Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:02, курсовая работа
Для принятия рациональных, обоснованных управленческих решений по поводу использования экономических объектов необходимы сведения о том, как существовал и развивался объект в периоды, предшествовавшие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности объекта в прошлом, о сложившихся тенденциях в его функционировании и развитии, можно вырабатывать уверенные бизнес – планы и программы развития объектов на будущие периоды. Высказанное положение относиться к предприятиям, фирмам в независимости от их роли, масштаба, вида деятельности, формы собственности.
Введение…………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы финансового состояния предприятия 5
1.1. Сущность, виды, цели и задачи анализа финансового состояния предприятия 5
1.2. Информационная база финансового анализа и пользователи информации о финансовом состоянии предприятия 15
1.3. Методики, методы и алгоритм анализа финансового состояния. 25
2 Анализ финансового состояния ЗАО «Великолукский завод щелочных аккумуляторов». ………………………………………….………19 2.1 Характеристика деятельности ЗАО «Великолукский завод щелочных аккумуляторов»…………………………………………………………...……. 19 2.2 Общая оценка финансового состояния ЗАО « Великолукский завод щелочных аккумуляторов»……………………………………………………..20 2.3 Анализ показателей финансовой устойчивости ЗАО «Великолукский завод щелочных аккумуляторов»………………………………………………35
2.4 Анализ ликвидности ЗАО «Великолукский завод щелочных
аккумуляторов» на основе расчета финансовых коэффициентов……...……47 2.5 Оценка вероятности банкротства по данным финансового анализа……………………………………………………………………………54 Заключение…………………………………………………………………..…
Список использованных источников………………………………………......67
4. По данным отчетности можно составить большое количество относительных показателей, но их оценка обычно требует их сопоставления с показателями аналогичных предприятий или рассмотрения в динамике.
5. Финансовое положение
Существуют и прочие ограничения, но они не столь существенны при оценке финансовой устойчивости, поэтому рассматривать их необязательно.
Показатели финансового состояния должны быть такими, чтобы все, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли получить ответ на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер в этих отношениях, а, следовательно, принять решение об экономической целесообразности продолжения отношений. У каждого партнера - свои критерии экономической целесообразности, поэтому показатели финансового состояния должны быть разносторонними. Наиглавнейшей целью анализа финансового состояния предприятия является подготовка информации для принятия решений руководителями компании или связанных с ней экономических субъектов.
Финансовый анализ является существенным элементом системы финансового управления. Практически все пользователи финансовых отчетов различных предприятий применяют методы финансового анализа для принятия тех или иных решений.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики - для своевременного получения платежей, налоговая инспекция - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. Таким образом, информация о финансовом состоянии предприятия необходима как внутренним, так и внешним по отношению к предприятию пользователям - субъектам анализа финансового состояния предприятия. В соответствии с этим анализ делится на внешний и внутренний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потерь.
Субъектами анализа выступают обычно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Их иногда разделяют на две группы. Первая - непосредственные пользователи (собственники предприятия, кредиторы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия и руководство). При этом каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Вторая группа - опосредованные пользователи - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей (аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы7, пресса, ассоциации, профсоюзы).
К группе внутренних пользователей относятся пользователи информации, которые могут иметь доступ ко всей или части внутренней информации компании:
У каждой из перечисленных групп возникают свои более частные цели и задачи анализа, однако, предприятие и его финансовое состояние оценивается ими с позиции генерируемого долгосрочного дохода и увеличения стоимости.
Для потенциальных инвесторов предприятие представляет интерес, прежде всего, с точки зрения приносимого дохода (зачастую в краткосрочном периоде). Для портфельных инвесторов важна прибыль предприятия, а точнее, та ее часть, которая идет на выплату дивидендов. Соответственно для такого инвестора важен анализ инвестиционных показателей. Стратегических инвесторов интересуют результаты анализа, проведенные по всем блокам, так как они оценивают потенциал предприятия в целом. Коммерческие партнеры предприятия. Они должны быть уверены в том, что предприятию не грозит банкротство. Поставщиков сырья и других материальных ресурсов интересует способность предприятия выплатить свою задолженность в сроки, оговоренные договорами, а покупателей готовой продукции — возможность ее регулярного получения в необходимых объемах. Соответственно, в первую очередь такие пользователи анализируют показатели ликвидности и платежеспособности предприятия.
Кредиторы предприятия (банки, другие предприятия). Эта группа заинтересована в гарантиях своевременного погашения предоставляемых кредитов и процентов за их предоставление. Причем, каждый кредитор самостоятельно ранжирует критерии оценки финансового состояния по важности. В частности, банк, принимающий решение о предоставлении кредита, прежде всего, ориентируется на показатели финансовой устойчивости предприятия, соотношение собственных и заемных средств и направлений их инвестирования. Эти показатели определяют значение кредитного риска и являются для банка основным критерием при предоставлении кредита и определения процентной ставки по нему.
Вкратце основные группы субъектов финансового анализа и цели, преследуемые ими при финансовом анализе, приведены в таблице 1.1.
Таблица 1 - Субъекты финансового анализа и преследуемые ими цели.
Субъект анализа |
Вклад субъекта анализа в деятельность предприятия |
Требуемый вид компенсации |
Цель, преследуемая при финансовом анализе |
Собственники |
Собственный капитал |
Дивиденды |
Финансовый результат и финансовая устойчивость |
Кредиторы |
Заемный капитал |
Проценты |
Ликвидность, платежеспособность |
Руководители (администрация) ция) |
Профессиональные качества |
Оплата труда и доля прибыли предприятия сверх оклада |
Вся информация, полезная для управления |
Персонал (служащие) |
Выполнение работ в соответствии с разделением труда |
Зарплата, премии, социальные условия |
Финансовые результаты предприятия и его ликвидность |
Поставщики средств и предметов труда |
Поставка средств и предметов труда |
Договорная цена |
Финансовое состояние; ликвидность |
Покупатели |
Сбыт продукции |
Договорная цена |
Финансовое состояние и состояние запасов готовой продукции и товаров |
Налоговые органы |
Услуги общества |
Уплата налогов полностью и в срок |
Финансовые результаты предприятия |
Наиболее часто в процессе оценки финансового состояния предприятия используются показатели, составляющие 5 групп; они отражают различные стороны финансового состояния предприятия:
Рассмотри их подробнее:
Показатели оценки имущественного положения.
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия.
Этот показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой активов предприятия. Рост этого показателя свидетельствует о наращивании имущественного потенциала предприятия.
Доля активной части основных средств.
Доля активной части основных средств= |
Стоимость активной части ОС |
Стоимость ОС |
Согласно нормативным документам, под активной частью основных средств понимают машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя в динамике обычно расценивается как благоприятная тенденция.
Коэффициент износа основных средств.
Коэфф. износа ОС = |
Износ ОС |
Первоначальная стоимость ОС |
Показатель характеризует долю стоимости основных средств, остающуюся к списанию на затраты в последующих периодах. Обычно используется в анализе как характеристика состояния основных средств.
Коэффициент обновления8.
Коэфф. обновлениия= |
Балансовая стоимость поступивших за период ОС |
Балансовая стоимость ОС на конец периода |
Показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства. Коэффициент выбытия.
Коэффициент выбытия.
Коэфф. выбытия= |
Балансовая стоимость выбывших за период ОС |
Балансовая стоимость ОС на начало периода |
Показывает, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам.
Величина собственных оборотных средств (собственного оборотного капитала).
Величина собственных оборотных средств = Собственный капитал + Долгосрочные обязательства — Основные средства и прочие внеоборотные активы = Текущие активы - Текущие обязательства
Характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств. Показатель имеет особо важное значение для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью и другими посредническими операциями. При прочих равных условиях рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Основным и постоянным источником увеличения собственных оборотных средств является прибыль. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.
Маневренность собственных оборотных средств.
Маневренность собственного оборотного капитала= |
Денежные средства |
СОК |
Характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормального функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит от того насколько, например, высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах.
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности).
Коэфф. покрытия= |
Текущие активы |
Текущие обязательства |
Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Значение показателя может значительно варьироваться по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия