Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы: определить воздействие доходов бюджета на финансовую политику государства.
Задачи данной работы:
- выявить государственное регулирование через бюджетную систему;
- определить структуру доходов бюджета;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Доходы бюджета: понятие, структура, классификация….…….
5
1.2 Формирование и источники доходов бюджета…………………
12
1.3 Роль доходов бюджета……………………………………………
16
1.4 Распределение доходов бюджета…………………………..……
19
1.5 Принципы доходов бюджета………………………………….…
22
Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Реализация бюджетной политики. Основные результаты…….
27
2.2 Характеристика динамики доходов федерального бюджета…...
32
Заключение……………………………………………………………………
37
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая- Бюджетная система.docx

— 210.11 Кб (Скачать)

а) 454,5 млрд. рублей - на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета (замещение ненефтегазовых доходов);

б) 315,3 млрд. рублей - на замещение не поступивших источников финансирования дефицита, в первую очередь, на замещение поступлений от приватизации (снизились более чем в 10 раз от первоначального прогноза: план - 427,7 млрд. рублей, факт - 41,6 млрд. рублей) и на замещение заемных источников (фактическое привлечение снизилось более чем на 25%: план - 1 448,8 млрд. рублей; факт - 1 049,5 млрд. рублей).

Таким образом, по результатам 2013 года вместо 982,0 млрд. рублей Резервный фонд пополнился только на 212,0 млрд. рублей и составил 3 071,9 млрд. рублей или 4,6% ВВП, а вместе с ФНБ - 8,9% ВВП.

Ненефтегазовый дефицит в 2013 году составил 10,3% ВВП - практически остался на уровне 2012 года (10,4% ВВП), но значительно ниже уровня 2008 года (6,5% ВВП).

Таким образом, по-прежнему сохраняется зависимость российской экономики от сырьевых доходов.

 

Таблица 2.2. - Основные характеристики федерального бюджета на 2013-2017годы, млрд. рублей

Показатель

2013 год (отчет)

2014 год

Закон 201-ФЗ<*>

2015 год

2016 год

2017 год (проект)

Закон 349-ФЗ

Проект

Закон 349-ФЗ

Проект

1

2

3

4

5

6

7

8

Доходы, всего

13 019,9

14 238,8

14 564,9

14 923,9

15 905,7

15 493,2

16 272,7

%% ВВП

19,5

19,9

18,3

19,6

18,3

18,8

18,1

Расходы, всего

13 342,9

13 960,1

15 361,5

15 252,3

16 392,2

15 975,5

16 827,4

%% ВВП

20,0

19,5

19,3

20,0

18,9

19,4

18,7

Дефицит (-) /профицит (+)

-323,0

+278,6

-796,6

-328,4

-486,5

-482,3

-554,8

%% ВВП

0,5

0,4

1,0

0,4

0,6

0,6

0,6

Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП

10,3

10,1

9,6

10,3

8,4

9,7

9,1


 

 
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 - 2017 годы.

 

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ  ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

В 2014 - 2017 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,9% ВВП в 2014 году до 19,6% в 2015 году и до 18,1% ВВП к 2017 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов. Объем нефтегазовых доходов снижается с 9,9% ВВП в 2015 году до 8,4% ВВП в 2017 году, а ненефтегазовых остается на уровне 9,7% ВВП (таблица 2.3.). Прогноз доходов проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах ВВП в 2015 - 2017 годах обусловлено снижением экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.[8]

 

Таблица 2.3.- Динамика доходов федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

2014 год Закон 201-ФЗ

2015 год

2016 год

2017 год (проект)

Закон 349-ФЗ

Проект

Закон 349-ФЗ

Проект

1

2

3

4

5

6

7

Доходы, всего

14 238,8

14 564,9

14 923,9

15 905,7

15 493,2

16 272,7

в %% ВВП

19,9

18,3

19,6

18,3

18,8

18,1

в том числе:

Нефтегазовые доходы

7 480,2

6 818,6

7 520,6

6 843,1

7 516,1

7 590,9

Продолжение таблицы 2.3.

в %% ВВП

10,5

8,6

9,9

7,9

9,1

8,4

Ненефтегазовые доходы

6 758,6

7 746,3

7 403,3

9 062,6

7 977,1

8 681,8

в %% ВВП

9,5

9,7

9,7

10,4

9,7

9,7

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

Нефтегазовые доходы

52,5

46,8

50,4

43,0

48,5

46,6

Ненефтегазовые доходы

47,5

53,2

49,6

57,0

51,5

53,4

Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, %

109,4

102,3

104,8

109,2

103,8

105,0


 

 
 Объем ненефтегазовых доходов сформирован с учетом реализации плана по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя меры по сокращению теневого сектора экономики, реализации ряда дополнительных мер по увеличению доходов федерального бюджета, совершенствования налогового и таможенного администрирования.

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2015 году на 138,4 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 65,3 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 116,7 млрд. рублей (0,1% ВВП).

Дополнительный объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета планируется обеспечить за счет реализации следующих мер (Приложение Б):

а) Установление порядка налогообложения акцизами природного газа, экспортируемого в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики.

 

Предполагается взимание акциза на газ природный, экспортируемый в Турцию по газопроводу "Голубой поток" (статья 6 протокола от 27 ноября 1999 г. к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года) (далее - Соглашение, Протокол) в соответствии с нормами Протокола.

С 1 января 2004 года в связи с признанием утратившими силу положений главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей акциз на природный газ, в отношении экспортируемого природного газа в соответствии с Соглашением, акциз не уплачивался. Предлагается ввести взимание акциза в отношении природного газа, экспортируемого по трубопроводу "Голубой поток", по ставкам, установленным статьей 6 Протокола, а после достижения окупаемости - по ставкам, действовавшим на момент подписания Протокола.

Взимание акциза на природный газ, поставляемый по трубопроводу "Голубой поток", в соответствии с указанным Протоколом, обеспечит дополнительные доходы федерального бюджета в размере 41,7 млрд. рублей в 2015 году, 38,9 млрд. рублей в 2016 году, 38,9 млрд. рублей в 2017 году.

 

б) Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и ставки водного налога не индексировались с 2004 года. С 2015 года предполагается индексация ставок водного налога по аналогии с индексацией, предусмотренной для платы за пользование водными объектами (в среднем в размере 1,28; 1,63; 2,08 по отношению к действующим ставкам соответственно с 1 января 2015, 2016, 2017 годов).

По оценкам доля платежей в стоимости продукции различных категорий водопользователей составляет в среднем от сотых долей процента до 1 - 1,5%.

 

В себестоимости продаж предприятий энергетики суммы водного налога составляет порядка 1,3 - 1,5%.При поэтапной реализации предлагаемой индексации ставок водного налога для водоснабжения населения дополнительные суммы водного налога в составе среднего тарифа на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению составят от 0,1 до 0,32%. В этой связи предлагаемая индексация ставок водного налога не окажет значимого влияния на состояние, возможности и результаты ведения хозяйственной деятельности, в том числе на размер налоговой нагрузки, включая несырьевые отрасли экономики, а также на размер тарифов на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.

В результате дополнительные доходы федерального бюджета составят 2,8 млрд. рублей в 2015 году, 7,2 млрд. рублей в 2016 году, 12,9 млрд. рублей в 2017 году.

 

в) Индексация ставок платы за использование лесов в соответствии с индексами-дефляторами, учитывающими уровень инфляции.

В целях государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса индексация ставок платы за использование лесов не осуществлялась с 2009 года. Предлагается осуществить повышение ставок платы за использование лесов с применением индексов-дефляторов, учитывающих уровень инфляции. Таким образом, дополнительные доходы, поступающие в федеральный бюджет, могут составить около 0,8 млрд. рублей ежегодно.

 

г) Зачисление в федеральный бюджет прибыли Центрального банка Российской Федерации по нормативу 75%.

В соответствии с частью первой статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Однако федеральным законом от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ была введена норма временного характера, устанавливающая, что по итогам 2010 - 2014 годов в федеральный бюджет поступает 75% прибыли Банка России.

Таким образом, будет одновременно наблюдаться рост прибыли и снижение потребностей в средствах резервного фонда Центрального банка Российской Федерации, что позволяет увеличить норматив перечисления прибыли в федеральный бюджет.

В этой связи предполагается сохранение фактически действующей с 2011 года нормы после 2015 года. В соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 октября 2013 г. N ДМ-П13-78пр Минфин России 31 января 2014 года внес в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, закрепляющий действие этой нормы на постоянной основе.

В результате дополнительные доходы федерального бюджета составят в 2016 - 2017 годах порядка 27,0 млрд. рублей ежегодно.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение, подведем итоги вышеизложенного материала.

Основным видом доходов государственных и местных бюджетов в Российской Федерации являются налоговые доходы, составляющие около 90% государственных централизованных финансов. Значительная доля налогов в системе доходов характерна для бюджетов многих развитых государств. Например, во Франции налоги составляют около 95% доходов государственного бюджета, в США - 90%, в ФРГ - 80%, в Японии - 75%.

Между тем доминирующая роль налоговых доходов при формировании бюджета подрывает финансовую независимость государства и негативным образом отражается на благосостоянии граждан, поскольку фискальные интересы государства не могут удовлетворяться вне зависимости от фактических возможностей налогоплательщиков уплачивать налоги, не снижая жизненного уровня, не подрывая возможностей расширенного воспроизводства.

В целях реализации стратегии развития экономики, определяющей переход от сырьевого к инновационному развитию, государство в последнее время приступило к расширению круга финансовых инструментов пополнения доходов бюджетов. Неналоговые доходы государственных и местных бюджетов приобретают значение дополнительного гаранта стабильности финансовой системы государства за счет источников, менее подверженных экономическим колебаниям, являясь стратегически важным средством пополнения бюджетов.

Вместе с тем, в настоящее время сбор средств в доход государства осуществляется недостаточно эффективно, поскольку в одну группу объединены платежи, имеющие различную правовую природу, в связи с отсутствием, как в науке финансового права, так и в действующем законодательстве, единого подхода к их систематизации. В свою очередь это негативно отражается на финансово-правовом регулировании каждого вида доходов государства в отдельности и затрудняет их использование. В связи с изложенным в целях совершенствования правовых механизмов формирования государственных финансов возникла необходимость создания целостной, научно обоснованной системы доходов, учитывающей их экономическую и правовую природу, которая была бы положена в основу разработки соответствующего законодательства.

В целях решения задачи законодательного регулирования вопросов долгосрочного бюджетного планирования в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) внесен проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", одобренный в первом чтении в январе 2014 года.

Информация о работе Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования