Экономическая роль и законодательные основы Федерального бюджета. Доходы и расходы Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы - рассмотрение Федерального бюджета, его экономическая роль в развитии Российской Федерации, законодательные основы Федерального бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…………….3
Экономическая роль и законодательные основы

федерального бюджета…………………………………………..…………5
Доходы Федерального бюджета. ……………………………..………….14
Расходы Федерального бюджета……………………………..…………..26

Заключение………………………………………………………..…………...37

Список литературы………………………………………………..…………..40

Файлы: 1 файл

бюджетное право.docx

— 72.49 Кб (Скачать)

     Третий  источник поступлений бюджета объединяет неналоговые доходы: поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния. Размер доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества. Наибольшие доходы в казну, по идее, должны составлять прибыль государственных предприятий и дивиденды по акциям, находящимся у государства. Что касается поступлений от приватизации государственного имущества (земли, различных активов), то здесь доходов нет, а есть лишь смена товарной формы стоимости на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства.

     К неналоговым поступлениям относятся:

  • доходы от использования государственного (муниципального) имущества;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности государственных органов;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

     Четвертый вид поступлений в государственный бюджет - это эмиссия денежных знаков. Право на эмиссию в различных странах принадлежит представительным органам государственной власти, которые используют ее в случае недостатка поступлений для покрытия бюджетного дефицита. Эмиссия кредитных денег, применяемая для покрытия дефицита бюджета, непосредственно ведет к инфляции, так как происходит переполнение каналов обращения избыточной массой денежных средств. В данном случае инфляция служит мощным инструментом скрытого рыночного перераспределения (отчуждения) стоимости денежных средств массовых потребителей. Особенно страдают физические лица как конечные потребители продовольственных и промышленных товаров, а также услуг. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов, о применении которой становится известно широкой общественности постфактум. Особенно широко эмиссия использовалась в 1990-1996 гг. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве поступления бюджета не предусматривается.

     Пятый вид бюджетных поступлений, который  получил распространение в России в последнее время, - трансферты (финансовая помощь). Трансферты характерны исключительно для стран со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней. Они включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства региональных и особенно местных образований они играют большую роль, поскольку составляют значительную долю доходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70-80%. Так, это может быть помощь для поддержания минимальной бюджетной обеспеченности или специфических функций (административных, экологических и т.д.) органов власти административно-территориальных образований.

     Состав  и особенно структура доходов  государственного бюджета в каждом конкретном случае строго индивидуальны  в зависимости от характера, типа государства, времени, периода, особенностей социально-экономического развития. За рубежом, в странах с развитой рыночной экономикой, преобладающую  долю в доходах бюджета составляют налоги, меньшую - займы и почти отсутствует эмиссия. В странах третьего мира, или так называемых развивающихся государствах, часто используются займы, особенно внешние, а также эмиссия. В Российской Федерации, как и в других государствах бывшего социалистического лагеря и СССР, в 1991-1995 гг. наблюдались поступления от приватизации государственного имущества и эмиссия кредитных денег. Последняя имела место и в период социализма, но носила скрытный характер.

     Специфика бюджетной системы РФ предполагает распределение поступлений между конкретными бюджетами: федеральным, региональными, местными и внебюджетными фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Пропорции распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на срок не менее трех лет, а также законами субъектов РФ о бюджетах.

     К собственным доходам бюджетов Бюджетный  кодекс (ст. 47) относит:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

     • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением  субвенций.

     Доходы  бюджетов формируются согласно бюджетному законодательству РФ, законодательству о налогах и сборах и законодательству об иных обязательных платежах. Доходы бюджетов включают налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

     К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов.

     К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества;
  • доходы от продажи имущества;
  • доходы от платных услуг;
  • штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

     К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

     С 2000 г. займы, поступления от приватизации государственного имущества выведены из федерального бюджета. Данное правило  нарушает принцип полноты бюджета, но значительно расширяет оперативные  возможности исполнительных органов  власти в финансовой деятельности.

     Бюджетным кодексом РФ детально регламентируются нормы и порядок формирования всех бюджетов бюджетной системы: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов.

     В ст. 50 Бюджетного кодекса дается перечень налоговых доходов федерального бюджета, а в ст. 51 - перечень неналоговых доходов, формирующих доходную часть федерального бюджета.

     В доходах федерального бюджета также  учитываются прибыль Центрального банка РФ и доходы от внешнеэкономической  деятельности.

     Особенностью  формирования доходов федерального бюджета начиная с 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 гг. явилась  новая структура доходов, включающая нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

     В этом заключается специфическая  особенность федерального бюджета  России, отличающая его от зарубежных центральных бюджетов. С одной  стороны, она гарантирует стабильность федеральной финансовой базы, но с другой - искажает реальное положение в экономике страны.

     Несколько по-другому строится структура поступлений  бюджетов субъектов РФ. Доходы региональных бюджетов формируются в первую очередь за счет собственных налоговых и неналоговых доходов.

     Статья 56 Бюджетного кодекса определяет перечень налоговых поступлений, а статья 57 перечень неналоговых доходов, формирующих  доходную часть бюджетов субъектов  РФ.

     Большая часть территориальных бюджетов формируется за счет собственных  доходов, и, прежде всего налоговых  доходов.

     В то же время структуре доходов  каждой территории страны присуща своя специфика, обусловленная особенностями социально-экономического развития.

     По  Бюджетному кодексу законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или иного закона субъекта РФ на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые нормативы отчислений:

  • в бюджеты поселений - от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
  • в бюджеты муниципальных районов - от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

     При этом нормативы определяются как  сумма нормативов, установленных  для поселений и муниципальных  районов соответствующего субъекта РФ.

     Законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные  бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные  бюджеты не менее 10% налоговых доходов  консолидированного бюджета субъекта РФ от данного налога.

     Бюджетным кодексом детально регламентированы основные нормативы доходов местных бюджетов, в том числе поселений, муниципальных  районов, городских округов,

     В бюджеты поселений зачисляются:

  • земельный налог, налог на имущество физических лиц - по нормативу 100%;
  • налог на доходы физических лиц - по нормативу 10%;
  • единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30%;
  • государственная пошлина - в соответствии с действующим законодательством (ст. 61 БК РФ).

     В бюджеты поселений также зачисляются:

  • налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ;
  • налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов (ст. 61 БК РФ).

     Бюджеты муниципальных районов формируются за счет следующих налоговых доходов:

  • земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%;
  • налога на имущество физических лиц, - по нормативу 100%;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 20%;
  • налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30%;
  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;
  • единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 60%;
  • государственной пошлины в соответствии с действующим законодательством;
  • по делам, рассматриваемым судьями общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ).

     В бюджеты муниципальных районов  подлежат зачислению доходы от федеральных  налогов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ (ст. 61.1 БК РФ).

Информация о работе Экономическая роль и законодательные основы Федерального бюджета. Доходы и расходы Федерального бюджета