Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:42, курс лекций
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. При анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности оценивается информация, содержащаяся в бухгалтерском балансе, для
того, чтобы получить достоверные выводы о прошлом состоянии организации с целью предвидения ее жизнеспособности в будущем, определяются такие важные характеристики организации, которые свидетельствуют о ее успехе или угрозе банкротства. При этом успех анализа зависит от полноты и достоверности отчетной информации.
- коэффициент текущей
ликвидности - отношение всей
суммы оборотных активов,
52.К внешним факторам, влияющим
на прибыль предприятия,
54.Валовой доход — общая
сумма дохода предприятия от
всех видов деятельности в
денежной, материальной или
Валовой доход включает: общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств;
доходы от продажи ценных бумаг;
доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по оказанию финансовых услуг;
доходы от торговли валютными
ценностями, ценными бумагами, долговыми
обязательствами и
доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, владения долговыми требованиями, а также доходов от осуществления операций лизинга (аренды);
доходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов, предшествующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде; доходы из других источников и от внереализационных операций, в том числе в виде:
сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной предприятием, стоимости товаров (работ, услуг), безвозмездно предоставленных предприятию;
сумм неиспользованной части денежных средств, которые возвращаются из страховых резервов;
сумм средств страхового резерва, использованных не по назначению;
стоимости материальных ценностей, переданных предприятию согласно договорам хранения и использованных им в собственном производственном или хозяйственном обороте;
сумм штрафов, неустойки или пени, полученных по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, арбитражного или третейского суда;
сумм государственной пошлины, предварительно уплаченной истцом, которая возвращается в его пользу по решению суда (арбитражного суда).
Величина валового дохода
предприятия зависит от количества
продаваемых результатов
Д=ЦxQ
где: Д — доход предприятия, грн.;
Ц — цена продажи продукции (товара, работ, услуг), грн.;
Q — количество проданной продукции (товара, работ, услуг), нат. ед. изм.
По нескольким видам продаваемых
результатов хозяйственной
60.На изменение прибыли
влияют две группы факторов: внешние
и внутренние. Внутренние факторы
изменения прибыли
К внешним факторам, влияющим
на прибыль предприятия, относятся:
социально-экономические
Важнейшими факторами
роста прибыли являются рост объема
производства и продажи продукции,
внедрение научно-технических
Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции.
Размер прибыли как
конечного финансового
Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов.
Таким образом, прибыль предприятия
формируется под воздействием следующих
основных факторов: валовых доходов
предприятия, дохода предприятия от
продажи продукции, валовых расходов
предприятия, уровня действующих цен
на продаваемую продукцию и
53.Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия.
В настоящее время в связи с постоянно меняющимися условиями хозяйствования и с тем, что прибыль определяется в целом по предприятию, исходя из объема валового дохода, валовых расходов и величины амортизации, наиболее приемлемым для планирования прибыли является аналитический метод.
Суть данного метода состоит в том, что по известным в предшествующем периоде фактической себестоимости и доходе от продажи продукции определяют базовую рентабельность. Например, фактическая себестоимость составляет в базисном году 1300 тыс. грн., а доход от выпуска и продажи продукции составляет 1800 тыс. грн., тогда рентабельность равна 27% ((1800—1300) : 1800).
С помощью базовой рентабельности
ориентировочно рассчитывается прибыль
планируемого периода на объем валового
дохода планируемого периода. Например:
базовая рентабельность составляет
27%, валовой доход предприятия
в планируемом периоде
При таком расчете плановой прибыли будет учтено влияние только первого фактора — объема валового дохода. Для учета других факторов далее расчет ведется в определенной последовательности:
рассчитывается изменение (+, —) валовых расходов в планируемом периоде за счет изменения цен на сырье, материалы, других факторов валовых расходов предприятия планируемого периода по сравнению с базисным периодом (например, +100 тыс. грн.);
рассчитывается изменение амортизационных отчислений за счет движения основных фондов и нематериальных активов предприятия, применения ускоренной амортизации (например, — 10 тыс. грн.);
определяется влияние
изменения ассортимента, качества,
сортности выпускаемой
после обоснования цены на продукцию планируемого периода определяется влияние изменения цен (например, за счет падения цен ожидается снижение прибыли на 10 тыс. грн.);
влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования. В нашем примере 640 тыс. грн. (540+100-10+20—10), т. е. прибыль планового периода составит 640 тыс. грн.;
если учесть изменение прибыли в непроданных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода (например, —30 тыс. грн.), то окончательно величина планируемой прибыли составит 610 тыс. грн. (640—30).
Аналитический метод планирования прибыли показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
13.Горизонтальный анализ
(временной или динамический) –
сравнение каждой позиции
С целью сравнения рассчитывают
абсолютные и относительные изменения
(отклонения). В учебниках под
анализом понимают именно расчет изменений,
заполнение аналитических таблиц. Можно
назвать эту процедуру
Технология анализа достаточно проста: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи. Аналогичный анализ производится на основе отчета о прибыли предприятия.
Вертикальный анализ (структурный)
– определение структуры
Сравнительную базу при процентном анализе образуют показатели предыдущих периодов или показатели других компаний, как правило, из той же отрасли. Чтобы проводить сравнение, необходимо устранить несоответствия в размерах компаний (оборотах), для этого значения показателей отчета о прибылях и убытках выражают в процентах от объема продаж (выручки), а балансовые статьи – в процентах от итога баланса.
Как следует из приведенного
выше описания, горизонтальный и вертикальный
анализ финансовой отчетности предприятия
является эффективным средством
для исследования состояния предприятия
и эффективности его
Горизонтальный и вертикальный приемы анализа реализуются в так называемом сравнительном аналитическом балансе, который получается из исходного бухгалтерского путем укрупнения (объединения) отдельных статей и дополнения его показателями структуры и динамики за отчетный период. Статьи баланса группируются в соответствии с целями анализа, с учетом специфики деятельности организации и других факторов. В отечественных учебных пособиях активы, как правило, классифицируют по уровню ликвидности.
14.Трендовый анализ –
сравнение каждой позиции
В ходе анализа тренда выбирают базовый год, и все статьи отчетности за последующие периоды выражаются в виде индексов к показателям базового года.
Использование трендового метода позволяет оценить основные направления развития организации как в текущий момент, так и в последующие периоды. Так, например, если темп роста валюты баланса имеет тенденцию к снижению, то это свидетельствует о сокращении организацией текущей деятельности, хозяйственного оборота, что может привести к критическому состоянию. Результаты расчетов средних значений темпа роста (темпа прироста), учет связей между основными показателями позволяют рассчитать прогнозное значение изучаемого показателя на перспективу. Прогноз на основе трендовых моделей позволяет с определенной степенью надежности рассчитать значение прогнозируемого фактора, выбирать наиболее рациональные управленческие решения и оценить последствия этих решений для финансово-хозяйственной деятельности организации.
Трендовый анализ в динамике
за ряд лет позволяет определить
тенденцию изменения
Параметры уравнения а0 и а1 находятся по формулам: