Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение
1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.3 Проблемы государственного долга
Заключение
Список источников литературы
Приложения
Одной из причин,
порождающих государственный
Известны три
основных источника финансирования
этих расходов: увеличение налогов, эмиссия
денег, продажа облигаций населению.
Несмотря на то, что на практике используются
все три источника, первые два
приводят к ряду негативных последствий
для экономики. Увеличение налогов
в краткосрочном временном
Наиболее полно
величину государственного долга отражает
общегосударственный долг, который
включает задолженность центрального
правительства, долги государственных
предприятий и местных органов
власти. В зависимости от сферы
размещения государственный долг подразделяется
на внутренний и внешний. Внутренний
долг - это долг государства своему
населению, предприятиям и организациям.
Государственные займы
Внешний долг - это
общая сумма задолженности
Финансисты различают
долго- и краткосрочную, полностью
и частично гарантированную государством
задолженность. Долгосрочная внешняя
задолженность - это задолженность
со сроком долгового обязательства
свыше одного года, которая взята
у иностранного государства и
должна быть погашена иностранной валютой,
товарами и услугами. Она включает
кредиты Международного валютного
фонда, прямые инвестиции и т.д. Краткосрочная
внешняя задолженность - задолженность
со сроком долгового обязательства
менее года. При полной гарантии
государство несет
Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования, так как государство, управляя своей задолженностью, влияет на состояние кредитно-денежной сферы, а через нее - на экономику в целом.
Западные экономисты
склоняются к мнению, что умеренный
внутренний долг - явление обычное,
не имеющее тяжелых социально-
Однако рост государственного долга вызывает и отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции. Однако нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта либо недвижимостью. Немаловажное значение имеет и то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.
Для количественной
характеристики государственного долга
используются показатели общей задолженности,
соотношения различных ее видов,
разности полученных и выданных кредитов,
сравнение величины государственного
долга с объемом ВНП и ВВП,
расчет задолженности на душу населения.
Для оценки внешнего долга определяют
степень так называемой "вовлеченности
во внешний долг", которая рассчитывается
как отношение объема внешнего долга
к валовому продукту. Кроме того,
рассчитывают еще два показателя,
характеризующих
В странах с развитой рыночной экономикой законодательные органы строго контролируют размер государственного долга. Например, в США устанавливают лимит его абсолютной величины; во Франции и Великобритании - лимит прироста за год.
Государственный долг - это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.
В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения - капитальный и текущий долги.
Экономические
последствия государственного долга
многообразны. Во-первых, он сокращает
запас капитала в экономике. Отвлечение
капитала для приобретения облигаций
и векселей ведет к уменьшению
акционерного капитала. Это означает
сокращение выпуска продукции и
падение уровня жизни в будущем.
Во-вторых, процентные платежи по государственному
долгу обременительны для населения,
так как покрываются за счет увеличения
налогов и дополнительного
Бюджетный дефицит
и государственный долг тесно
взаимосвязаны. Это объясняется
тем, что государственные займы
являются важнейшим источником покрытия
бюджетного дефицита. Когда бюджет
находится в состоянии
В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Государственный
бюджет - это важнейший плановый
и контрольный инструмент. Бюджет
возникает и действует там, где
существует государство и развитые
товарно-денежные отношения. Через
государственный бюджет правительство
реализует экономическую и
Все элементы бюджетного
устройства функционируют в их единстве
и взаимосвязанности и
Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.
Политика в
области финансирования бюджетного
дефицита должна основываться на использовании
внутренних источников, что предполагает
сокращение кредитования дефицита республиканского
бюджета Национальным Банком, повышение
эффективности рынка
Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.
Главной же целью
совершенствования бюджетной
За многовековой
период своего развития государственный
бюджет Беларуси претерпел существенные
изменения. Менялись формы и содержание
бюджетного фонда, его качественные
и количественные характеристики. В
целом тенденции в бюджетно-
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения. В 2009 г. планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет: внутреннего финансирования - на 87,1 %, внешнего финансирования - на 12,9 %. Внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. В перспективе целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
Для Республики Беларусь на сегодняшний день первоочередными являются задачи по «лечению» самой экономики, максимально возможному сокращению государственных расходов, создание условий для привлечения в республику иностранного капитала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Дробозина,
Л. А. Финансы. Денежное
2 Заяц, Н. Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Л. А. Ханкевич; Под общ. ред. М.И. Ткачук. - Минск: Выш. шк., 1995. - 240 с.
3 Камаев, В. Д.
Учебник по основам
4 Мысляева, И.
Н. Государственные и
5 Сорокина, Т. В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.
Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг