Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные нормативные документы, регулирующие особенности учета валютных операций в РФ;
- рассмотреть порядок документального оформления экспорта и импорта товаров;
- отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по экспорту и импорту товаров на примере ООО «Реалэкспорт».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. тЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Сущность, понятие и нормативное регулирование экспорта 5
1.2. Сущность, понятие и нормативное регулирование импорта 11
1.3. Принципы учета экспортных операций предприятия 12
1.4. Принципы учета импортных операций предприятия 23
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Реалэкспорт» 29
2.1. Общая характеристика ООО «Реалэкспорт» 29
2.2. Организация учета экспортных и импортных операций в ООО «Реалэкспорт» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
- ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
- перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
- перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
Таким образом, получение российским экспортером (резидентом) иностранной валюты от зарубежного покупателя (нерезидента) при осуществлении экспортной сделки считается валютной операцией, а потому должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона N 173-ФЗ, а также соответствующих Инструкций и Указаний Центрального банка РФ.
В соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.
1.2. Сущность, понятие и нормативное регулирование импорта
Согласно статье 21 Закона N 164-ФЗ импорт товаров осуществляется без количественных ограничений. Однако в исключительных случаях согласно части 2 данной статьи Правительство РФ может устанавливать ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:
- сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
- сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;
- снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
- ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.
В этом случае согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24 Закона N 164-ФЗ для осуществления импорта необходимо будет получать лицензию Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России).
Кроме того, лицензия Минэкономразвития России на импорт нужна в случаях:
- реализации разрешительного порядка импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
- предоставления исключительного права на импорт отдельных видов товаров;
- выполнения Российской Федерацией международных обязательств.
Отсутствие лицензии в вышеуказанных случаях является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.
1.3. Принципы учета экспортных операций предприятия
Обмен произведенной продукцией на международной арене происходит вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, т.е. посредством осуществлении совокупных технических приемов или действий по подготовке, заключению и выполнению сделок. К подготовительным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с ценами, с другими условиями их поставки покупателю [12]. В целом можно заключить, что предприятие, занимающееся экспортно-импортными операциями в современных условиях, должно досконально продумать всю организацию работы своих структур, во избежание необоснованных экономических потерь.
В вопросах правильной организации экспортно-импортных операций в коммерческих службах предприятий, несомненно, важное место занимают аспекты, связанные с учетом и анализом эффективности экспортно-импортных операций. Только правильная организация учета и анализа позволяет организации получать прибыль от экспортно-импортных операций, находясь в соответствии с действующим экономическим законодательством страны.
В связи с тем, что экспорт товаров, работ, услуг освобождается от налога на добавленную стоимость (НДС), именно в нормативных документах, регулирующих этот налог, даны основные критерии и условия экспорта. Налоговым кодексом России определено, что экспортируемыми считаются как товары собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке – разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.
Основным признаком экспорта товара является факт пересечения границы России и государств – членов СНГ. Условие пересечения границ стран СНГ действует и в случае транзита через территории этих стран. Экспорт товаров определить достаточно просто – товары имеют осязаемую физическую форму, поэтому их пространственное перемещение легко зафиксировать.
Сложнее определяется экспорт работ или услуг.
Круг работ и услуг, которые можно отнести к экспортируемым, был впервые определен в разделе VI Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Первая группа – услуги, которые оказываются за пределами государств – участников СНГ. Вторая группа – услуги по перевозке экспортных грузов. Третья группа – переработка давальческого сырья, ввозимого для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы государств – членов СНГ (за исключением подакцизной продукции). Четвертая группа – услуги международной связи (почтовые, телефонные, телеграфные, космические и др.), которые частично оказываются за пределами государств – участников СНГ. Пятая группа – услуги, оказываемые в соответствии с договорами, заключенными с иностранными физическими и юридическими лицами по обслуживанию иностранных судов в портах или аэропортах [18].
Раздел V Инструкции ТНС не дает, однако, исчерпывающего перечня работ и услуг, относимых к экспортируемым. В этом документе указаны только те услуга, которые каким-то образом связаны с пересечением границы. В целом, сфера услуг очень разнообразна и велика, различны и способы их оказания, поэтому невозможно выработать для них какой-то единый универсальный критерий экспорта. Однако, несомненно, удачные попытки есть.
Одним из критериев отнесения работ и услуг к экспортируемым является место оказания услуг, выполнения работ, определяемое по ряду признаков [18]:
а) место экономической деятельности иностранного покупателя для следующих услуг:
- по передаче собственности или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
- консультационных, бухгалтерских, юридических, инжиниринговых, рекламных, услуг по обработке информации и других аналогичных услуг;
- по предоставлению персонала, если он работал в месте экономической деятельности покупателя;
- по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением транспортных средств транспортных предприятий;
- услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта исполнителя для оказания услуг, указанных в данном пункте;
б) выполнение работ, связанных с недвижимым имуществом (работ по строительству, монтажу, ремонту, реставрации недвижимости за границей);
в) услуги, оказанные иностранным заказчикам за границей в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта или других аналогичных сферах деятельности;
г) место фактического выполнения работ (оказания услуг), если они связаны с движимым имуществом;
д) место осуществления экономической деятельности предприятия, выполняющего эти работы (оказывающего услуги).
Естественно, факт и место оказания услуги должны быть подтверждены соответствующими документами. Ими являются [21]:
- контракт с иностранными или российскими лицами;
- платежные документы, подтверждающие оплату покупателем выполненных работ и оказанных услуг;
- акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).
В соответствии с действующим законодательством непременным условием получения льгот по экспорту является организация раздельного учета операций, совершаемых внутри страны и за ее пределами, а именно, затрат на производство и реализацию. Выручка от экспортных поставок не облагается НДС.
Экспорт продукции может осуществляться как предприятиями-производителями, так и торговыми организациями.
У производителя учет затрат на производство продукции ведется на счете 20 "Основное производство". В случае, если предприятие производит продукцию для реализации на внутреннем и внешнем рынках, для обеспечения раздельного учета можно открыть субсчета к счету 20: "Производство экспортной продукции" и "Основное производство", что позволит отдельно учитывать производственную себестоимость продукции, реализуемой на внутреннем рынке, и экспортной продукции и пользоваться льготами по НДС [14].
Если невозможно выделить затраты на различных стадиях обработки сырья (при попередельном методе учета), то затраты можно разделить пропорционально объемам реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках [16].
Предприятие – производитель экспортной продукции, самостоятельно реализующее эту продукцию иностранным покупателям, должно организовать и отдельный учет готовой продукции. К счету 40 открываются субсчета "Готовая экспортная продукция" и "Готовая продукция".
Бухгалтерские записи по учету фактической себестоимости экспортной продукции не отличаются от типовой корреспонденции [14].
Суммы НДС, уплаченного поставщикам сырья, материалов, услуг, списывают на соответствующие субсчета, открытые к счету 19. В зачет перед бюджетом (в дебет счета 68) эти суммы могут быть списаны только после получения валютной выручки.
Условно схему бухгалтерского учета экспортных операций можно разделить на две части [18]: учет движения экспортного товара от поставщика к покупателю; отражение в учете реализации и расчетов с иностранными покупателями.
Рассмотрим каждую из них в отдельности:
Учет движения экспортируемого товара от поставщика к покупателю [18]:
- Изготовление и оприходование на склад партии экспортной продукции отражается следующей проводкой:
Дебет 40-1 "Готовая продукция экспортная"; Кредит 20-1 "Основное производство".
Необходимо заметить, что для производителя учет экспортной продукции ведется по фактической производственной себестоимости.
У предприятия, выходящего на внешний рынок, с продукцией, приобретенной у поставщиков по договорам купли-продажи, поступление этой продукции оформляется в учете проводкой:
Дебет 41; Кредит 60. Субсчет "Товары экспортные" – на стоимость товара.
Дебет 19; Кредит 60 – на сумму НДС, подлежащую уплате поставщику товара.
При отгрузке партии экспортной продукции в адрес иностранного покупателя делается запись:
Дебет 45-1 "Товары отгруженные экспортные" Кредит 40-1 "Готовая продукция экспортная" или
Кредит 41-1 "Товары экспортные".
На субсчете 45-1 отгруженная на экспорт продукция находится до момента реализации, после чего списывается с этого счета на себестоимость реализации.
За это время на пути от поставщика к покупателю экспортный товар проходит несколько этапов: следует по территории Российской Федерации, затем прибывает в порт или на пограничный железнодорожный пункт и некоторое время находится там, затем после отгрузки из порта или с пограничного железнодорожного пункта находится в пути за границей. Предприятию-поставщику необходимо иметь в бухгалтерском учете полную информацию об исполнении контрактных обязательств по поставке экспортных товаров с момента их отгрузки из пункта отправления до пункта назначения и осуществлять контроль за передвижением и сохранностью грузов на всем пути их следования от поставщика к покупателю.
С целью отражения в учете движения экспортных товаров по всем этапам пути от продавца к покупателю можно использовать субсчета второго порядка, коды, которых имеют четыре цифры [3]:
- 45-13 – Товары экспортные в пути в Российской Федерации.
- 45-14 – Товары экспортные в портах и на пограничных ж/д пунктах.
- 45-15 – Товары экспортные в пути за границей.
- 45-16 – Товары экспортные на складах, в переработке и на комиссии за границей.
Информация о работе Анализ системы учета экспортных и импортных операций на предприятии