Налоговое право в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность и причины возникновения подоходного налога с физических лиц;
выявить его позитивное и негативное воздействие на экономическую активность в стране;
определить особенности взимания подоходного налога в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 3
1. Исторические и теоретические основы подоходного налога с физических лиц 5
2. Подоходный налог с физических лиц в республике Беларусь 14
Заключение 38
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

ната.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Требование об обязательном представлении налоговой декларации не распространяется на физических лиц:

- получивших в истекшем календарном году доходы только по месту основной работы (службы, учебы);

- получивших доходы только от одного источника (юридического лица или предпринимателя) по гражданско-правовым договорам;

- получивших только доходы, не подлежащие налогообложению;

- получивших только доходы, которые освобождены от обязательного декларирования (в частности, доходы, отнесенные к категории «отдельные доходы»).

Названные категории физических лиц вправе представить налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе в случае неиспользования права на получение льгот и вычетов по налогу в течение года.

От представления налоговых деклараций (расчетов) о совокупном годовом доходе независимо от размера полученного дохода не освобождаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, частную нотариальную деятельность, а также лица, имеющие доходы, отнесенные законом к категории «других доходов» (за исключением уплачивающих фиксированные суммы подоходного налога, если они не обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе по другим основаниям).

Льготируемые доходы, для которых установлены предельные размеры, в декларации отражаются в случаях, когда доходы превысили такие пределы.

Если физическое лицо обнаружило в поданной им налоговой декларации (расчете) о совокупном годовом доходе неполноту сведений или ошибки, приведшие к занижению подлежащей уплате суммы налога, то оно вправе представить до 15 апреля уточненную налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе и уплатить недостающую сумму налога не позднее 15 мая.

По истечении календарного года налоговыми органами производится перерасчет налога исходя из совокупного годового дохода, исчисленного как сумма всех доходов физического лица, полученных от всех источников, уменьшенная на доходы, подлежащие льготированию.

В облагаемый совокупный годовой доход не включаются доходы, по которым законодательством Республики Беларусь установлены фиксированные суммы налога, доходы от осуществления предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществлялось в порядке, установленном для субъектов малого предпринимательства, применяющих в соответствии с законодательством Республики Беларусь упрощенную систему налогообложения, а также доходы, для которых установлен иной порядок налогообложения.

В облагаемый совокупный годовой доход не включаются также доходы, освобожденные от декларирования.

Физическим лицам предоставляется право в течение календарного года производить уплату налога в виде авансовых платежей по совокупному годовому доходу.

Разница между исчисленной суммой налога по совокупному годовому доходу и суммами налога, уплаченными (удержанными) в течение года, подлежит уплате физическими лицами либо по их заявлению возврату или зачету им налоговыми органами не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Налоговый орган при получении сведений о доходах (расходах) физического лица, отличных от указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) о совокупном годовом доходе, в течение 30 дней со дня получения таких сведений, но не позднее чем за 5 дней до срока уплаты налога по совокупному годовому доходу (за исключением случаев, когда такие сведения поступили в налоговый орган менее чем за 5 дней до срока уплаты налога) производит перерасчет налога с учетом полученных сведений и уведомляет физическое лицо об изменившейся сумме налога и о необходимости представить уточненную налоговую декларацию (расчет).

Если такие сведения о доходах (расходах) физического лица получены после установленного срока уплаты налога или менее чем за 5 дней до срока уплаты, то налоговый орган в течение 15 дней направляет физическому лицу письменное уведомление о необходимости представления уточненной налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе.

Суммы налога с доходов физических лиц, не удержанные или не полностью удержанные налоговым агентом (юридическим лицом или предпринимателем), удерживаются налоговым агентом, но не более чем за три предшествующих года.

Излишне удержанные налоговым агентом суммы налога засчитываются в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическим лицам по их заявлению, но не более чем за три предшествующих года.

Неправильно исчисленные налоговым органом или плательщиком суммы налога взыскиваются или возвращаются либо засчитываются в уплату предстоящих платежей по заявлению плательщика, но не более чем за три предшествующих года.

Суммы налога, не уплаченные в результате занижения дохода либо непредставления налоговой декларации (расчета), взыскиваются за весь период занижения дохода либо непредставления налоговой декларации (расчета).

Порядок возврата излишне удержанных сумм налога и удержания неудержанных либо не полностью удержанных сумм налога определяется Правительством Республики Беларусь.

Обязанности физических лиц и их ответственность за нарушение налогового законодательства регламентируются Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 449-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», вступившим в силу с 1 января 2009 г., внесены существенные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон о подоходном налоге), в частности: изменены ставки подоходного налога и порядок их применения к доходам населения (физических лиц); изменены размер и порядок налоговых вычетов; определенные корректировки внесены в исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами и др.

Так, ст. 18 Закона о подоходном налоге изложена в новой  редакции. Вместо действовавшей на протяжении последних 15 лет сложной  прогрессивной шкалы ставок этого  налога, согласно которой применяемые налоговые ставки увеличивались в зависимости от уровня получаемого годового дохода с 9 до 30 %, с 1 января 2009 г. введена ставка подоходного налога в размере 12 %.

Такая величина ставки отвечает всем необходимым критериям  эффективного и справедливого налогообложения текущих доходов населения. В частности, ее применение обеспечивает:

- повышение  социальной справедливости налогообложения  и условия для легализации  скрываемых от налогов доходов;

- достаточные  налоговые поступления;

- упрощение процедур расчета и сбора налога.

Справедливость  или принцип прогрессивности  в данном случае достигается, во-первых, за счет того, что даже при одинаковых ставках для различных доходов  сумма уплачиваемого налога всегда будет значительно большей для крупных доходов; во-вторых, при помощи установления так называемого необлагаемого минимума дохода (стандартного налогового вычета), с тем чтобы вывести из-под налогообложения низкооплачиваемые слои населения.

Именно для  того, чтобы обеспечить равное и  справедливое налогообложение и освободить от налога низкие доходы, существенные изменения внесены в систему применяемых стандартных налоговых вычетов, установленных ст. 13 действовавшей в 2008 г. редакции Закона о подоходном налоге. В частности, установленный подп. 1.1 ст. 13 Закона о подоходном налоге стандартный налоговый вычет (в действовавшей редакции в размере одной базовой величины (БВ) за каждый месяц налогового периода) увеличен более чем в 7 раз — с 35 000 руб. (одна БВ) в истекшем году до 250 000 руб. в месяц с 1 января 2009 г., но применяется он только для плательщиков, доходы которых не превышают 1 500 000 руб. в месяц или 18 000 000 руб. за год. Такое ограничение должно выровнять условия применения относительно низкой единой ставки налога для малообеспеченных, средних и высокодоходных групп населения.

Выводы  по второй главе:

1. Подоходному налогу в системе налогообложения физических лиц отводится особая роль. Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога в Республике Беларусь во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран.

2. Порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г. Указанный закон устанавливает плательщиков подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь, объекты налогообложения, сроки взимания налога, устанавливает порядок декларирования полученных доходов и иные вопросы.

 

Заключение

По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. К настоящему моменту в мире сложились две теоретические модели структуры подоходного налога с физических лиц: раздельный налог и глобальный налог.

2. Подоходному налогу в системе налогообложения физических лиц отводится особая роль. Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога в Республике Беларусь во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран.

3. Порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г. Указанный закон устанавливает плательщиков подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь, объекты налогообложения, сроки взимания налога, устанавливает порядок декларирования полученных доходов и иные вопросы.

 

Список использованных источников

 

  1. Yoingco, А. The Dynamics of Income Tax Reform. Kuvacho, Mineburg, 1985. – 457 p.
  2. Вестник по налогам и сборам Республики Беларусь: еженедельный журнал / учредитель Учреждение "Редакция газеты "Рэспубліка". - Минск: Рэспубліка, 2008.
  3. Глухов, В.В. Налоги. Теория и практика: Учеб. для вузов по направлению "Менеджмент" / В.В. Глухов, И.В. Дольдэ, Т.П. Некрасова. - СПб.: Лань, 2002. - 447 с.
  4. Гороховская, Л.А. О подоходном налогообложении физических лиц. – Минск, 2008.
  5. Заработная плата: ежемесячный журнал. – Минск, январь 2009.
  6. Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г.
  7. Заяц, Н. Е.   Теория налогов: Учеб. для студентов экон. специальностей вузов / Н.Е. Заяц. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 220 с.
  8. Карякина, О.А.  Налоги и налогообложение: Курс лекций: Для специальности "Гос. упр. и экономика" / О.А. Карякина, Н.А. Прокопович. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Беларуси, 2003. - 238 с.
  9. Консультант предпринимателя: производственно-практический журнал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь / учредители: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам", Белорусский профессиональный союз работников налоговых и других финансовых органов. - Минск: [б. и.], 2009.
  10. Курьянович, В.А. О подоходном налоге с физических лиц: (комментарий к ст. 4 Закона РБ от 26.12.2007 № 302-3) / В. А. Курьянович // 2008. - № 4.- С. 73-74.
  11. Мамрукова, О. И.   Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / О.И. Мамрукова. - М.: Омега-Л, 2003. – 299 с.
  12. Налоги и налогообложение: Учеб. для вузов / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2002. - 571 с.
  13. Попов, Е. М. Проблемы подоходного налогообложения физических лиц и пути их решения / Е. М. Попов // 2007. - № 10. - С. 8-12

 

 


Информация о работе Налоговое право в РБ