Экономическая роль и законодательные основы Федерального бюджета. Доходы и расходы Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы - рассмотрение Федерального бюджета, его экономическая роль в развитии Российской Федерации, законодательные основы Федерального бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…………….3
Экономическая роль и законодательные основы

федерального бюджета…………………………………………..…………5
Доходы Федерального бюджета. ……………………………..………….14
Расходы Федерального бюджета……………………………..…………..26

Заключение………………………………………………………..…………...37

Список литературы………………………………………………..…………..40

Файлы: 1 файл

бюджетное право.docx

— 72.49 Кб (Скачать)

     Велика  роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является  главным источником финансирования.  Именно  через  государственный  бюджет  приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

     Средства,   мобилизуемые   через   государственный    бюджет,    имеют

первостепенное  значение  для  формирования  и  распределения   общественных фондов  потребления  (свыше  86  %  от  общей  суммы   общественных   фондов потребления). Как  известно,  основной   формой   распределения   фонда   потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с  фондом оплаты   труда   существуют   общественные   фонды   потребления,    которые предназначаются для совместного  удовлетворения  потребностей  и  содержания нетрудоспособных членов общества, то  есть  потребления  в  сфере  народного образования, здравоохранения, социального обеспечения,  жилищного  хозяйства и др.

     Бюджет  составляется на основе народнохозяйственного  плана.  Все  статьи бюджета  определяются  показателями  народнохозяйственного  плана,   а   все расходы производятся в  строгом  соответствии  с  планом.  В  свою  очередь, бюджетное     планирование     оказывает     активное     воздействие     на народнохозяйственное планирование.

     4.  И  наконец,  бюджет   выполняет   контрольную   функцию,   которая предполагает  возможность  и  обязанность государству  иного контроля   за поступлением и использованием бюджетных средств.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом  государства, дает  органам  власти  реальную  экономическую   возможность   осуществления властных  полномочий.  Бюджет  отражает  размеры   необходимых   государству финансовых ресурсов и определяет тем  самым  налоговую  политику  в  стране.

     Бюджет    фиксирует    конкретные    направления    расходования    средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта,  что позволяет ему выступать  в  качестве  эффективного  регулятора  экономики  и социальных процессов в стране.

     Федеральный бюджет играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного  общественного продукта и национального  дохода, концентрации денежных средств  для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в  распределении денежных средств  между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

     Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения  общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

     Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения  национального дохода и ВВП. Через  этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для  межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального  размещения производительных сил, подъема  экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

     В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета  прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки  экономики, ускорение социального  развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

     В современных условиях  наиболее приоритетными  выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного производства, улучшению  пропорций, более эффективному использованию  государственных средств.

     Через расходы и налоги бюджет выступает  важным инструментом регулирования  и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности  производства. Государственная поддержка  оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим  программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым  другим. Такая поддержка связана  также с реализацией высокоэффективных  и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

     Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств.  В социальной политике приоритеты – поддержка  наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

     Бюджет  оказывает наибольшее воздействие  на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы  в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и  использования государственного фонда  денежных средств, бюджет связан со всеми  предприятиями и организациями.

     Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы  материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение  оптимальной структуры доходов  по финансовым планам предприятий и  отраслей хозяйства.

     В процессе бюджетного планирования и  исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании  усиливается.  Контрольная функция  бюджета предполагает создание условий  для осуществления контроля. Контрольная  функция обуславливает возможность  эффективного воздействия государства  на все экономические процессы.

     Федеральный бюджет активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

     Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных  вложений в основные фонды, дотаций  жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое  воздействие федерального бюджета  на эффективность производства, ускорение  научно-технического прогресса. Федеральный  бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

     В последние годы роль и значение государства  возрастают, увеличиваются и затраты  на содержание государственных органов  управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций  государства и органов управления государством (образованием института  президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

     Таким образом, средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственных комплексов.

     Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

     Для решения всех этих задач федеральный  бюджет в соответствии с бюджетным  кодексом РФ формируется за счет федеральных  налогов и неналоговых доходов.

     Доходы  бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным  государствам; размеры заимствований  устанавливаются Федеральным законом  об утверждении федерального бюджета  на финансовый год. 

  1. Доходы Федерального бюджета.
 

     Доходы  федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

     Система поступлений бюджета государства  определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств у других экономических субъектов. Напротив, когда экономика строится на так называемой общественной собственности, то поступления бюджета являются результатом планово-административного перераспределения стоимости единого государственного субъекта. Незначительное исключение составляют платежи из личного достояния физических лиц.

     В зависимости от характера политической и социально-экономической деятельности государства источники доходов подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние образуют ресурсы своей страны. Это основной источник. К внешним относятся национальный доходен национальное богатство зарубежных государств. Они возникают в результате осуществления специальных финансовых и нефинансовых методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны за счет успешно проводимых войн, захватов и тому подобных способов агрессии (дань, контрибуция и т.д.). С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические методы аннексии (например, эмиссия зарубежных денежных знаков, демпинговая политика, принудительно-валютные клиринги). В настоящее время широкое распространение получили различные международные займы.

     Многовековой  практике и экономической науке  известны пять Основных видов поступлений  государственного бюджета: налоговые  доходы, займы, неналоговые доходы, эмиссия денег, безвозмездные поступления (трансферты). В реальной действительности их соотношение неодинаково и определяется различными факторами, в том числе:

  • характером кредитно-денежной и финансовой политики;
  • экономическим состоянием страны;
  • политико-экономической конъюнктурой;
  • конкретными особенностями исторического периода.

     Налоговые поступления присущи мирному политически стабильному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В Российской Федерации к налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы. С 2008 г. в Российской Федерации, согласно Налоговому кодексу РФ, действуют следующие налоги:

  1. федеральные налоги и сборы - налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина;
  2. региональные налоги - налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог;
  3. местные налоги - земельный налог; налог на имущество физических лиц.

     Государственные займы являются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет тысячелетнюю историю, но получил широкое распространение лишь в XX в., особенно в послевоенное время. Раньше он носил периодический характер, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийные бедствия и т.п.).

     Займы как таковые не являются доходами в истинном смысле. Это денежные поступления, которые через некоторое время необходимо вернуть, да еще с определенной платой в виде процентов. В действительности займы представляют собой лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах или в создании условий для резкого ускорения развития какого-либо процесса, интенсификации очень выгодной сферы жизнедеятельности (разработки богатого месторождения, подготовки кадров и т.д.).

     Различаются внутренние займы, которые ведут к образованию внутреннего государственного долга, и внешние займы, следствием которых является внешний государственный долг. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты уходят за пределы страны. Все это требует научно продуманного подхода к использованию заимствований и обязательного прозрачного их отражения в бюджетах.

Информация о работе Экономическая роль и законодательные основы Федерального бюджета. Доходы и расходы Федерального бюджета