Анализ системы обложения единым налогом на вмененный доход на примере ИП Богдановой. И. Ю.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы. Целью выпускной квалификационной работы является исследование ЕНВД как механизма стимулирования малого бизнеса на примере ИП Богдановой. И. Ю.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить роль, назначение и место системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности как специального налогового режима;
дать характеристику малому предпринимательству, как субъекту ЕНВД, определить положительные и негативные стороны;

Оглавление

Введение_______________________________________________________
Глава 1.Теоретические аспекты обложения организаций и индивидуальных предпринимателей единым налогом на вмененный доход______________
1.1 Экономическое содержание единого налога на вмененный доход как специального налогового режима__________________________________
1.2 Малый бизнес как субъект специального налогового режима________
1.3 Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности _____________________________________
Глава 2. Анализ системы обложения единым налогом на вмененный доход на примере индивидуального предпринимателя Богдановой Ирины Юрьевны_______________________________________________________
2.1. Краткая характеристика деятельности индивидуального предпринимателя Богдановой. И.Ю.__________________________________
2.2. Порядок заполнения декларации по единому налогу на вмененный доход____________________________________________________________
Глава 3. Пути повышения эффективности применения ЕНВД____________
3.1 Проблемы применения системы налогообложения в виде ЕНВД_______
3.2 Налоговое планирование снижения ЕНВД_________________________
Заключение______________________________________________________

Файлы: 1 файл

Моя дипломная работа.docx

— 63.78 Кб (Скачать)

К производным доходам  можно отнести доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства.

Основными источниками перераспределения  в данном случае являются оплата услуг  населением, занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями  материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные фонды.

Таким образом, доходы, подпадающие  под налогообложение единым налогом  на вмененный доход, относятся к  группе производных доходов. Определение  величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и  налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно.

Малый бизнес нуждается в  поддержке со стороны государства, в том числе с помощью налоговых  механизмов в силу следующих объективно действующих причин. Во-первых, у  хозяйствующих субъектов, относящихся  к малому бизнесу, издержки, связанные  с уплатой налоговых платежей выше, чем у других категорий налогоплательщиков, если их исчислить на единицу полученного  дохода. Кроме того, организации  в отличие от индивидуальных предпринимателей могут использовать для расчета  налоговых обязательств данные бухгалтерского учета, который ведется для решения  управленческих

11

задач. Во-вторых, субъекты малого бизнеса быстрее приспосабливаются  к постоянным изменениям конъюнктуры  рынка, и поэтому у них большее  внимание уделяется краткосрочному планированию, чем средне - долгосрочному. В-третьих, именно малому бизнесу принадлежит  приоритет в решении проблем  снижения безработицы и в формировании "среднего" класса независимых, состоятельных  граждан.

Последняя причина приобрела  в настоящее время особую актуальность в Российской Федерации, поскольку  относительно низкая прослойка среднего класса обостряет многие социально-экономические  проблемы, связанные с формированием  рыночного национального хозяйства.

Исходя из этих причин для  развития российской экономики особенно важно введение такого режима налогообложения  для малого предпринимательства, устанавливающего меньшую налоговую нагрузку, по сравнению  с общим режимом налогообложения.

Круг плательщиков, которые  могут быть переведены на эту систему  налогообложения - это организации  и индивидуальные предприниматели, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками  осуществляют в наличной форме.

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход направлена на решение следующих  задач:

- экономия расходов налогоплательщиков на ведение налогового учета;

- снижение налогового бремени;

- упрощение порядка исчисления и уплаты налогов;

- повышение качества и эффективности налогового администрирования и на этой основе обеспечение роста уровня собираемости налогов;

12

- увеличение налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды за счет повышения предпринимательской активности налогоплательщиков.

Центральное место в этом специальном налоговом режиме занимает единый налог на вмененный доход. Методические особенности его взимания принципиально отличаются от большинства  налогов, входящих в налоговую систему  страны. Первая особенность заключается в том, что сумма этого прямого налога не зависит от фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, и поэтому еще до начала налогового периода налоговая база и сумма налога уже могут быть исчислены.

Срок уплаты налога, а  не авансовых платежей, может устанавливаться  также до начала налогового периода. Эта особенность налога выражается еще и в том, что правовой основой  его взимания не предусмотрена возможная  корректировка суммы налога, исходя из фактически полученного дохода. В этой его особенности содержится опасность нарушения важнейшего принципа налогообложения, в закрепленной ст.3 НК РФ, который определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Второе отличие налога состоит в том, что он уплачивается в твердой сумме прямо пропорциональной фактической величине объемных показателей (измеренных в натуральных или  трудовых единицах), адекватно отражающих размер производства и реализации товаров (работ, услуг) по тем видам деятельности, которые облагаются налогом. Это  связано с тем, что объектом обложения  единым налогом на вмененный доход  является расчетная величина потенциально возможного к получению облагаемого  дохода налогоплательщика от осуществления  им предпринимательской деятельности.

13

Размер дохода определяется государством, зависит от потенциальных  возможностей налогоплательщика, которые  связаны, как правило, с владением  и распоряжением имеющегося у  него имущества или применением  трудовых ресурсов.

Налоговая база для каждого  плательщика определяется не по данным бухгалтерского учета, а на основе определенной доходности, полученной расчетным путем  различных видов предпринимательской  деятельности в соответствующих  условиях региона (места) и времени. Расчет вмененного (потенциального) дохода привязан к установленному перечню  относительно легко проверяемых  в результате осуществления налогового контроля показателей, измеренных в  натуральных или трудовых единицах измерения и отражающих размер деятельности плательщика.

Вмененный доход корректируется с помощью коэффициентов, позволяющих  учесть действие широкого круга факторов, влияющих на его величину. Для получения  значений величины вмененного дохода и коэффициентов могут быть использованы данные статистических обследований, информация, полученная налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий, а также сведения и результаты оценок независимых организаций.

Основная проблема применения данного налогового режима заключается  в определении величины вмененного налога. В случае завышения сумм вмененного дохода взимание налога может  привести к прекращению предпринимательской  деятельности предприятия или к  их уходу в теневую экономику. Низкие суммы налога в свою очередь  могут привести к потерям для  бюджета. Определение его оптимальной  величины при учете интересов  налогоплательщиков и государства  является ключевой проблемой применения единого налога на вмененный доход.

14

Несмотря на объективно существующие недостатки методологического характера  в решении данной проблемы, доктор экономических наук Е.А. Кирова считает  абсолютно обоснованным выбор именно вмененного дохода в качестве объекта  обложения. "Во-первых, именно с целью  извлечения дохода осуществляется предпринимательская  деятельность. Поэтому обложение  налогом получаемого дохода, безусловно, целесообразно. Во-вторых, полученный доход является реальным источником уплаты единого налога.

В-третьих, субъекты предпринимательства  не уплачивают других налогов с дохода (предприниматели платят налог на доходы физических лиц, а организации  налог на прибыль только с доходов, не подлежащих обложению единым налогом  на вмененный доход). В-четвертых, налог  на вмененный доход широко используется в практике многих стран (например, США, Испании, Франции и т.д.)".

При правильном выборе методики исчисления налога можно гарантировать  повышение качества налогового администрирования  и его эффективности, потому что  основным объектом контроля выступает  не фактически полученный доход, размер которого трудно проверить. Этот специальный  налоговый режим позволяет организовать результативную проверку, которая обеспечит  получение достоверных данных о  величине показателей, от которых прямо  пропорционально зависит размер потенциального дохода. В этом и  заключается вторая особенность  системы обложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности.

Третья отличительная  особенность заключается в том, что налоговый режим имеет  сплошной характер, т.е. является обязательным к применению всеми без исключения налогоплательщиками, осуществляющими  предпринимательскую деятельность в определенных областях деятельности.

15

Поэтому ни один налогоплательщик не может по своему желанию отказаться от его применения.

Четвертое отличие заключается  в том, что этот режим позволяет  государству упростить систему  налогообложения для субъектов  малого и среднего бизнеса. Единым налогом  заменяется совокупность налоговых  платежей, исчисляемых и уплачиваемых при общем режиме налогообложения, что упрощает работу финансовых и  бухгалтерских служб хозяйствующих  субъектов и позволяет им снизить  затраты различных ресурсов на организацию  и ведение бухгалтерского учета.

Особенностью данного  налогового режима является отсутствие льгот, которые в налогообложении  выступают в качестве важнейшего, если не основного инструмента выполнения налогами регулирующей функции.

И несмотря на это, льготы были и будут устанавливаться по большинству  налогов, хотя они и увеличивают  затраты на ведение налогового учета  и осуществление контрольных  мероприятий. Но льготы, нарушая общие  условия хозяйствования у различных  категорий налогоплательщиков, необходимы прежде всего для решения не экономических, а социальных задач, стоящих перед государством. Что же касается ЕНВД, то поскольку это специальный налоговый режим, то он ставит плательщиков в особые условия налогообложения в целом и, таким образом, является льготным по своей сути, но не исключает установления дополнительных льгот.

Таким образом, применение системы  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности требует  решения следующих методологических проблем:

- выбор критериев для включения налогоплательщиков в группу, переводимую на данную систему налогообложения;

16

- выбор момента времени установления и отмены действия системы налогообложения для конкретных категорий налогоплательщиков;

- установление элементов налогообложения, и прежде всего разработка методики расчета вмененного дохода, определение базовой доходности и корректирующих коэффициентов, выбор физического показателя;

- достижение оптимальной координации федерального и регионального законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

1.2 Малый бизнес  как субъект специального налогового  режима.

Мировая практика свидетельствует  о том, что даже в странах с  развитой рыночной экономикой малый  бизнес оказывает существенное влияние  на развитие народного хозяйства, решение  социальных проблем, увеличение численности  занятых работников.

Субъекты малого предпринимательства  в отдельных странах занимают ведущую роль по численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. Субъекты малого бизнеса как субъекты рыночной экономики имеют помимо преимуществ и ряд недостатков.

Из проводимого анализа  зарубежного и отечественного опыта  развития малого предпринимательства, можно выделить следующие его достоинства:

- более быстрая адаптация  к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- относительно небольшие расходы, особенно затраты на управление;

- большая возможность для индивидуальной реализации своей идеи, проявления своих способностей;

- более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Субъекты малого бизнеса  лучше знают уровень спроса на местных рынках,

18

часто товары производят по заказу конкретных заказчиков, дают средства к существованию большему количеству людей, в сравнении с крупными предприятиями, тем самым помогают подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия  по сравнению с крупными в отдельных  странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Субъектам малого бизнеса  свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий  уровень риска, и поэтому достаточно неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная ответственность к изменениям условий  хозяйствования; трудности привлечении  дополнительных финансовых ресурсов и  получении кредитов; неуверенность  и осторожность партнеров при  заключении договоров (контрактов) и  др. Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого бизнеса определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

Практика деятельности зарубежных малых фирм свидетельствует о  том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В  современном малом бизнесе также  необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает  о коммерции. Нередко владелец малой  фирмы имеет слишком мало опыта  в управлении

19

Информация о работе Анализ системы обложения единым налогом на вмененный доход на примере ИП Богдановой. И. Ю.