Доходы бюджетов: сущность, виды, особенности формирования
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:01, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной контрольной работы: определить воздействие доходов бюджета на финансовую политику государства. Задачи данной работы: - выявить государственное регулирование через бюджетную систему; - определить структуру доходов бюджета;
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Доходы бюджета: понятие, структура, классификация….……. 5 1.2 Формирование и источники доходов бюджета………………… 12 1.3 Роль доходов бюджета…………………………………………… 16 1.4 Распределение доходов бюджета…………………………..…… 19 1.5 Принципы доходов бюджета………………………………….… 22 Глава 2. Аналитическая часть
2.1 Реализация бюджетной политики. Основные результаты……. 27 2.2 Характеристика динамики доходов федерального бюджета…... 32 Заключение…………………………………………………………………… 37 Список использованной литературы…………………………………
Также доходы бюджета можно
классифицировать в зависимости от их
закрепления за определенным бюджетом
на собственные и регулирующие.
Доходы могут носить целевой
характер, т.е. поступать в распоряжения
государства или органа местного самоуправления
с заранее определенной целью и расходоваться
только на ранее определенные цели, например,
доходы Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования, фондов обязательного медицинского
страхования. Чаще всего доходы носят
общий характер, т.е. не имеют специального
целевого назначения.[3]
ФОРМИРОВАНИЕ И ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ
БЮДЖЕТА
К регулирующим доходам бюджета
относятся федеральные и региональные
налоги и иные платежи, по которым устанавливаются
нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной
финансовый год, а также на долговременной
основе (более чем 3 года) по разным видам
таких доходов. Нормативы отчислений определяются
законом о бюджете того уровня бюджетной
системы РФ, который передает регулирующие
доходы, либо законом о бюджете того уровня
бюджетной системы РФ, который распределяет
переданные ему регулирующие доходы из
бюджета другого уровня.
Так, например, налог на вмененный
доход распределяется по нормативам: -
в федеральный бюджет - 30%;
- в бюджеты субъектов РФ - 15%;
- в местные бюджеты - 45%;
- в бюджет фонда обязательного
медицинского страхования - 5%;
- в бюджет Фонда социального
страхования РФ - 5%.
Как правило, использование
собственных и регулирующих доходов не
позволяет в полной мере решить проблему
сбалансированности нижестоящих бюджетов.
В таких случаях вышестоящий бюджет предоставляет
нижестоящему финансовую помощь в виде
дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных
ссуд. Кратко охарактеризуем каждую форму
помощи.
Дотации - бюджетные средства, выделяемые
бюджету другого уровня на безвозмездной
и безвозвратной основе для покрытия текущих
расходов.
Трансферт (нормативно-долевая
дотация) - сумма, выделяемая без указания
конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной
основе в порядке бюджетного регулирования
из Фонда финансовой поддержки регионов
или Фонда финансовой поддержки муниципальных
образований, создаваемых соответственно
в Федеральном бюджете или в бюджетах
субъектов Федерации. Методика расчета
нормативно-долевой дотации направлена
на осуществление горизонтального выравнивания
бюджетных доходов территорий на душу
населения и оказание им финансовой помощи
по единым для всех правилам.
Субвенция - бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы РФ или юридическому
лицу на безвозмездной и безвозвратной
основе на осуществление целевых расходов.
Субвенция выдается на определенный срок,
в случае не израсходования ее в установленный
срок или расходования не по назначению,
суммы субвенции подлежат возврату в бюджет,
из которого она была получена.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
РФ, физическому или юридическому лицу
на условиях долевого финансирования
целевых расходов.
Эти методы несовершенны, лишены
стимулирующих свойств и создают у административно-территориальных
образований пассивное настроение. Как
способ наделения территориальных бюджетов
необходимыми средствами их исключить
нельзя, т.к. это приведет к многократным
кассовым разрывам и необходимости обращения
за ссудой в вышестоящий бюджет.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной, безвозмездной
или возмездной основах на срок не более
шести месяцев в пределах финансового
года.
Бюджетные компенсации - суммы, утверждаемые и передаваемые
из бюджета одного уровня в другой для
возмещения выпадающих доходов или покрытия
дополнительных расходов, вызванных решениями
органов власти другого уровня. В доходы
федерального бюджета зачисляются собственные
налоговые доходы федерального бюджета
за исключением налоговых доходов, передаваемых
в виде регулирующих доходов бюджетам
других уровней бюджетной системы РФ и
неналоговые доходы.
В процессе исполнения федерального
бюджета в его доходы могут поступать
средства по взаимным расчетам из бюджетов
субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.
