Анализ исполнения бюджетов и контроль хозяйственной деятельности субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть основные виды бюджетов и их характеристику;
- рассмотреть основные этапы бюджетного цикла;
- выявить, как происходит организация учета по центрам финансовой ответственности;
- изучить методику контроля и анализа исполнения бюджетов.
В качестве методологической базы работы используется: учебно-методическая литература по данной теме (Вахрушиной М.А., Наумовой Н.В., Жариковой Л.А., Шеремета А.Д., Лисовской И.А., Черных И.Н.). Структура курсовой работы состоит из: введения; двух глав (основной части); заключения, где содержатся выводы и обобщения по рассмотренной теме; списка использованной литературы; приложения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета…. 6
Понятие бюджетов, их виды и характеристики………….……………..... 6
Основные этапы бюджетного цикла…………………. …………………13
Состав и характеристика генерального бюджета.………………………..17
Глава 2. Контроль хозяйственной деятельности субъекта...............................25
2.1. Организация учета по центрам финансовой ответственности…………...25
2.2. Анализ исполнения бюджетов…........…………………………...…….......30
2.3. Использование программных продуктов для формирования показателей бюджетов…………………………………………………………………………39
Заключение…………………………………………………………………...…..44
Список использованной литературы……………………………………….…..46
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 103.80 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МГУЭСИ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по курсу 

«Бухгалтерский управленческий учет» по теме:

«Анализ исполнения бюджетов и контроль хозяйственной деятельности субъекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Денисова Елизавета Сергеевна, ДЭБ-302.

 

Руководитель: к.э.н., доцент кафедры БУАиА   Егорова Лариса Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

Содержание:

стр.

Введение……………………………………………………………………….…. 3

Глава 1.  Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета…. 6

    1. Понятие бюджетов, их виды и характеристики………….……………..... 6
    2. Основные этапы бюджетного цикла…………………. …………………13
    3. Состав и характеристика генерального бюджета.………………………..17

Глава 2.  Контроль хозяйственной деятельности субъекта...............................25

2.1. Организация учета по центрам финансовой ответственности…………...25

2.2. Анализ исполнения бюджетов…........…………………………...…….......30

2.3. Использование программных  продуктов для формирования показателей  бюджетов…………………………………………………………………………39

Заключение…………………………………………………………………...…..44

Список использованной литературы……………………………………….…..46

Приложение………………………………………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Качественные изменения  в среде функционирования российского  бизнеса нашли выражение в  колоссальном развитии финансовой составляющей в деятельности предприятий. Результатом  этого стало внедрение на российских предприятиях новой системы управления финансами – бюджетирования.

В условиях развивающихся  рыночных отношений в нашей стране предприятие стало юридически и экономически самостоятельным. Процветающим считается предприятие, получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Это задача-максимум может быть реализована на стабильной основе посредством бюджетирования. В связи с неуклонным ростом номенклатуры продукции и темпов ее обновления характер промышленного предприятия изменился, управление финансами предприятия стало невозможно без эффективного планирования его производственной деятельности. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим бюджетирование приобретает новое значение и призвано обеспечить конкурентоспособный процесс производства продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, эффективное развитие предприятия в соответствии с изменениями внешних условий. Только на этой основе можно снизить неэффективные расходы и увеличить денежный поток, генерируемый бизнесом, при условии поддержания ликвидности. Именно поэтому данная тема очень актуальна на сегодняшний день.

Как известно, ведущая роль в координации деятельности субъектов рынка принадлежит ценам, именно они определяют выгодные объёмы и способы производства для участников хозяйственных связей. Каждое предприятие вынуждено подчинить свои действия ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку никто не в состоянии отменить их действие. Однако во внутренней структуре каждого предприятия механизм цен вытесняется сознательными действиями администрации, менеджеров и других специалистов. Поэтому деятельность предприятия регулируется через принятие плановых решений. С этой позиции планирование и следует рассматривать как механизм, который заменяет цены и рынок во внутренней деятельности предприятия и осуществляется путём составления бюджетов.

Понятие «бюджет» применяется  не только для национальной экономики, но и применительно к отдельному предприятию. При этом под бюджетом понимается именно план хозяйственной деятельности предприятия на текущий бюджетный период – обычно квартал или год. Отличительными особенностями бюджетирования на уровне предприятия являются: формализация, централизация, системность.

В настоящее время большинство  предприятий испытывает трудности, связанные с процессом бюджетирования. Поэтому цель данной курсовой работы – рассмотреть, как составляются бюджеты предприятия, которые позволят грамотно и в полной мере использовать все имеющиеся у предприятия ресурсы, а также изучить процесс контроля за исполнением составленных бюджетов.  Ведь разработка системы контроля исполнения бюджетов — один из наиболее важных аспектов всего процесса финансового планирования и управления компанией в целом. Выбор методов, оценки исполнения, системы показателей уникален для каждого конкретного предприятия и напрямую зависит от тех стратегических целей, которые были поставлены перед компанией, и от специфики ее функционирования.

Задачи данной курсовой работы:

- рассмотреть основные  виды бюджетов и их характеристику;

- рассмотреть основные  этапы бюджетного цикла;

- выявить, как происходит организация учета по центрам финансовой ответственности;

- изучить методику контроля и анализа исполнения бюджетов.

В качестве методологической базы работы используется: учебно-методическая литература по данной теме (Вахрушиной М.А., Наумовой Н.В., Жариковой Л.А., Шеремета А.Д., Лисовской И.А., Черных И.Н.).                                                                         Структура курсовой работы состоит из: введения; двух глав (основной части); заключения, где содержатся выводы и обобщения по рассмотренной теме; списка использованной литературы; приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Планирование в системе бухгалтерского управленческого  учета.

    1. Понятие бюджетов, их виды и характеристика.

Под бюджетированием в  бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) —это план.

Планирование — особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.

Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.

В основе планирования и  контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет,

бюджетов) — сроком до года — и перспективное (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатываются на 3-5 лет, а в электроэнергетике и добывающих отраслях промышленности — и на более длительный период (20 лет).

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.  Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

а) генеральный и частные;

б) гибкие и статические.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления  генерального бюджета создаются:

- прогнозируемый баланс;

- план прибылей и убытков;

- план движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из трех частей: операционного, финансового и инвестиционного бюджетов, которые являются бюджетами 1-го уровня (наиболее широко используется структура генерального бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов).

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система  бюджетов, характеризующих доходы и  расходы по операциям, планируемым  на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.

Составление общего бюджета  начинается именно с операционного  бюджета. Основой для него служат бюджеты:

  • продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
  • производства;
  • производственных запасов;
  • прямых затрат на материалы;
  • общепроизводственных расходов;
  • прямых затрат на оплату труда;
  • коммерческих расходов;
  • управленческих расходов.

Финансовый бюджет состоит  из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и  бюджетного (агрегированного) баланса.

Цель финансового бюджета  – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в  более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Инвестиционный бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы № 2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще  и такие плановые документы, как:

- бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;

- бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;

- бюджет развития.

Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие основные его типы, как:

1) генеральный бюджет  торговой организации;

2) генеральный бюджет  производственного предприятия.

«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчётности:

  • отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) – «выходная» форма операционного бюджета;
  • отчёт о движении денежных средств и отчёт об изменении финансового состояния – «выходные» формы финансового бюджета;
  • отчёт об инвестициях – «выходная» форма инвестиционного бюджета;
  • баланс – интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трёх основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

Бюджет продаж – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объёма и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприятия на

бюджетный период.

Бюджет производства –  подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом физического объёма и структуры выпуска (производственной программы) и производственных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов (готовой  продукции) – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изменения стоимостного и физического объёма и структуры запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и изменения складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период. Также его еще называют «бюджет снабжения», «бюджет заготовления».

Бюджет постоянных расходов – подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производственных затрат – подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета производства и являющийся планом величины и структуры производственных затрат за бюджетный период.

Информация о работе Анализ исполнения бюджетов и контроль хозяйственной деятельности субъекта