Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа
Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования поставил коммерческие организации перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров. Предоставление экономическим субъектам полной хозяйственной самостоятельности в выборе рынков сбыта продукции, поставщиков и подрядчиков, поиске источников финансирования заставляет особое внимание уделять расчетам с различными контрагентами. В этих условиях поддержание на приемлемом уровне финансовой устойчивости организации, развивающейся, как правило, в неблагоприятной конкурентной среде, зависит от своевременного поступления средств от покупателей и возможности безопасной отсрочки платежей по своим краткосрочным обязательствам. Динамика и структура дебиторской и кредиторской задолженности во многом связаны с проведением финансового анализа, текущего мониторинга качества расчетных операций и контроля исполнения платежной дисциплины.
Введение
1.Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1. Понятие и экономическая сущность кредиторской и дебиторской задолженности
1.2. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа
1.3. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «?»
2.1. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности
2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью
2.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации
Выводы и рекомендации
Библиографический список
Таблица 3 Товарооборот компании "Фортуна"
Клиент |
Объем продаж за 6 месяцев, тыс. руб. |
Итого |
Процент | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
1 |
27358 |
28386 |
30759 |
27023 |
27507 |
31095 |
172129 |
28 |
2 |
24931 |
16211 |
12935 |
13108 |
11868 |
13975 |
93029 |
15 |
3 |
15500 |
14335 |
17926 |
16839 |
17081 |
28300 |
109981 |
18 |
4 |
8254 |
8110 |
6926 |
13270 |
12423 |
20381 |
69363 |
11 |
5 |
4482 |
8073 |
12528 |
9982 |
10315 |
10947 |
56327 |
9 |
6 |
6779 |
5988 |
5500 |
7401 |
7320 |
9433 |
42422 |
7 |
7 |
6069 |
13203 |
15278 |
13209 |
24401 |
2329 |
74490 |
12 |
Итого |
93373 |
94307 |
101851 |
100833 |
110916 |
116462 |
617741 |
100 |
На результаты анализа накладываются данные о соответствующей доле дебиторской задолженности, приходящейся на каждую группу клиентов (табл. 5).
Таблица 5 Результаты АBС-анализ дебиторской задолженности организации "Альфа" за II полугодие 2008 г.
Распределение клиентов |
Объем продаж |
Доля в объеме продаж, % |
Клиенты |
Доля в дебиторской задолженности, % |
Группа А |
449628 |
73 |
1, 2, 3, 4 |
56 |
Группа В |
125691 |
20 |
5, 6 |
38 |
Группа С |
42422 |
7 |
7 |
6 |
Итого |
617741 |
100 |
100 |
Таким образом, клиенты группы А обеспечивают 73 % общего товарооборота компании и их доля в дебиторской задолженности составляет 56 %. Покупателям этой группы довольно эффективно предоставление товарного кредита, так как их доля в товарообороте превышает долю в совокупной дебиторской задолженности, чего нельзя сказать об оставшихся двух группах.
Подобное разделение клиентов на группы может быть использовано как ориентир для взаиморасчетов с ними, для принятия решений по дифференциации
предоставляемых клиентам скидок, по максимальным объемам кредита, проценту необходимой предоплаты и т.д.
Возможно также проведение
XYZ-анализа дебиторской
Определим коэффициент вариации объема реализации по каждому клиенту компании "Альфа" по формуле:
где vj - коэффициент вариации для j-го клиента; Вi- - товарооборот у-го клиента за соответствующий месяц I полугодия 2008 г.; В - среднее значение товарооборота за период; 6 - расчетный период, в мес.
Результаты расчетов представлены в табл. 6.
Теперь нужно отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации и определить группы X, Y и Z.
Рекомендуемое распределение:
Группа X — объекты, коэффициент вариации по которым не превышает 10%.
Группа Y — объекты, коэффициент вариации по которым составляет 10—25%.
Группа Z — объекты, коэффициент вариаций по которым превышает 25%.
Таким образом, результаты XYZ-анализа поклиентам компании "Альфа" будут следующими.
Таблица 6 Расчет коэффициентов вариации объемов реализации по клиентам организации "Альфа" за II полугодие 2011 г.
Наименование клиента |
Коэффициент вариации, % |
Группа |
1 |
5,71 |
X |
2 |
28,51 |
Y |
3 |
25,13 |
Y |
4 |
39,60 |
Z |
5 |
27,26 |
Z |
б |
17,78 |
Z |
7 |
56,49 |
Z |
Наиболее стабильную величину закупок демонстрирует клиент № 1, так как только он попал в группу X с минимальным значением коэффициента вариации (5,71 %). Группу Y составляют клиенты № 2 и № 6, а самой многочисленной является группа Z, в которую входят остальные 4 клиента изучаемой организации.
Итоговые результаты ABC-XYZ-анализа обобщаются в матрице, по вертикали которой указываются группы А, В, С, по горизонтали — X, Y, Z (см. рис.).
Таким образом, матрица распределяет всех дебиторов на 9 групп, каждой группе соответствует свой уровень надежности, который уменьшается по диагонали матрицы от левого верхнего угла к правому нижнему. Матрица позволяет сделать следующие выводы: для четырех из семи анализируемых клиентов характерна нестабильность закупок, причем у клиента № 2 она совмещается с высокой долей в товарообороте компании — на него нужно обратить особое внимание при заключении дальнейших договоров.
У клиента № 1 самая высокая доля в дебиторской задолженности компании, но она вполне оправданна, поскольку он единственный входит в число стабильных клиентов по уровню закупок и у него высокая доля в общем товарообороте предприятия.
Результаты распределения
клиентов по группам риска
После распределения всех дебиторов по группам с разным уровнем кредитного рейтинга финансовый менеджер работает над определением групповых условий коммерческого кредитования — определяет оптимальные стоимость кредита, срок кредитования и размер предоставляемого кредита.
Ключевьил является определение оптимального срока кредитования (периода инкассации) дебиторской задолженности. При этом в условиях кризиса важна не столько сама продолжительность оборота дебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась более длительной, чем оборот кредиторской задолженности.
При формировании условий коммерческого кредитования стоит понимать, что даже в условиях финансового кризиса предприятие не должно полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, так как это, скорее всего, вызовет резкое сокращение объемов продаж.
Матрица совмещения ABC и
XYZ-анализа дебиторской
АХ |
AY |
AZ |
Клиент № 1 (высокая доля в товарообороте, высокая степень стабильности закупок) |
Клиент № 3 (высокая доля в товарообороте, средняя степень стабильности закупок) |
Клиент № 2 (высокая доля в товарообороте, низкая степень стабильности закупок) |
вх |
BY |
BZ |
(средняя доля в
товарообороте, высокая |
(средняя доля в
товарообороте, средняя |
Клиент № 4 Клиент № 5 (средняя доля в товарообороте, низкая степень стабильности закупок) |
СХ |
CY |
CZ |
(низкая доля в товарообороте, высокая степень стабильности закупок) |
(низкая доля в товарообороте, средняя степень стабильности закупок) |
Клиент № 6 (низкаядоля в товарообороте, низкая степень стабильности закупок) |
2. Анализ дебиторской задолженности.
Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:
- проверка
реальности и юридической
- проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины;
- проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности и полноты их списания, наличие оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления;
- проверка
своевременности и
- разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению дебиторской задолженности.
Глубокий анализ дебиторской задолженности (ДЗ) отличается от "общепринятого", когда исследуется его динамика - ДЗ(t) как независимого параметра.
Вместе с тем, дебиторская задолженность по сути представляет собой линейную функцию от двух в определенном смысле независимых параметров:
ВЗ (t) - величины
возникшей дебиторской
ОД (t) - величины нарастающим итогом удовлетворенных требований по данной задолженности на определенный момент времени, которые по определению являются неубывающими функциями. В этом случае оцениваемую задолженность по балансовой величине можно представить в таком виде:
ДЗ(tо) = ВЗ(tо) - ОД(tо), (1)
где t - момент оценки.
С учетом этого основными объектами анализа при рыночной оценке дебиторской задолженности в общем виде будут:
· динамика возникновения задолженности;
· динамика отдачи долгов;
· условия погашения (взаимозачеты);
· правовые аспекты;
· риски прогнозного периода;
· инфляция;
· специфические условия и цели;
· ставки дисконтирования.
В свою очередь они зависят от:
- стандарта оценки;
- финансового положения предприятия;
- политики руководства (менеджмента) дебитора;
- наличия (реального
существования) исходной
- оценочной ситуации.
Поведение функции возврата долгов в прогнозном периоде лучше всего рассматривать в виде наиболее реальных сценариев.
Сценарий А. Предполагает интерполяцию функции возврата долга.
Его развитие сохраняет сформировавшиеся к моменту оценки тенденции возврата задолженности и у нового собственника после момента оценки.
Информация о работе Анализ дебиторской и кредитоской задолженнисти