Анализ дебиторской и кредитоской задолженнисти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования поставил коммерческие организации перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров. Предоставление экономическим субъектам полной хозяйственной самостоятельности в выборе рынков сбыта продукции, поставщиков и подрядчиков, поиске источников финансирования заставляет особое внимание уделять расчетам с различными контрагентами. В этих условиях поддержание на приемлемом уровне финансовой устойчивости организации, развивающейся, как правило, в неблагоприятной конкурентной среде, зависит от своевременного поступления средств от покупателей и возможности безопасной отсрочки платежей по своим краткосрочным обязательствам. Динамика и структура дебиторской и кредиторской задолженности во многом связаны с проведением финансового анализа, текущего мониторинга качества расчетных операций и контроля исполнения платежной дисциплины.

Оглавление

Введение
1.Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1. Понятие и экономическая сущность кредиторской и дебиторской задолженности
1.2. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа
1.3. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «?»
2.1. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности
2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью
2.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации
Выводы и рекомендации
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

Таблица 3 Товарооборот компании "Фортуна"

Клиент 

Объем продаж за 6 месяцев, тыс. руб.

Итого

Процент

1

2

3

4

5

6

1

27358

28386

30759

27023

27507

31095

172129

28

2

24931

16211

12935

13108

11868

13975

93029

15

3

15500

14335

17926

16839

17081

28300

109981

18

4

8254

8110

6926

13270

12423

20381

69363

11

5

4482

8073

12528

9982

10315

10947

56327

9

6

6779

5988

5500

7401

7320

9433

42422

7

7

6069

13203

15278

13209

24401

2329

74490

12

Итого

93373

94307

101851

100833

110916

116462

617741

100


 

На результаты анализа  накладываются данные о соответствующей  доле дебиторской задолженности, приходящейся на каждую группу клиентов (табл. 5).

Таблица 5 Результаты АBС-анализ дебиторской задолженности организации "Альфа" за II полугодие 2008 г.

Распределение клиентов

Объем продаж

Доля в объеме продаж, %

Клиенты

Доля в дебиторской  задолженности, %

Группа А 

449628

73

1, 2, 3, 4

56

Группа В 

125691

20

5, 6

38

Группа С 

42422

7

7

6

Итого

617741

100

 

100


 

Таким образом, клиенты  группы А обеспечивают 73 % общего товарооборота  компании и их доля в дебиторской  задолженности составляет 56 %. Покупателям  этой группы довольно эффективно предоставление товарного кредита, так как их доля в товарообороте превышает долю в совокупной дебиторской задолженности, чего нельзя сказать об оставшихся двух группах.

Подобное разделение клиентов на группы может быть использовано как ориентир для взаиморасчетов с ними, для принятия решений по дифференциации

предоставляемых клиентам скидок, по максимальным объемам кредита, проценту необходимой предоплаты и т.д.

Возможно также проведение XYZ-анализа дебиторской задолженности. С помощью этого анализа выявляются тенденции изменения взаимоотношений  с отдельными клиентами. Клиенты классифицируются по стабильности осуществляемых ими закупок, т. е. по значению коэффициента вариации выбранного показателя (например, объема реализации).

Определим коэффициент  вариации объема реализации по каждому  клиенту компании "Альфа" по формуле:

где vj - коэффициент вариации для j-го клиента; Вi- - товарооборот у-го клиента за соответствующий месяц I полугодия 2008 г.; В - среднее значение товарооборота за период; 6 - расчетный период, в мес.

Результаты расчетов представлены в табл. 6.

Теперь нужно отсортировать  объекты анализа по возрастанию  значения коэффициента вариации и определить группы X, Y и Z.

Рекомендуемое распределение:

Группа X — объекты, коэффициент  вариации по которым не превышает 10%.

Группа Y — объекты, коэффициент  вариации по которым составляет 10—25%.

Группа Z — объекты, коэффициент  вариаций по которым превышает 25%.

Таким образом, результаты XYZ-анализа поклиентам компании "Альфа" будут следующими.

Таблица 6 Расчет коэффициентов  вариации объемов реализации по клиентам организации "Альфа" за II полугодие 2011 г.

Наименование клиента 

Коэффициент вариации, %

Группа 

1

5,71

X

2

28,51

Y

3

25,13

Y

4

39,60

Z

5

27,26

Z

б

17,78

Z

7

56,49

Z


Наиболее стабильную величину закупок демонстрирует  клиент № 1, так как только он попал  в группу X с минимальным значением  коэффициента вариации (5,71 %). Группу Y составляют клиенты № 2 и № 6, а самой многочисленной является группа Z, в которую входят остальные 4 клиента изучаемой организации.

Итоговые результаты ABC-XYZ-анализа обобщаются в матрице, по вертикали которой указываются  группы А, В, С, по горизонтали — X, Y, Z (см. рис.).

Таким образом, матрица распределяет всех дебиторов на 9 групп, каждой группе соответствует свой уровень надежности, который уменьшается по диагонали матрицы от левого верхнего угла к правому нижнему. Матрица позволяет сделать следующие выводы: для четырех из семи анализируемых клиентов характерна нестабильность закупок, причем у клиента № 2 она совмещается с высокой долей в товарообороте компании — на него нужно обратить особое внимание при заключении дальнейших договоров.

У клиента № 1 самая  высокая доля в дебиторской задолженности компании, но она вполне оправданна, поскольку он единственный входит в число стабильных клиентов по уровню закупок и у него высокая доля в общем товарообороте предприятия.

Результаты распределения  клиентов по группам риска неплатежеспособности направляются главному бухгалтеру, который в свою очередь использует их при определении сомнительности того или иного долга.

После распределения  всех дебиторов по группам с разным уровнем кредитного рейтинга финансовый менеджер работает над определением групповых условий коммерческого кредитования — определяет оптимальные стоимость кредита, срок кредитования и размер предоставляемого кредита.

Ключевьил является определение  оптимального срока кредитования (периода  инкассации) дебиторской задолженности. При этом в условиях кризиса важна не столько сама продолжительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась более длительной, чем оборот кредиторской задолженности.

При формировании условий  коммерческого кредитования стоит  понимать, что даже в условиях финансового кризиса предприятие не должно полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, так как это, скорее всего, вызовет резкое сокращение объемов продаж.

Матрица совмещения ABC и XYZ-анализа дебиторской задолженности

АХ 

AY

AZ

Клиент № 1 (высокая  доля в товарообороте, высокая степень  стабильности закупок)

Клиент № 3 (высокая  доля в товарообороте, средняя степень  стабильности закупок)

Клиент № 2 (высокая  доля в товарообороте, низкая степень  стабильности закупок)

вх 

BY

BZ

(средняя доля в  товарообороте, высокая степень  стабильности закупок) 

(средняя доля в  товарообороте, средняя степень  стабильности закупок) 

Клиент № 4 Клиент № 5 (средняя доля в товарообороте, низкая степень стабильности закупок)

СХ 

CY

CZ

(низкая доля в товарообороте, высокая степень стабильности закупок)

(низкая доля в товарообороте,  средняя степень стабильности  закупок) 

Клиент № 6 (низкаядоля в товарообороте, низкая степень  стабильности закупок)


 

2. Анализ дебиторской задолженности.

Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:

- проверка  реальности и юридической обоснованности  числящихся на балансе предприятия  сумм дебиторской задолженности;

- проверка  соблюдения правил расчетной  и финансовой дисциплины;

- проверка  правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;

- проверка  своевременности и правильности  оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений.

- разработка  рекомендаций по упорядочению  расчетов, снижению дебиторской задолженности.

Глубокий анализ дебиторской задолженности (ДЗ) отличается от "общепринятого", когда исследуется  его динамика - ДЗ(t) как независимого параметра.

Вместе с тем, дебиторская задолженность по сути представляет собой линейную функцию  от двух в определенном смысле независимых параметров:

ВЗ (t) - величины возникшей дебиторской задолженности  нарастающим итогом на определенный момент времени;

ОД (t) - величины нарастающим итогом удовлетворенных  требований по данной задолженности  на определенный момент времени, которые по определению являются неубывающими функциями. В этом случае оцениваемую задолженность по балансовой величине можно представить в таком виде:

ДЗ(tо) = ВЗ(tо) - ОД(tо), (1)

где t - момент оценки.

С учетом этого  основными объектами анализа при рыночной оценке дебиторской задолженности в общем виде будут:

·  динамика возникновения задолженности;

·  динамика отдачи долгов;

·  условия погашения (взаимозачеты);

·  правовые аспекты;

·  риски прогнозного периода;

·  инфляция;

· специфические условия и цели;

·  ставки дисконтирования.

В свою очередь  они зависят от:

- стандарта оценки;

- финансового  положения предприятия; 

- политики руководства  (менеджмента) дебитора;

- наличия (реального  существования) исходной информации;

- оценочной ситуации.

Поведение функции  возврата долгов в прогнозном периоде  лучше всего рассматривать в  виде наиболее реальных сценариев.

Сценарий А. Предполагает интерполяцию функции возврата долга.

Его развитие сохраняет  сформировавшиеся к моменту оценки тенденции возврата задолженности и у нового собственника после момента оценки.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредитоской задолженнисти