Так в соответствии со ст. 50 БК РФ в федеральный
бюджет зачисляются:
- налог на прибыль организаций
по ставке, установленной для зачисления
указанного налога в федеральный бюджет,
- по нормативу 100%;
- налог на прибыль организаций
(в части доходов иностранных организаций,
не связанных с деятельностью в Российской
Федерации через постоянное представительство,
а также в части доходов, полученных в
виде дивидендов и процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу
100%;
- налог на прибыль организаций
при выполнении соглашений о разделе продукции,
заключенных до вступления в силу Федерального
закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О
соглашениях о разделе продукции" и
не предусматривающих специальных налоговых
ставок для зачисления указанного налога
в федеральный бюджет и бюджеты субъектов
Российской Федерации, - по нормативу 20%;
- налог на добавленную стоимость
- по нормативу 100%;
- акцизы на спирт этиловый из
пищевого сырья - по нормативу 50 %;
- акцизы на спирт этиловый из
всех видов сырья, за исключением пищевого,
- по нормативу 100%;
-акцизы на спиртосодержащую
продукцию - по нормативу 50%;
- акцизы на табачную продукцию
- по нормативу 100%. [1]
Исполнение федерального бюджета
по доходам является важной частью процесса
исполнения федерального бюджета, поскольку
финансирование расходов осуществляется
по мере поступления доходов в бюджет.
Следовательно, если доходы не поступают
в полном объеме, то и расходы не могут
быть профинансированы в соответствии
с утвержденными бюджетными назначениями.
1.3 РОЛЬ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Государственный бюджет для
выполнения своей важной роли в национальной
экономике должен располагать устойчивой
базой. С этой целью в бюджет изымается
часть доходов хозяйствующих субъектов,
принимающих форму доходов бюджета.
Доходы бюджета — часть централизованных
финансовых ресурсов государства, необходимых
для выполнения его функций. Они выражают
экономические отношения, возникающие
в процессе формирования фондов денежных
средств, и поступают в распоряжение органов
власти. Материальной основой доходов
бюджета является национальный доход.
В периоды чрезвычайных обстоятельств,
когда национального дохода не хватает
для покрытия финансовых нужд, государство
привлекает национальное богатство. Это
означает реализацию отдельных видов
государственной собственности, например,
иностранных ценных бумаг, золотого запаса,
государственных предприятий, других
видов имущества, что в итоге приводит
к сокращению материальных ценностей,
принадлежащих государству; уменьшению
золотовалютных резервов, капиталовложений
за границей, а в отдельных случаях — и
основного капитала.
Состав доходов в значительной
мере зависит от методов, с помощью которых
государство аккумулирует необходимые
ему средства. Основными методами, используемыми
органами государственной власти для
перераспределения национального дохода
и образования бюджетных доходов, являются
налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение
между ними различно по странам и во времени.
Оно определяется экономической ситуацией
в стране, степенью остроты экономических,
социальных и других противоречий, состоянием
финансов и финансовой политикой государства.
Центральное место в системе доходов бюджета
занимают налоги, выступающие главным
инструментом перераспределения национального
дохода. Они обеспечивают преобладающую
часть доходов бюджета. Так, в доходах
центрального бюджета различных государств
они составляют 80—90% . Доля налогов в доходах
членов федерации и местных бюджетов значительно
меньше (порядка 50%). Эти бюджеты формируются
за счет закрепленных и регулирующих доходов.
Каждый налог в законодательном порядке
закрепляется за соответствующими властями.
Центральные правительства
имеют в своем распоряжении наиболее крупные
налоги, как, например, подоходные и корпорационные
налоги, таможенные пошлины, а во Франции,
Великобритании, Италии — также основные
косвенные налоги. Они поступают в государственный
бюджет, обеспечивая функционирование
центрального правительственного аппарата
и осуществление возложенных на него задач.
Эти налоги называются государственными.
Налоговая структура бюджетов членов
федерации отличается большим разнообразием
в различных странах. В бюджетах штатов
США решающее значение имеют косвенные
налоги (налог с продаж, акцизы), в Германии
главными налогами в бюджетах земель являются
отчисления от подоходного налога, налога
на добавленную стоимость и налога на
прибыль. Доходы местных бюджетов формируются
главным образом за счет поимущественных
налогов: поземельного, промыслового,
подомового. В целом налоги членов федерации
и местных органов власти обычно считаются
местными.
Вторым по своему финансовому
значению доходом бюджета являются государственные
займы. На современном этапе под влиянием
значительного увеличения размеров бюджетных
дефицитов, разрыва между налоговыми поступлениями
и бюджетными расходами растет роль этого
вида доходов. Во многих странах бюджетные
дефициты планируются при составлении
бюджета, а размер займов, как и налогов,
устанавливается до начала исполнения
бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления
от займов достигают весьма крупных размеров
— от 10 до 20% всех расходов бюджета. Роль
этого вида доходов увеличивается в периоды
войн, экономических кризисов, когда налоги
в силу их недостаточной эластичности,
неспособности быстро мобилизовать крупные
финансовые ресурсы теряют своё обычное
значение. В этом случае удельный вес займов
приближается, а иногда даже перекрывает
налоги.
Наряду с внутренними существуют
внешние займы. Правом их выпуска обладают
только центральные власти. Внешние займы
связаны с платежным балансом страны и
нередко используются для покрытия его
дефицита. Существуют два пути получения
займов: первый — у широких слоев населения
путем свободной продажи государственных
облигаций и других ценных бумаг, второй
— у центрального и коммерческих банков
под обеспечение ценных бумаг государства.
Увеличение объема кредитных операций
государства ведет к росту государственного
долга. При чрезвычайных обстоятельствах,
когда получение налоговых платежей и
займов оказывается затруднительным,
государство обращается к эмиссии бумажных
денег. Этот метод самый непопулярный,
т.к. вызывает рост денежной массы без
соответствующего товарного обеспечения
и приводит к усилению инфляционного процесса.
Инфляция тяжело отражается на экономике
и на всей социальной сфере. Поэтому развитые
зарубежные государства стараются не
прибегать к прямому использованию эмиссии
— наиболее быстрому и легкому пути получения
необходимых средств. Эмиссия денег заменяется
выпуском займов. Однако в современных
условиях государственные займы, легко
превращаемые их владельцами в наличные
деньги, выступают в свою очередь побудителем
инфляции. Займы, хотя и в несколько меньших
пропорциях, а также большей растянутостью
во времени, чем эмиссия, могут оказывать
воздействие на переполнение денежного
обращения излишними для обращения средствами.[2]
1.4 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
БЮДЖЕТА
Распределение доходов между
бюджетами – распределение доходов между
звеньями бюджетной системы, между центральными
(федеральными) бюджетами и бюджетами
территорий (штатов, округов, республик,
областей и т.д.), а затем и внутри территорий
между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.
Два принципа построения и реализации
межбюджетных отношений вертикальный
и горизонтальный. В первом случае — сильный
центр часть доходов (налогов) федерального
уровня передает бюджетам всех уровней,
при этом регулирует налоговую базу по
большинству налогов субъектов РФ и местных
налогов. Во втором — за бюджетами территории
закрепляются источники доходов, что лучше
стимулирует меры по их более полной реализации.
Оба принципа имеют как положительные
моменты, так и недостатки. Сочетание обоих
принципов обеспечивает оптимальное формирование
доходной базы каждого бюджета, учитывающего
социальную обеспеченность населения
регионов, территорий, определяемую соблюдением
минимальных социальных стандартов, их
реальный вклад в создание валового регионального
продукта (части ВВП). В каждой стране формируется
своя система доходов центральных и местных
бюджетов, учитывающая мировую практику
и национальные возможности. Налоговые
кодексы, законы о налоговых системах
и др. определяют содержание и состав налоговой
системы как основы формирования доходов
каждого вида бюджетов. Налоговая система
РФ предусматривает налоги федерального
уровня, уровня субъектов РФ и местные
налоги. Доходы федерального бюджета РФ
в целом и по конкретным источникам ежегодно
утверждаются Федеральным Собранием РФ
и Президентом РФ и представляются в законе
о бюджете (рисунок 2). Они состоят из неналоговых
и налоговых доходов федерального уровня
и части налогов уровня субъектов РФ.
Рисунок 2- Виды расходов,
финансируемых исключительно из федерального
бюджета
В РФ сохраняется практика прошлых
лет, состоящая в формировании доходов
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
через закрепление доходов (собственные
неналоговые доходы и переданные на длительный
срок), привлечение доходов через займы
и др., через отчисления от регулирующих
доходов, составляющих 2/3 объема доходов
местных бюджетов (это долевое распределение
федеральных налогов). В перспективе ставится
задача значительного увеличения доли
собственных доходов территорий (вплоть
до 70%) при снижении доли регулирующих
(до 30%). [6]
В распределении налоговых
доходов принимает участие Федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов
РФ. Фонд является основой межбюджетных
трансфертов (ФФПР консолидирует до 70%
всех средств, предназначенных для регионов).
В основе методики расчета объемов дотаций
ФФПР лежит показатель уровня бюджетной
обеспеченности региона, который зависит
от рассчитываемых по специальным методикам
налогового потенциала и расходных потребностей
региона. Создан в 1994 году.[5]
Сложившаяся в РФ система межбюджетных
отношений в значительной мере не соответствует
принципам федерализма, поскольку уровень
бюджетной обеспеченности регионов обозначается
как резко дифференцированный. Среди намечаемых
мер по обновлению системы межбюджетных
отношений такие, как более полный учет
специфики регионов при определении нормативных
сумм трансфертов, расширение использования
целевых (связанных) трансфертов и ассигнований,
учет таких определённых факторов, а именно: