Налоговое право в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
исследовать сущность и причины возникновения подоходного налога с физических лиц;
выявить его позитивное и негативное воздействие на экономическую активность в стране;
определить особенности взимания подоходного налога в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 3
1. Исторические и теоретические основы подоходного налога с физических лиц 5
2. Подоходный налог с физических лиц в республике Беларусь 14
Заключение 38
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

ната.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

 

Введение

Происходящие  серьёзные перемены в экономике  страны стимулируют рост общественного интересса к налоговым отношениям. Система налогов и сборов государства довольно обширна ,не смотря на то, что отдельный налогоплательщик ,как правило, уплачивает ограниченное число налоговых платежей. В учебной и монографической литературе приводится достаточно большое количество системообразующих критериев, позволяющих сгруппировать налоги по определённым видам.Сущетвует разделение всех налогов на: Общегосударственные (республиканские ) и местные,а по способу взимания на прямые и косвенные.

Подоходный  налог является основным видом прямых налогов. Ему отводится особая роль в системе налогообложения физических лиц.

Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета.

Совершенствование рыночных механизмов в Республике Беларусь, развитие частного бизнеса, повышение экономической активности населения требуют совершенствования и оптимизации системы налогообложения в стране.

Таким образом, цель данной курсовой работы – исследование исторических и теоретических основ формирования подоходного налога с физических лиц и его развитие в Республике Беларусь.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

    • исследовать сущность и причины возникновения подоходного налога с физических лиц;
    • выявить его позитивное и негативное воздействие на экономическую активность в стране;
    • определить особенности взимания подоходного налога в Республике Беларусь.

Можно прийти к  выводу,что объектом исследования будет являться сущность подоходного налога с физических лиц, а субъектом – его особенности в Республике Беларусь на современном этапе.

Для данной курсовой работы, была использована учебная литература, опубликованные работы научных деятелей, занимающихся разработкой данной  темы. Важным источником также явились статьи, опубликованные в белорусских и зарубежных газетах и журналах.

При рассматрении выбранной темы использовались различные методы и подходы, такие как аналитический, системный и др.

 

1. Исторические и теоретические основы подоходного налога с физических лиц

 

Подоходный налог —  основной вид прямых налогов. Исчисляется  в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических  применяют термины налог на прибыль  корпораций или налог на прибыль.

Ставки подоходного налога строятся, как правило, по сложной прогрессии.

Прогрессивное налогообложение  — система, при которой налоговые  ставки увеличиваются по мере роста  дохода налогоплательщика, в отличие  от регрессивного, при котором ставки снижаются.

В финансовой практике существует два вида прогрессии: простая и сложная.

При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (стоимости имущества) для всей его  суммы.

При полной сложной прогрессии доходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, то есть повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося объекта налогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую.

Подоходный налог в  Беларуси (в современном смысле) был введен 1916 году, когда Беларусь еще входила в состав Российской империи и распространялся на граждан, чей доход превышал прожиточный минимум. В период натурализации хозяйства и обесценения денег поступления подоходного налога резко снизились и его практически отменили. При НЭПе взимание подоходного налога возобновилось параллельно с имущественным обложением под общим названием подоходно-имущественный налог (1922 год). В 1943 году был введен новый подоходный налог, его уплачивали граждане СССР, имеющие самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, иностранные граждане и лица без гражданства, получающие доходы на территории СССР.

Распад СССР и переход к рыночной экономике создал предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях должно применяться прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Делает это государство, главным образом, с помощью подоходного налога с физических лиц. Исторически, объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц).

К настоящему моменту в  мире сложились две теоретические модели структуры подоходного налога с физических лиц: раздельный налог и глобальный налог. Раздельный подоходный налог – это налог, которым по отдельности облагается каждая из категорий дохода.

Глобальный подоходный налог  – это налог, которым облагается совокупный доход, независимо от источников дохода.

С некоторых доходов налоги могут взиматься только в порядке удержания, другие же могут требовать заполнения налоговых деклараций. Многие теоретики в области налоговой политики считают, что система глобального подоходного налога более совершенна по сравнению с системой раздельного подоходного налога.

Раздельное налогообложение имеет следующие недостатки.

1) Применение более чем одного налогового режима к доходу физического лица может затруднять обложение этого дохода прогрессивным налогом и облегчение налогового бремени (в виде освобождения от уплаты налога, вычетов или возврата налога), либо вообще исключать такие возможности. Прогрессивное налогообложение принято считать наиболее эффективным способом взимания налогов в зависимости от платежеспособности, и если повышение общих экономических возможностей налогоплательщика свидетельствует о его платежеспособности, налог следует взимать с совокупного дохода данного налогоплательщика. В рамках раздельной системы структура прогрессивных предельных ставок налога может использоваться лишь применительно к некоторым категориям доходов, и в результате доходы налогоплательщиков облагаются по-разному, в зависимости от источников доходов, что несправедливо. Аналогично, в рамках раздельной системы льготы по личному подоходному налогу должны предоставляться либо полностью применительно к какой-то одной категории дохода, такой как доход от работы по найму – и в этом случае такие льготы могут оказаться лишь частично эффективными, – либо распределяться между различными категориями дохода, что усложняет процедуру.

2) Раздельной системой может быть труднее управлять. Ограниченные административные ресурсы могут нерационально расходоваться на решение проблем классификации, возникающих при разделении доходов на различные категории.

Например, если доход от работы по найму и доход  от предпринимательской деятельности облагаются по различным шкалам ставок, тогда необходимо охарактеризовать определенный вид приносящей доход деятельности либо как работу по найму, либо как предпринимательскую деятельность (работу не по найму). Трудно провести разграничение между отношениями работодателя и работника и отношениями клиента и консультанта.

3) Налогоплательщики, планирующие свои налоги и меняющие их структуру, будут стараться использовать любые различия между окончательными ставками налога, по которым облагаются различные категории доходов в рамках раздельной системы, с тем чтобы отнести свой доход к наиболее выгодной категории.

Такого рода планирование налогов не только оборачивается  снижением экономической эффективности под воздействием налогового бремени, когда ресурсы отвлекаются на непродуктивную деятельность, связанную с таким планированием, но может в значительной степени негативно повлиять на экономику, поскольку налогоплательщики будут отдавать предпочтение тем приносящим доход видам деятельности, которые могут быть менее эффективными, но облагаться налогом по менее высоким ставкам.

Хотя концептуально  глобальный подоходный налог может  быть предпочтительным вариантом, в чистом виде он остается таковым лишь в теории. На практике же, любой глобальный подоходный налог содержит определенный элемент раздельного налога, и большинство существующих налоговых систем расположены в диапазоне между раздельным и глобальным вариантами. В одних странах, в которых взимается глобальный подоходный налог, доход не делится на категории, тогда как в других странах используются раздельные структуры для расчета облагаемых сумм, в рамках которых эти суммы рассчитываются на основе категорий доходов. Такая дефинициональная (или основанная на определениях) система подводит к двум заключениям общего характера. Во-первых, если какая-то статья доходов не включена ни в одну из этих категорий, она не учитывается в общей сумме доходов. В некоторых странах может использоваться какая-то остаточная категория, однако и она часто не допускает включения дополнительных статей. Во-вторых, во многих случаях имеет значение то, к какой категории относится та или иная статья доходов, поскольку применительно к каждой категории действуют отдельные правила. Даже в тех юрисдикциях, в которых доход не подразделяется на категории, согласно юридическим понятиям доход может классифицироваться на различные виды. Также часто проводятся определенные различия по самым различным политическим соображениям и техническим причинам. Например, если прирост стоимости капитала включается в налогооблагаемую базу, этот вид дохода может облагаться иначе, чем другие виды дохода.

