Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является разработка мероприятий по совершенствованию механизма управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия на основании проведенного анализа.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
определить понятие дебиторской и кредиторской задолженности и классифицировать дебиторскую и кредиторскую задолженность предприятия;
охарактеризовать методику анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
на материалах хозяйствующего субъекта провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
разработать практические рекомендации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия.

Файлы: 1 файл

анализ дебиторской и кредиторской задолженности по данным ОАО Чит молкомбинат.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

 

 

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые не могут быть резко изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции  продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

  • предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);
  • оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
  • оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, исследуемая организация «Читинский молочный комбинат» должна определиться по следующим ключевым вопросам:

    • размер инвестиций в дебиторскую задолженность;
    • срок кредитования;
    • система скидок.

1) Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту

При расчете этой суммы  необходимо учитывать:

  • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
  • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
  • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
  • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой  суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

                     Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360                                  (3.1)

где Идз — необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

        Орк — планируемый объем реализации продукции в кредит;

        Кс:ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

       ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

        ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Пользуясь данными, полученными  в ходе проведения анализа, рассчитаем необходимую сумму финансовых средств, инвестируемых Комбинатом в дебиторскую задолженность:

Идз = 172460 х 0,943 х (10 + 8) : 360 = 8131,5 тыс.руб.        

 Такова максимальная  сумма дебиторской задолженности,  которая может числиться на  балансе Комбината. Мы видим, что в 2011 г.  сумма балансовой дебиторской задолженности превышала критическую на начало года на 1,9%, на конец года – на 39,3%.

2) Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе. По данным предыдущего расчета (формула 3.1) мы установили, что фактический срок кредита в 18 дней вынуждает предприятие инвестировать в дебиторскую задолженность 8131,5 тыс.руб. Рассчитаем эффективность использования дебиторской задолженности, фактически сложившейся за 2011 г. и расчетной величины, в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Анализ оборачиваемости задолженности Комбината

Показатель

фактически за 2011 г.

по расчету

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Выручка от реализации, тыс.руб.

172460

172460

-

-

Среднегодовая величина краткосрочной дебиторской задолженности, тыс.руб.

11331

8131,5

-3199,5

71,8

Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности, оборотов

15

21

+6

140,0

Коэффициент оборачиваемости  в днях краткосрочной дебиторской  задолженности 

24

17

-7

70,8

Среднегодовая величина кредиторской задолженности, тыс.руб.

11175

11175

-

-

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов

15

15

-

-

Коэффициент оборачиваемости  в днях кредиторской задолженности 

24

24

-

-

Разрыв между периодом оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженности, дней

0

-7

+7

-


 

Анализ данных таблицы 3.1 указывает на значительное увеличение эффективности использования дебиторской задолженности при предоставлении дебиторам отсрочки платежа на 18 дней.

В задачи разработки кредитной  политики входит не только расчет максимального  срока кредита, но и оптимального срока предоставления кредита.

Расчет оптимальной  политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием  возросшей дебиторской задолженности 

При расчете оптимального срока предоставления кредита необходимо скорректировать вклад на покрытие (торговую наценку) на затраты, связанные с предоставлением кредита, которые рассчитываются по следующей формуле:

                                            СC = VC + IR*T                                            (3.2)

где CC - затраты, связанные  с предоставлением кредита (credit cost), которые складываются из:

      VC – возможных переменных затрат, связанных с осуществлением сделки и контролем расчетов с клиентом (variable cost),

       IR - стоимости привлеченного капитала (interest rate) в день, 
       T - период предоставления кредита (time) в днях.

В качестве стоимости  привлеченного капитала может быть принята величина действующей ставки банковского кредита или средняя рентабельность (отдача) от инвестиций (долгосрочного капитала) компании так как она вынуждена поддерживать повышенный размер чистого оборотного капитала (net working capital - NWC) за счет собственных средств.

В качестве стоимости  привлеченного капитала примем ставку по кредитам ВТБ 24 для юридических лиц – 22% годовых (0,06% в день). Коммерческие расходы, связанные с осуществлением  торговых сделок, в 2011 г. составили 2833 тыс.руб., что в процентах от величины выручки составляет:

2833 / 172460 х 100% = 1,64%

Тогда по формуле (3.2)

СC = 1,64% + 0,06% х 18 дн = 2,72%

Использование формулы (3.2) позволяет оптимизировать сроки  предоставления отсрочки платежа дебиторам, варьируя уровнем коммерческих расходов и процентной ставкой по банковским кредитам.

3) стоимость  предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Алгоритм этого расчета характеризуется следующей формулой:

ПСк = ЦСн х 360 / СПк                                      (3.3)

где ПСк — годовая  норма процентной ставки за предоставляемый кредит; 
       ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию; 
в %,

      СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

 Это простейшая  формула для определения скидки. Так, если за  ПСк принять ставку по годовым кредитам для юридических лиц, выдаваемых ВТБ 24, которая составляет на сегодняшний момент 22% годовых, то по формуле (3.3)  получим:

0,22 = ЦСн х 360 / 30

откуда ЦСн = 1,83%.

Таблица 3.2

Инструменты кредитной  политики Комбината

Наименование показателя

Значение показателя

Максимальная балансовая сумма дебиторской задолженности, тыс.руб.

8131,5

Максимальный срок кредитования дебиторов, дней

18

Максимальная скидка, %

2,72


 

Кредитную политику проводят в жизнь работники Комбината,  для них нами разработан регламент управления задолженностью.

Таблица 3.3

Регламент управления задолженностью для Комбината

Этап управления дебиторской задолженностью

Процедура

Ответственное лицо (подразделение)

Критический срок оплаты не наступил

Заключение договора

Менеджер по продажам

Контроль отгрузки

Коммерческий директор

Выставление счета 

Финансовая служба

Уведомления об отгрузке (номера вагонов, машин, даты, вес)

Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности

За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а  при необходимости - сверка сумм

Просрочка до 7 дней

При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей

Менеджер по продажам

Прекращение поставок (до оплаты)

Коммерческий директор

Направление предупредительного письма о начислении штрафа

Финансовая служба

Просрочка от 7 до 30 дней

Начисление штрафа

Финансовая служба

Предарбитражное предупреждение

Юридический отдел

Ежедневные звонки с напоминанием

Менеджер по продажам

Переговоры с ответственными лицами

Просрочка от 30 до 60 дней

Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию

Менеджер по продажам

Официальная претензия (заказным письмом)

Юридический отдел

Просрочка более 60 дней

Подача иска в арбитражный суд

Юридический отдел


 

  • Разработанный нами регламент формализует процесс управления дебиторской задолженностью покупателей в зависимости от срока ее возникновения и позволяет ускорить и упростить процесс возврат долгов.
  •  

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Объектом исследования курсовой работы стали вопросы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия в рыночных условиях. Данная проблема является актуальность, поскольку управление дебиторской и кредиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

    В результате проведенного в работе изучения научной, учебной литературы, а также источников периодической печати и Интернет, в которых освещаются вопросы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, мы смогли выделить наиболее типичные проблемы, с которыми  сталкивается любое предприятие в процессе организации эффективного механизма управления дебиторской задолженностью:

    • нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
    • не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
    • отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
    • не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
    • функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

    Для управления дебиторской и кредиторской задолженностью нужна следующая информация:

    • данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;
    • время просрочки платежа по каждому из счетов;
    • размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;
    • кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

    Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности