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. №80 установлено, что во исполнение Закона «Об аудиторской деятельности» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, определяет Минфин России.

Департамент организации аудиторской деятельности является подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим формирование и развитие системы аудита в России. Основной задачей Департамента является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ и разработка единой политики в области аудита.

Департамент организации аудиторской деятельности выполняет следующие основные функции:

  • разрабатывает и организует реализацию единой государственной политики в области аудита;
  • обеспечивает формирование законодательной, нормативной и методологической базы аудиторской деятельности в РФ;
  • организует разработку через Совет по аудиторской деятельности экспертизу и представление на утверждение Правительства РФ федеральных стандартов аудита;
  • организует и реализует системы обучения, аттестации и повышения квалификации аудиторов;
  • формирует перечень учебно – методических центров;
  • осуществляет лицензирование аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • осуществляет координацию и методологические руководство проведения обязательного аудита в РФ;

осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских объединений;

  • обобщает практику применения законодательных и нормативных актов по аудиту и дает финансово–экономическое обоснование по проектам федеральных законов и иных нормативных актов и др.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности, при Министерстве финансов РФ создается Совет по аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности:

- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

- разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;

- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

- изучает, обобщает и распространяет опыт аудиторской деятельности, организует подготовку информационных, методических и учебных материалов в этой области;

- рассматривает составы экзаменационных комиссий и результаты экзаменов претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, сдавших квалификационные экзамены;

- осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Законом «Об аудиторской деятельности» вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также систематически контролирующее их соблюдение. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

В настоящее время аккредитовано семь профессиональных аудиторских объединений в их состав вошли:

Российская коллегия аудиторов, Аудиторская палата России, Национальная Федерация консультантов и аудиторов, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружества, Институт профессиональных аудиторов, Институт профессиональных бухгалтеров России, Московская аудиторская палата.

Эффективная деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений будет служить отправной точкой дальнейшего процесса передачи им регулирующих функций и полномочий в вопросах регулирования аудиторской деятельности в России

Меры  по обеспечению проведения обязательного  аудита

Правительство Российской Федерации

Постановление

от 30 ноября 2005 г. № 706

О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить  прилагаемые Правила проведения  открытого конкурса по отбору  аудиторской организации для  осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов.

2. Федеральным  органам исполнительной власти  в пределах своей компетенции представлять ежегодно, до 1 августа, в Министерство финансов Российской Федерации информацию о нарушении требований законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита.

3. Рекомендовать  Центральному банку Российской  Федерации представлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о нарушении требований законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита кредитными организациями, в том числе головными кредитными организациями банковских (консолидированных) групп при проведении аудита консолидированной отчетности, а также о примененных к кредитным организациям (в том числе к головным кредитным организациям банковских групп) мерах ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о проведении обязательного аудита и случаях, когда головные организации (управляющие компании) банковских холдингов не проводили аудит консолидированной отчетности банковских холдингов.

4. Федеральному  агентству по управлению федеральным  имуществом представлять ежегодно, до 15 января и до 15 июля, в Министерство финансов Российской Федерации, осуществляющее методическое руководство проведением открытых конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления ежегодного обязательного аудита, обзорную информацию о результатах проведения в предшествующие 6 месяцев указанных открытых конкурсов.

Информация о работе Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве