Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы: определить воздействие доходов бюджета на финансовую политику государства.
Задачи данной работы:
- выявить государственное регулирование через бюджетную систему;
- определить структуру доходов бюджета;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Доходы бюджета: понятие, структура, классификация….…….
5
1.2 Формирование и источники доходов бюджета…………………
12
1.3 Роль доходов бюджета……………………………………………
16
1.4 Распределение доходов бюджета…………………………..……
19
1.5 Принципы доходов бюджета………………………………….…
22
Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Реализация бюджетной политики. Основные результаты…….
27
2.2 Характеристика динамики доходов федерального бюджета…...
32
Заключение……………………………………………………………………
37
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая- Бюджетная система.docx

— 210.11 Кб (Скачать)

- усилия регионов по  мобилизации доходов в бюджет, в том числе и в федеральный;

- активизация участия  регионов в реализации федеральных  программ на своей территории  и др.

 

1.5 ПРИНЦИПЫ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

В соответствии с бюджетным законодательством до принятия БК РФ важнейшими принципами бюджетной системы являлись единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

БК РФ закрепляет вышеназванные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, а также включает в перечень принципов бюджетной системы принципы, ранее не предусмотренные бюджетным законодательством России.

В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на 10 принципах:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого  характера бюджетных средств.

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкции за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации проявляется в закреплении  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами  местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности  бюджетов — это:

- право законодательных (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы Российской  Федерации самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

- наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии  с Бюджетным кодексом и налоговым  законодательством Российской Федерации;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетным  кодексом определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов;

- право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с Бюджетным  кодексом определять источники  финансирования дефицитов соответствующих  бюджетов;

- недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов  над расходами бюджетов и сумм  экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности  бюджета выражается в том, что  объем предусмотренных бюджетом  расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов  с использованием наименьшего  объема средств или достижения  наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема  средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип гласности предусматривает  следующее:

— обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти;

— секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Принцип адресное и  целевого характера бюджетных  средств закрепляет требование  о том, чтобы бюджетные средства  выделялись в распоряжение конкретных  получателей бюджетных средств  с обозначением направления их  на финансирование конкретных  целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.[7]

 

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1 РЕАЛИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Основными результатами реализации бюджетной политики в период до 2014 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета (Приложение А), формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование «Бюджета для граждан».

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при «базовой» цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов.

Принятый 5 апреля 2013 года Федеральный закон N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" стал заключительным этапом создания системы правового регулирования внешнего государственного финансового контроля, ориентированного, в первую очередь на обеспечение эффективности использования бюджетных средств.

Кроме того, за счет накопления дополнительных нефтегазовых доходов сохраняется возможность обеспечения действующих обязательств даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

Так, в 2013 году существенная часть дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета была направлена на замещение выпадающих ненефтегазовых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе от приватизации). Из 982 млрд. рублей дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в результате превышения фактической цены на нефть над установленной базовой ценой, на эти цели было использовано 770 млрд. рублей, оставшиеся 212 млрд. рублей подлежат перечислению в Резервный фонд.

Такой подход к использованию дополнительных нефтегазовых доходов позволил избежать необходимости осуществлять государственные заимствования в неблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета в полном объеме. В целом исполнение основных показателей федерального бюджета в 2013 году характеризуется следующими данными (таблица 2.1.):

 

Таблица 2.1.- Основные показатели федерального бюджета в 2013 году

Наименование

Закон 348-ФЗ

Бюджетные назначения <*>

Исполнение

Отклонение

1

2

3

4

5 = 4 - 3

в млрд. рублей

Доходы

12 906,4

12 906,4

13 019,9

113,5

Нефтегазовые доходы

6 471,9

6 471,9

6 534,0

62,1

Ненефтегазовые доходы

6 434,5

6 434,5

6 485,9

51,4

Расходы

13 387,3

13 464,3

13 342,9

-121,4

Дефицит (-) / профицит (+)

-480,9

-557,9

-323,0

234,9

Ненефтегазовый дефицит

-6 952,9

-7 029,8

-6 857,0

172,8

%% ВВП

Доходы

19,4

19,4

19,5

0,1

Продолжение таблицы 2.1.

Нефтегазовые доходы

9,7

9,7

9,8

0,1

Ненефтегазовые доходы

9,7

9,7

9,7

0,0

Расходы

20,1

20,2

20,0

-0,2

Дефицит (-)/ профицит (+)

-0,7

-0,8

-0,5

0,3

Ненефтегазовый дефицит

-10,5

-10,6

-10,3

0,3


--------------------------------

<*> По расходам - сводная бюджетная  роспись федерального бюджета  с учетом внесенных в нее  изменений (далее - уточненная роспись).

Доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13 019,9 млрд. рублей (19,5% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы - 6 534,0 млрд. рублей (9,8% ВВП), ненефтегазовые - 6 485,9 млрд. рублей (9,7% ВВП).

В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2% и ненефтегазовые доходы - 49,8% (как и в 2012 году). В последние годы наблюдается тенденция роста доли нефтегазовых доходов (в 2009 году нефтегазовые и ненефтегазовые доходы составляли 40,7% и 59,3% соответственно).

Объем поступивших в 2013 году доходов на 113,5 млрд. рублей (на 0,9%) больше прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции от 2 декабря 2013 г. N 348-ФЗ). При этом ненефтегазовые доходы увеличились на 51,4 млрд. рублей, а нефтегазовые - на 62,1 млрд. рублей.

В 2013 году исполнение расходов федерального бюджета составило 13 342,9 млрд. рублей или 99,1% к уточненной росписи (20,0% ВВП) (наиболее высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета) по следующим основным направлениям:

- социальная сфера - 38,7% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета (7,7% ВВП);

- национальная оборона - 15,8% (3,2% ВВП);

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 15,5% (3,1% ВВП);

- национальная экономика - 13,9% (2,8% ВВП), из которых: дорожное хозяйство составило 3,8% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета; транспорт - 1,9%; сельское хозяйство и рыболовство - 1,6%;

- обслуживание государственного долга Российской Федерации - 2,7% (0,5% ВВП).

В 2013 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом 323,0 млрд. рублей или 0,5% ВВП (ниже запланированного - 0,8% ВВП).

Вместе с тем, сравнение показателей исполнения федерального бюджета в 2013 году с "первоначальными" показателями, установленными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", демонстрирует, что поступление ненефтегазовых доходов уменьшилось на 454,5 млрд. рублей, с одновременным увеличением нефтегазовых доходов на 608,5 млрд. рублей - практически полностью за счет роста цены на нефть (закон - 97,0 долларов США за баррель, факт - 107,9 долларов США за баррель).

Значительная часть нефтегазовых доходов в сумме 769,8 млрд. рублей была направлена на замещение не поступивших в 2013 году источников финансирования дефицита и ненефтегазовых доходов:

Информация о работе Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования