Анализ системы учета экспортных и импортных операций на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные нормативные документы, регулирующие особенности учета валютных операций в РФ;
- рассмотреть порядок документального оформления экспорта и импорта товаров;
- отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по экспорту и импорту товаров на примере ООО «Реалэкспорт».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. тЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Сущность, понятие и нормативное регулирование экспорта 5
1.2. Сущность, понятие и нормативное регулирование импорта 11
1.3. Принципы учета экспортных операций предприятия 12
1.4. Принципы учета импортных операций предприятия 23
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Реалэкспорт» 29
2.1. Общая характеристика ООО «Реалэкспорт» 29
2.2. Организация учета экспортных и импортных операций в ООО «Реалэкспорт» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 201.50 Кб (Скачать)


48

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ              3

1. тЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ              5

1.1. Сущность, понятие и нормативное регулирование экспорта               5

1.2. Сущность, понятие и нормативное регулирование импорта              11

1.3. Принципы учета экспортных операций предприятия              12

1.4. Принципы учета импортных операций предприятия              23

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Реалэкспорт»              29

2.1. Общая характеристика ООО «Реалэкспорт»              29

2.2. Организация учета экспортных и импортных операций в ООО «Реалэкспорт»              31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Подъем экономики России невозможно представить без внешнеэкономических связей. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеет важные социальные последствия. Для многих стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста.

Поступления от экспорта – существенный источник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспорта позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, что в конечном счете способствует росту производительности труда и росту доходов. На долю экспортно-импортных отношений приходится 80% всего объема международных экономических отношений. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Согласно одному из мнений “экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы”[8].

Только правильная организация учета и анализа позволяет организации получать прибыль, от экспортно-импортных операций находясь в соответствии с действующим экономическим законодательством страны. Этим определяется проблема исследования.

Повышается значимость экспорта как источника столь необходимых стране валютных поступлений.

Наша страна, щедро наделенная разнообразными природными ресурсами, является активным экспортером нефти, газа, минеральных ресурсов, леса, черных и цветных металлов и давно уже считается «сырьевым придатком» развитых капиталистических стран. И поэтому для российских организаций большое значение имеет именно торговля готовой продукцией на мировом рынке. В настоящее время все большее значение приобретает экспорт высококачественных и конкурентно-способных товаров.

Наряду с экспортом немаловажное значение приобретает и импорт товаров.

Однако вопросы правильной организации этой деятельности несомненно очень сложны и требуют глубокого изучения. Этим определяется актуальность темы работы.

Нормативно-правовая база указанных в названии работы проблем нашла свое отражение в ряде законодательных и нормативных документов Российской Федерации. В первую очередь это кодексы: Таможенный, Налоговый и Гражданский. Интерес также представляют ряд федеральных законов, наиболее значимый из которых ФЗ 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Кроме того использован «План счетов бухгалтерского учета» от 31.10.2000 и «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. Целью работы является исследование форм учета экспортно-импортных операций, на примере реально функционирующего предприятия, ведущего внешнеэкономическую деятельность – ООО «Реалэкспорт».

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-       изучить основные нормативные документы, регулирующие особенности учета валютных операций в РФ;

-       рассмотреть порядок документального оформления экспорта и импорта товаров;

-       отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по экспорту и импорту товаров на примере ООО «Реалэкспорт».

Объектом исследования выступает ООО «Реалэкспорт», а предметом – система учета экспортно-импортных операций ООО.

 

 

1.                  Теоретическая часть

 

1.1. Сущность, понятие и нормативное регулирование экспорта

 

Экспорт является частью внешнеторговой деятельности, которая в свою очередь является составной частью международной экономической деятельности. Международные экономические отношения строятся государствами с учетом как их собственных интересов, так и интересов других стран и третьих лиц. Поэтому регулирование международных отношений в любых сферах, в том числе и в сфере экономики, и, в частности, в области международной торговли является важной функцией государства.

Основным нормативным документом, определяющим основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности - и, в частности, экспортных операций - является Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ). Согласно статье 3 Закона N 164-ФЗ государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Законом N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Товар, согласно Закону N 164-ФЗ, - это предмет внешнеторговой деятельности - движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. А под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Регулирование внешней торговли товарами - в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике - осуществляется посредством установления вывозных и ввозных таможенных пошлин (таможенно-тарифное регулирование). В отдельных случаях допускается и нетарифное регулирование.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и (или) его территориальные органы (далее - лицензирующие органы) выдают участникам внешнеторговой деятельности (далее - заявители) следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве;

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства Российской Федерации документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве;

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Лицензии оформляются на бланках, формы которых утверждаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 20 дней со дня регистрации документов. Уведомление об отказе в выдаче лицензии, содержащее мотивированное обоснование отказа, направляется заявителю.

Внесение изменений в выданную лицензию не допускается.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации. Решения и действия лицензирующего органа могут быть обжалованы в установленном порядке.

Также отметим, что лицензия Министерства промышленности и торговли РФ на экспорт нужна в случаях:

- реализации разрешительного порядка экспорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

- предоставления исключительного права на экспорт отдельных видов товаров;

- выполнения Российской Федерацией международных обязательств.

Отсутствие лицензии в вышеуказанных случаях является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

Осуществление экспортных операций, как правило, предполагает получение российской организацией-экспортером иностранной валюты от покупателя. Поэтому необходимо отметить и некоторые особенности валютного регулирования, имеющие прямое отношение к экспорту. В отдельном разделе мы поговорим о нюансах отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете, но сейчас остановимся на регулятивном аспекте валютных операций.

Валютные операции в России должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), а также нормативными актами Центрального банка РФ (Инструкциями, Указаниями и т.д.) и Правительства РФ, являющихся органами валютного регулирования.

В статье 1 Закона N 173-ФЗ введены важные для валютного законодательства термины и понятия. Обратим внимание на некоторые.

Под иностранной валютой понимаются:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Участниками валютных отношений могут быть резиденты, нерезиденты и уполномоченные банки:

1) резидентами считаются:

- физические лица, являющиеся гражданами РФ (за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства);

- постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

- находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения этих юридических лиц;

- дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом N 173-ФЗ;

2) нерезидентами считаются:

- физические лица, не являющиеся резидентами;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

- находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения вышеуказанных юридических лиц и организаций;

- аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

- а также иные лица, не отнесенные к резидентам;

3) уполномоченные банки - это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютными операциями, регулируемыми Законом N 173-ФЗ, считаются следующие операции:

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Информация о работе Анализ системы учета экспортных и импортных операций на предприятии