В настоящее  время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом  разрешенных законом вычетов  и налоговых льгот, к которым  относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения. В развитых странах для этих групп населения из получаемого ими валового дохода исключаются: · взносы в благотворительные фонды; · отчисления на ведение избирательной компании; · членские взносы в деловые клубы и спортивные ассоциации и т. д. В Великобритании, ФРГ, Португалии освобождаются от обложения разовые пособия, премии руководителям, в Бельгии и Нидерландах натуральные материальные блага (домашняя прислуга, телохранители и пр.) В послевоенные годы в развитых странах наблюдался рост налоговых поступлений (в т. ч. и подоходного налога) в бюджет. Это объясняется следующими фактами: номинальное повышение доходов населения, инфляционные процессы и как следствие этого индексация заработной платы, а также ужесточение контроля за платежами. В настоящее время в развитых странах 30-40% всех доходов населения изымается с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и распространяется на большинство членов общества. Ставки подоходного налога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции 75%, в США никто бы не стал вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения. В настоящий момент высшая ставка подоходного налога с физических лиц находиться в пределах 50-70%.

Выводы  по первой главе:

1. В современном понимании подоходный налог с физических лиц в Беларуси был введен в 1916 г. Пройдя в своем развитии несколько периодов, вплоть до практически полной отмены, к настоящему моменту в нашей стране сформировалась зрелая система взимания подоходного налога с физических лиц.

2. В мировой  практике сформировались две  теоретические модели структуры  подоходного налога с физических  лиц: раздельный налог и глобальный налог. Раздельный подоходный налог – это налог, которым по отдельности облагается каждая из категорий дохода. Глобальный подоходный налог – это налог, которым облагается совокупный доход, независимо от источников дохода. В настоящее время преобладает глобальный подоходный налог с элементами раздельного.

 

2. Подоходный налог с физических лиц в республике Беларусь

 

Особая роль в системе налогообложения физических лиц отводится подоходному налогу. В консолидированном бюджете 2007 г. он составил 6,5%, или 3,1% к ВВП. В 2008 г. его доля в доходах бюджета была определена на уровне 6,8%, или 3,03% к ВВП.

Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога в Беларуси во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран.

Порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога с физических лиц регламентируется указанным законом.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица:

- граждане Республики Беларусь;

- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь (если продолжительность их нахождения превышает 183 дня в календарном году);

- лица, не относящиеся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня и менее).

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году, как в денежной (в белорусских рублях и иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности.

Круг доходов, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь, достаточно широк. Основными из них являются следующие:

  1. Заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе и по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам, аспирантам и докторантам.
  2. Доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам (независимо от их продолжительности), в том числе авторским договорам.
  3. Дополнительные доходы от индексации.
  4. Доходы, образующиеся в результате оплаты за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовых услуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, разного рода абонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях.
  5. Суммы, полученные под отчет при условии, что в установленные законодательством сроки налоговому агенту не представлены документы и отчеты об их расходовании, не сданы израсходованные остатки таких сумм и в пределах 30-дневного периода со дня истечения указанного срока налоговым агентом не принято распоряжение об удержании задолженности по ним.
  6. Сумма превышения размера квартирной платы и тарифов, устанавливаемых с учетом льгот для населения, проживающего в домах государственного и частного жилищного фонда, над фактически вносимой физическими лицами платы за проживание в жилых помещениях.
  7. Сумма арендной платы, получаемой арендодателем, а также стоимость улучшений имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключением отдельных случаев).
  8. Суммы, полученные физическими лицами под залог имущества, включая предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг и не возвращенные в установленные сроки.
  9. Суммы страховых взносов, если эти суммы вносятся за физическое лицо из средств юридических лиц и (или) предпринимателей, за исключением случаев, когда нанимателями производится обязательное страхование своих работников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также по договорам добровольного страхования дополнительных пенсий и гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным физическим лицам без наступления страхового случая .

Информация о работе Налоговое право в РБ