Анализ исполнения бюджетов и контроль хозяйственной деятельности субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть основные виды бюджетов и их характеристику;
- рассмотреть основные этапы бюджетного цикла;
- выявить, как происходит организация учета по центрам финансовой ответственности;
- изучить методику контроля и анализа исполнения бюджетов.
В качестве методологической базы работы используется: учебно-методическая литература по данной теме (Вахрушиной М.А., Наумовой Н.В., Жариковой Л.А., Шеремета А.Д., Лисовской И.А., Черных И.Н.). Структура курсовой работы состоит из: введения; двух глав (основной части); заключения, где содержатся выводы и обобщения по рассмотренной теме; списка использованной литературы; приложения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета…. 6
Понятие бюджетов, их виды и характеристики………….……………..... 6
Основные этапы бюджетного цикла…………………. …………………13
Состав и характеристика генерального бюджета.………………………..17
Глава 2. Контроль хозяйственной деятельности субъекта...............................25
2.1. Организация учета по центрам финансовой ответственности…………...25
2.2. Анализ исполнения бюджетов…........…………………………...…….......30
2.3. Использование программных продуктов для формирования показателей бюджетов…………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………...…..44
Список использованной литературы……………………………………….…..46
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 103.80 Кб (Скачать)

Преимущества перехода к  управлению по ЦФО очевидны. Разделяя ответственность между подразделениями, можно определить, кто и за что на предприятии отвечает, появляется возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач. Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач.

Коммерческое предприятие  как объект управления в самом  простом варианте можно рассматривать  как совокупность текущей деятельности (создание и реализация продукции, работ  или услуг) и инвестиционной. Текущей  деятельности присущи расходы (закупка  сырья либо готовой продукции, производство, затраты на реализацию) и доходы (выручка) от реализации продукции, работ  или услуг. Разница между текущими доходами и расходами определяется как прибыль (или убыток) от текущей деятельности.

Ответственность за доходы в коммерческой компании, как правило, возлагается на сбытовое подразделение (отдел сбыла или торговый дом). Расходы несут все подразделения, но в большей мере отдел снабжения  (закупок), производственные подразделения, склады. Прибыль же в большинстве случаев определяется для всего предприятия, а решения по ее использованию принимает руководство компании. Таким образом, деятельность предприятия как объекта управления можно разложить на отдельные процессы: закупки, производство, сбыт, инвестиции. Соответственно, структурные подразделения, управляющие данными процессами, можно рассматривать как центры ответственности за их реализацию.

Исходя из вышеперечисленных функций, определяют четыре основных типа центров ответственности:

- центр доходов;

- центр затрат;

- центр прибыли;

- центр инвестиций.

На практике выделяют гораздо  больше типов центров ответственности (например, центры маржинального дохода, ответственные за маржинальную прибыль, или венчур-центры, ответственные за инновационную деятельность компании).

Центр доходов - структурное подразделение, ответственное за сбытовую деятельность компании. Ее эффективность определяется максимизацией доходов компании в рамках выделенных для этих целей ресурсов. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают «Бюджет продаж» и «Смета сбытовых расходов».

Центр затрат - структурное подразделение, ответственное за выполнение определенного объема работ (производственного задания) в рамках выделенных на эти цели ресурсов. К данному типу ЦФО относится, как правило, большинство подразделений компании. В первую очередь, производственные (цеха основного и вспомогательного производств, сервисные подразделения). При этом у центра затрат могут быть и доходы (например, выручка от реализации транспортным подразделением услуг на сторону), но если величина их незначительна, а оказание данных услуг не является основным бизнесом компании, ЦФО определяется как центр затрат. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают «Бюджет производства» (производственная программа) и «Бюджет затрат» (или Смета затрат). Как разновидность центров затрат могут выделяться центры закупок и центры управленческих расходов.

  • Центр закупок - это разновидность центра затрат, он несет ответственность за своевременное и в полном объеме снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами в рамках выделенных на эти цели лимитов. К таким центрам ответственности относятся, например, отделы снабжения.
  • Центр управленческих расходов - это разновидность центра затрат, он отвечает за качественное исполнение функций управления. К данному типу относится аппарат управления компании, в большинстве случаев без разделения его на структурные составляющие (управления, отделы).

Центр прибыли - структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе компании могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО (не считая Бюджетов продаж, закупок, затрат) выступает «Бюджет доходов и расходов» (БДР).

Центр инвестиций - структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за эффективность инвестиционной деятельности. Традиционным заблуждением является определение в качестве центра инвестиций подразделения, занимающегося планированием и контролем инвестиционной деятельности (например, инвестиционного управления). Окончательные решения инвестиционного характера принимает руководство компании и несет за них всю полноту ответственности. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает «Бюджет инвестиций», а также «Прогнозный баланс». В масштабах всего предприятия, как правило, центр инвестиций совпадает с центром прибыли и, в таком случае, центр ответственности определяют как центр прибыли и инвестиций.

Таким образом, тип ЦФО определяет права и ответственность структурного подразделения за назначенные для него финансовые показатели, являющиеся составной частью финансового результата компании в целом.

Для центра финансовой ответственности  характерна финансовая самостоятельность, то есть его руководитель должен иметь  возможность определять и управлять  финансовым результатом ЦФО. Деятельность центра ответственности планируется  и контролируется через систему  ключевых показателей.

Ключевыми показателями для  центра доходов являются объемы продаж, денежных поступлений, состояние дебиторской  задолженности, объемы затрат, связанных  с реализацией продукции, на собственное содержание и др.

Ключевыми показателями центра затрат являются объемы выполняемой  работы (производственные задания), качественные показатели по выпуску продукции, величина и структура затрат на выпуск продукции и ее себестоимость, показатели эффективности использования средств производства и трудовых ресурсов и др.

Деятельность центра прибыли  оценивается по всем вышеперечисленным  показателям, а также по показателям  финансовой и экономической эффективности  текущей деятельности: рентабельность, структура оборотного капитала, доходность активов и пр.

Показатели центра прибыли  и инвестиций дополнительно к  указанным включают показатели эффективности инвестиционной деятельности (период окупаемости) и финансового состояния предприятия в целом (такие, как коэффициенты финансовой независимости и устойчивости и др.).

Система ключевых показателей  эффективности деятельности ЦФО  служит основой для построения бюджетной  модели. Часть из них могут прямо  включаться в бюджетные формы (например, задание по выручке), часть не относится  прямо к бюджетным показателям (например, рентабельность). При использовании  бюджетирования сверху вниз показатели эффективности служат также основой  для формирования бюджетных заданий. В любом случае при определении  ключевых показателей эффективности  нужно учитывать, что они должны иметь численное значение, носить однозначный характер и содержаться  в системах учета.

Этапы формирования финансовой структуры:

Сначала необходимо определить центр инвестиций, то есть подразделение, ответственное за эффективность использования полученной в рамках текущей деятельности прибыли. На практике, в большинстве случаев, центром инвестиций назначается само предприятие в целом, так как только его руководство определяет инвестиционную политику, структуру и величину основных средств и контролирует финансовое состояние компании в целом. Ответственность за деятельность предприятия включает в себя и контроль текущей деятельности, поэтому чаще всего данный центр определяется как центр прибыли и инвестиций.

В состав центра прибыли  и инвестиций входят выделенные центры доходов и центры затрат. При наличии структурных подразделений, ответственных за финансовый результат по отдельным видам бизнеса (например, производственные предприятия, входящие в холдинг, имеющие обособленные рынки сбыта, собственных поставщиков, самостоятельно определяющие политику ценообразования, но не принимающие решения по инвестированию полученной в результате текущей деятельности прибыли), в одном ряду с центрами доходов и центрами затрат формируют центры прибыли. Центры прибыли могут быть сформированы не только на базе обособленного структурного подразделения, но и в составе нескольких структурных единиц различных подразделений компании, находящихся в рамках одной технологической или продуктовой цепи. Далее в составе такого центра прибыли выделяются свои, подчиненные ему центры дохода и центры затрат. Последующее выделение центров зависит от сложности организационной структуры и необходимости делегирования полномочий (например, в составе центра затрат могут быть выделены нижестоящие по структуре центры затрат). Пример подобной структуры представлен в Приложении 1.

Таким образом, выстраивается  иерархия центров финансовой ответственности, определяющая финансовую структуру  компании. Сформированный набор центров  ответственности и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом - "Положением о финансовой структуре компании", который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей. Этот документ разрабатывается финансовым директором (либо подразделением, подотчетным ему) и утверждается генеральным директором (президентом) компании. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.

 

2.2. Анализ исполнения  бюджетов

Анализ исполнения сводного бюджета является заключительной стадией бюджетного цикла. Этот вид анализа ещё иногда называется план-факт анализом, потому что при его проведении идёт сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от плановых по отчётному бюджетному периоду.

Проведение план-факт анализа  имеет две основные цели – плановую и контрольно-стимулирующую.

Плановая  функция анализа заключается в том, что на основе полученных выводов вносятся корректировки в хозяйственную стратегию и тактику предприятия и разрабатывается бюджет на следующий период, что особенно важно.  Ведь одним из базовых принципов управленческого учёта и планирования является принцип «продолжающейся деятельности». Применительно к сфере составления сводного бюджета этот принцип означает, что как краткосрочный, так и долгосрочный бюджет предприятия разрабатываются на основе анализа причин отклонений фактических показателей от плановых по прошлому бюджетному периоду, а также выявления внутренних резервов повышения эффективности и улучшения финансового состояния.

Существует два основных фактора, которые определяют составление нового бюджета: 1) объективный (изменение рыночной конъюнктуры); 2) субъективный (выявление внутренних резервов путём анализа исполнения бюджета прошлого периода и «закладывание» их в бюджет нового периода). Единство этих двух основополагающих факторов в бюджетировании позволяет сочетать гибкость хозяйственной политики применительно к изменению состояния рынка (рыночная стратегия) и преемственность, под

которой понимается наиболее оптимальное использование накопленного ресурсного потенциала предприятия.

Контрольно-стимулирующая  функция анализа исполнения бюджета осуществляется через спецификацию отклонений фактических показателей от плановых в разрезе центров ответственности предприятия.

Анализ исполнения сводного бюджета компании проводится в шесть  этапов.

Этап 1. Определение круга  лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета. В процессе бюджетирования задействовано достаточно много специалистов. Использовать их всех для контроля за исполнением бюджета нецелесообразно. Для сравнения плановых и фактических показателей достаточно двух-трёх человек. При этом данные специалисты должны участвовать в разработке бюджета.

Этап 2. Определение набора «контрольных показателей» для анализа  исполнения бюджета. Бюджет предприятия включает в себя большое количество показателей. При построении бюджета предприятия данные должны вводиться с максимальной степенью детализации. В то же время осуществлять контроль по каждой бюджетной строке нецелесообразно. Необходимо определить основные контрольные показатели, по которым будет производиться анализ отклонений, а также пороговые значения отклонений, которые признаются допустимыми.

Этап 3. Сбор информации о  финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Трудоёмкость сбора реальной информации о финансово-хозяйственной деятельности зависит от наличия системы управления предприятием, автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом.

Этап 4. Сравнение плановых и фактических показателей «выходных форм» сводного бюджета: отчёта о финансовых результатах, отчёта о движении денежных средств, отчёта об инвестициях, отчёта об изменении финансового состояния, баланса на конец бюджетного периода. Собственно это ещё не анализ, а позитивное изучение, так как анализ всегда носит нормативный характер, т.е. дает оценку исследуемых процессов.

Этап 5. Анализ исполнения трёх основных подбюджетов сводного бюджета:

- план-факт анализ исполнения  операционного бюджета;

- план-факт анализ исполнения  инвестиционного бюджета;

- план-факт анализ исполнения  финансового бюджета.

На данном этапе анализ отклонений и формулировка выводов проводится по каждому агрегированному подбюджету отдельно.

Этап 6. Синтез. Так как  все три вышеуказанных составляющих сводного бюджета являются взаимосвязанными, в первую очередь, через динамику денежных поступлений и расходов, то после детального факторного анализа операционного, инвестиционного и финансового бюджетов появляется возможность сделать количественно обоснованные выводы о выполнении сводного бюджета предприятия в целом. Эти выводы составляют так называемый SWOT-анализ (анализ «слабых» и «сильных» сторон деятельности предприятия за прошедший бюджетный период), который, по существу, является обобщением проделанной на первом и втором этапах аналитической работы по отдельным подбюджетам и сегментам бизнеса. Анализ «сильных» и «слабых» мест является основой

Информация о работе Анализ исполнения бюджетов и контроль хозяйственной деятельности субъекта