Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:53, контрольная работа

Краткое описание

В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности – дело сравнительно новое. С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение. Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.

Оглавление

Введение 3
Правовые основы аудита 5
Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ 7
Меры по обеспечению проведения обязательного аудита 10
Обязательный аудит и причины его проведения 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

к р фин право.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

5. Признать утратившим  силу Постановление Правительства  Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 25, ст. 2447).

 

Обязательный  аудит и причины его проведения

Обязательный  аудит - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Под требования законодательных и нормативных  актов РФ, устанавливающих обязательность годовой бухгалтерской отчетности, попадают:

- организации имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

- по виду деятельности - кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фонды, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

- организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

- организации, которые является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют выше перечисленным показателям. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

С 01.01.2007 года Федеральным  законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения является одной из неотъемлемых составляющих перечня документов, открытость и доступность которых должно обеспечить автономное учреждение. Т.е. для автономных учреждений, созданных с 2007 года аудит является обязательным.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка - по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам. Необходимо учесть, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и или юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При проведении обязательного аудита аудиторские организации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

Закон обязывает  аудиторские организации и индивидуальных аудиторов хранить тайну об операциях  аудируемых лиц и лиц, которым  оказывались сопутствующие аудиту услуги. Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, a не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Причины необходимости  проведения обязательного аудита:

1) субъекты обязательного  аудита, как правило, работают  с денежными средствами населения.  Это банки, страховые организации,  негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности;

2) устанавливая  обязательность подтверждения отчетности  предприятий, имеющих большие  объем выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

 

Заключение

И так, подведем итоги:  в Российской Федерации обязательный аудит регулируется федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

По итогам аудиторской  проверки составляется аудиторское  заключение, которое является составной  частью бухгалтерской отчётности.

Сейчас с  полным правом можно утверждать, что  аудит в России имеет место и получает все большее развитие, создана мощная аудиторская система, с учетом международных образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно - правовая база, крупные отечественные аудиторские организации уже вполне конкурируют на российском рынке даже с общепризнанными мировыми аудиторскими объединениями. В настоящее время в России стандартизирована также и деятельность по оказанию услуг, сопутствующих непосредственно аудиту, обязательный аудит с высококвалифицированными аудиторами четко контролируют и анализируют финансово - хозяйственной деятельность, постановку бухгалтерского учета и др. Благодаря аудиту предупреждается и снижается риск хозяйственной деятельности, так как аудиторский финансовый контроль способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов. Следовательно, аудит, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, становится все более необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.

Однако, в России организации и предприниматели, на которых законодательством возложена обязанность проводить аудит, зачастую отказываются это делать, так как, по мнению некоторых бизнесменов, такой аудит не приносит реальной пользы для хозяйствующего субъекта.

Список  используемой литературы

  1. А.В. Абакумова. Основы аудита, учебное пособие, Санкт-Петербург, 2009
  2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  3. Правительство Российской Федерации Постановление от 30 ноября 2005г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»
  4. Финансовое право Российской Федерации. Учебник. Отв. ред. М.В. Карасева. М. 2008
  5. Финансовое право. Учебник. Отв. ред. С.В. Запольский. М. 20011.
  6. Финансы. Под ред. В.М. Родионовой. М. 2007.
  7. www.all-library.com
  8. www.studyspace.ru

 

 

.


Информация о работе Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве