Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа
Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования поставил коммерческие организации перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров. Предоставление экономическим субъектам полной хозяйственной самостоятельности в выборе рынков сбыта продукции, поставщиков и подрядчиков, поиске источников финансирования заставляет особое внимание уделять расчетам с различными контрагентами. В этих условиях поддержание на приемлемом уровне финансовой устойчивости организации, развивающейся, как правило, в неблагоприятной конкурентной среде, зависит от своевременного поступления средств от покупателей и возможности безопасной отсрочки платежей по своим краткосрочным обязательствам. Динамика и структура дебиторской и кредиторской задолженности во многом связаны с проведением финансового анализа, текущего мониторинга качества расчетных операций и контроля исполнения платежной дисциплины.
Введение
1.Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью
1.1. Понятие и экономическая сущность кредиторской и дебиторской задолженности
1.2. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа
1.3. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «?»
2.1. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности
2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью
2.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации
Выводы и рекомендации
Библиографический список
2.2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Анализ и управление дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса и инфляции имеет особое значение, так как подобная иммобилизация оборотных средств становится особенно невыгодной. Однако в то же время в экономической ситуации сегодняшнего дня при существующем уровне конкуренции очень трудно пробиться к потребителю, не давая ему отсрочку платежа (коммерческий кредит).
Одним из видов ликвидных оборотных активов является дебиторская задолженность, поэтому многие предприятия в первую очередь начали работу по оптимизации управления дебиторской задолженностью.
Сейчас основными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия при возникновении дебиторской задолженности, являются:
отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств, в том числе о величине затрат, связанных с изменением размера дебиторской задолженности и времени ее инкассации;
отсутствие контроля просроченной и сомнительной задолженности;
распределение функций ответственности между разными подразделениями за аккумулирование (сбор) денежных средств, анализ дебиторской задолженности и принятие решения о предоставлении кредита.
Бухгалтерия в системе управления дебиторской задолженностью. Система управления дебиторской задолженностью — это процесс, в который вовлечены разные звенья менеджмента компании. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения организации, поэтому необходимо четкое распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами.
Распределение функций при этом выглядит следующим образом:
1. Бухгалтер по учету
дебиторов и кредиторов
2. Финансовый менеджер
ежемесячно ранжирует клиентов
по установленному алгоритму.
При изменении статуса клиента
(и соответственно условий
3. Менеджер по продажам
уведомляет клиента об
4. Юридический отдел в случае неудачного завершения переговоров с клиентом на основании заявления менеджера по продажам направляет должнику письмо с просьбой вернуть задолженность (заказное с уведомлением) и претензию.
5. Финансовый директор
в случае, если выполнение этих
процедур не приводит к погашен
6. Главный бухгалтер
несет ответственность за
Информация, необходимая для формирования эффективной системы антикризисного управления дебиторской задолженностью. Основой формирования системы антикризисного управления дебиторской задолженностью является финансовая информация. Однако отчеты, которые в настоящее время составляются, включают в себя информацию лишь о выставленных счетах-фактурах и полученных платежных поручениях, сопоставив которые, можно определить только суммарный остаток дебиторской задолженности покупателя.
Для создания системы управления дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса необходимо в первую очередь сформировать базу данных, которая включала бы следующую информацию о:
1) выставленных покупателям счетах, неоплаченных на текущий момент;
2) периодах просрочки платежа (в днях) по каждому из выставленных счетов;
3) размере безнадежной
и сомнительной дебиторской
4) статистике платежной дисциплины каждого покупателя (средний период просрочки, средняя сумма предоставленного кредита).
Эту информацию целесообразно систематизировать в двух формах: в форме отчета о списании дебиторской задолженности покупателей (табл. 1) и в форме реестра старения дебиторской задолженности (табл. 2).
Отчет о списании дебиторской задолженности ведется по каждому дебитору и имеет цель контроля за поступлением платежей и ведения статистики платежной дисциплины. Так, например, по счету, максимальный срок оплаты по которому наступает 15.02.09, покупатель погашает дебиторскую задолженность четырьмя платежными поручениями. В графе 6 указывается период просрочки по каждому платежному поручению.
Таблица 1 Отчет о списании дебиторской задолженности
Счета-фактуры выставленные |
Платежные поручения полученные |
Величина дебиторской задолженности на дату поступления платежного поручения, руб. |
Период просрочки, дней | ||
№ |
Максимальный срок оплаты по выставленному счету |
Дата |
Сумма, руб. | ||
1 |
15.02.09 |
18.02.09 |
50000 |
350000 |
3 |
20.02.09 |
70000 |
300000 |
5 | ||
23.02.09 |
150000 |
230000 |
8 | ||
25.02.09 |
80000 |
80000 |
10 |
Такая форма представления информации позволяет рассчитать величину затрат, вызванных просрочкой платежа по каждому выставленному счету, она будет определяться по формуле:
где r - банковская ставка процента (дневная); ДЗ - дебиторская задолженность на текущую дату (графа 5 табл. 1); Т - период просроченной дебиторской задолженности.
Пример 1
При средней ставке 15% годовых (0,04% 11 в день), по которой предприятие "Альфа" привлекает денежные средства, связанные с отсрочкой платежа по счету 1, составят 2 076 руб. (0,04 % (350 тыс. руб. * 3 дн. + 300 тыс. руб. * 5 дн. + 230 тыс. руб. * 8 дн. + 80 тыс. руб. * 10 дн.))
Информация о затратах,
связанных с обслуживанием
Обобщающим отчетом, позволяющим аккумулировать информацию для осуществления контроля за дебиторской задолженностью, является реестр старения (инкассации) дебиторской задолженности. Он представляет таблицу, в которой дебиторская задолженность классифицируется на группы в зависимости от сроков возникновения (табл. 2). Количество групп определяется политикой организации в области кредитования клиентов.
Реестр старения дебиторской задолженности упрощает также работу бухгалтера при формировании резервов по сомнительным долгам, так как позволяет оперативно контролировать переход просроченной дебиторской задолженности из одной группы в другую.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ в резерв включается просроченная задолженность покупателей (заказчиков) и поставщиков (подрядчиков) со сроком возникновения не менее 45 дней, долги в пределах 90 дней учитываются в половинном размере (п. 1 и п. 4 ст. 266 НК РФ), при этом сумма создаваемого резерва не может превышать 10 % выручки за отчетный период (п. 4 ст. 266 НК РФ).
В условиях финансового кризиса периоды старения дебиторской задолженности необходимо уменьшить в связи с ростом рисков неплатежей (так, например, создавать резервы по сомнительным долгам с 100 %-ным включением уже по дебиторской задолженности со сроками возникновения от 45—90 дней). Поэтому необходимо подвергать тщательному анализу изменение возрастной структуры дебиторской задолженности (стр. 5 табл. 2) в динамике.
Информация, содержащаяся в резерве старения дебиторской задолженности, периодически подвергается перекрестной сверке с результатами проведенной инвентаризации.
Таблица 2 Реестр старения дебиторской задолженности
Номер счета-фактуры |
Сумма счета-фактуры, тыс. руб |
Максимальныйсрок оплаты |
Дата поступления платежа |
Сумма оплаты, поступившая в период, тыс. руб. | ||||
0 дн. |
До 7 дн. |
До 45 дн. |
До 90 дн. |
свыше 90 дн. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 Итого |
||||||||
5 Структура дебиторской задолженности, % |
100% |
На дату проведения инвентаризации
бухгалтерии необходимо составить
справку о состоянии
На основании составленного акта руководитель организации издает приказ о списании безнадежной задолженности. Документально обосновать списание должны следующие документы, свидетельствующие о безнадежности долга:
1) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, по которым так и не поступила оплата (например, накладные, договоры, акты о выполненных работах);
2) свидетельства об
оплате аванса поставщику, который
не выполнил договорных
3) акты сверок задолженности,
подписанные сторонами-
Нереальность взыскания подтверждают следующие документы:
1)выписка из Единого
государственного реестра
2)определение арбитражного
суда о завершении конкурсного
производства и ликвидации
3)актсудебного пристава-
Подготовка реестра старения дебиторской задолженности помогает менеджеру оперативно отслеживать изменения ее структуры и выявлять причины возникновения безнадежных долгов.
Формирование кредитной
политики. С целью минимизации
рисков возникновения сомнительнойи
безнадежной дебиторской
Основными элементами кредитной политики являются: формирование кредитного рейтинга клиентов и выработка условий коммерческого кредитования.
Формирование кредитного рейтинга клиентов заключается в распределении покупателей по группам риска непогашения дебиторской задолженности. В основу распределения могут быть заложены такие показатели, как: общее время работы с данным покупателем, объем продаж, приходящийся на данного покупателя, объемы и сроки просроченной задолженности по данному покупателю, показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, а также качественная оценка значимости клиента с позиции работающего с ним менеджера.
Кредитный рейтинг необходимо перевести в числовое значение. С этой целью все упомянутые выше показатели переводятся в 100-балльную шкалу измерения, в которой нулю соответствует — наименее, а ста — наиболее предпочтительное значение. Возможные значения этих показателей приводятся в табл. 3. Они устанавливаются экспертным путем и зависят от сферы деятельности организации, специфики ее продукции и т. п. Затем каждому показателю присваивается весовое значение значимости, и тогда кредитный рейтинг конкретного клиента определяется как сумма взвешенных оценок.
Информация о работе Анализ дебиторской и кредитоской задолженнисти