Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение
1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.3 Проблемы государственного долга
Заключение
Список источников литературы
Приложения
Примечание - Источник: [14]
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2008 г. составила 78,6 млрд. руб. и уменьшилась по сравнению с началом года на 47,5%. По сравнению с 1 сентября 2008 года (103 млрд. рублей) задолженность по платежам в бюджет на 1 октября 2008 года сократилась на 23,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 1.10.2007 г. до 0,2% на 1.10.2008 г., т.е. более чем в два раза.
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
Расходы государственного
бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в
общественном производстве расходы
государственного бюджета подразделяются
на две части: одна связана с развитием
материального производства, совершенствованием
его отраслевой структуры, другая используется
на содержание и дальнейшее развитие
непроизводственной сферы. С помощью
бюджетных расходов государство
может регулировать распределение
денежных средств между материальным
производством и
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.
Наиболее крупными
до недавних пор были расходы бюджета
на финансирование народного хозяйства.
В их состав включались расходы на
отрасли материального
Значительные
бюджетные средства ежегодно направляются
на финансирование социально-культурных
мероприятий. Они позволяют государству
развивать систему народного
образования, финансировать культуру,
удовлетворять минимальные
Расходы бюджета
на социально-культурные мероприятия
имеют не только социальное, но и
экономическое значение. Являясь
финансовой базой осуществления
социальных прав - на образование, медицинское
обслуживание, социальную защиту и
т.д., эти расходы одновременно влияют
на общественное производство, способствуя
улучшению качественного
Часть средств бюджета государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику: в советские времена на них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта. Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-технических разработок в области вооружения; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения: при благоприятной международной обстановке они сокращаются.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
Разбалансированность
отечественной экономики
Существующая
практика формирования бюджета свидетельствует
о том, что доступ к государственным
финансовым ресурсам все еще сравнительно
свободен, что создает возможности
для неэффективного использования
бюджетных ассигнований. Необходима
коренная перестройка бюджетных
отношений, прежде всего в материальном
производстве, где бюджетное финансирование
следует практически полностью
заменить системой субсидирования, при
которой обязательными
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.
В составе республиканского и местных бюджетов также создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2008 года профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. - 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до 0,6% на 1.10.2008 г. [14].
В январе-сентябре 2008 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года профицит составлял 3,9% к ВВП)
В январе-сентябре
2008 года при реальном росте всех
расходов консолидированного бюджета
на 18,8% по сравнению с соответствующим
периодом 2007 года в разрезе функциональной
классификации отдельные
В январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта - доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации (рисунок 1.2). Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" - 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" - 2,3%.
В расходах консолидированного
бюджета за январь-сентябрь 2008 года
в разрезе экономической
Рисунок 1.2 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание - Источник: [14]
Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в январе-сентябре текущего года составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2008 года возрос в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-сентябре 2007 года - 3,7%).
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 25 355,6 млрд. руб., или 124,9% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2007 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23 242,7 млрд. руб., что на 24,5% больше, чем в январе-сентябре 2007 года.
Почти четверть
(23,7%) всех поступлений в республиканский
бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено
за счет налога на добавленную стоимость.
По сравнению с январем-сентябрем
2007 года его объем увеличился на
21,8% в реальном выражении. В 1,5 раза возросли
налоговые доходы от внешнеэкономической
деятельности. Удельный вес этого
источника доходов
Таблица 1.2 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в сопоставимой структуре), млрд. рублей
2006год | 9 месяцев 2007 года |
2007 год | 9 месяцев 2008 года | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. ДОХОДЫ - всего | 38 391,2 | 34 254,4 | 48 048,9 | 47 986,0 | |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 26 929,0 | 24 116,7 | 34 235,6 | 34 181,4 | |
Подоходный налог | 2 480,1 | 2 119,2 | 3 081,0 | 2 820,2 | |
Налог на прибыль | 3 140,8 | 2 710,0 | 3 837,1 | 573,8 | |
Налоги на собственность | 1 268,4 | 1 109,7 | 1 519,2 | 1 489,8 | |
НДС | 7 364,8 | 6 125,7 | 8 669,6 | 8 523,7 | |
Акцизы | 2 829,7 | 2 182,1 | 3 045,9 | 2 948,0 | |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
2 068,7 | 4 297,8 | 6 281,3 | 7 436,0 | |
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ | 9 287,7 | 8 156,3 | 11 256,7 | 10 407,7 | |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 174,5 | 1 981,3 | 2 556,7 | 3 396,9 | |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 37 256,2 | 31 526,0 | 47 626,8 | 43 042,6 | |
2.1 Общегосударственные расходы | 4 936,9 | 4 240,6 | 6 471,1 | 5 809,6 | |
2.1 Национальная оборона | 998,8 | 765,1 | 1 206,2 | 935,5 | |
2.3 Правоохранительная
деятельность и обеспечение |
1 719,2 | 1 444,1 | 2 062,7 | 1 654,0 | |
2.4 Национальная экономика | 7 600,9 | 6 714,2 | 11 189,0 | 11 471,3 | |
2.5 Охрана окружающей среды | 460,3 | 289,4 | 537,8 | 343,2 | |
2.6 Жилищно-коммунальные
услуги и жилищное |
1 674,0 | 1 424,2 | 2 152,5 | 2 162,0 | |
2.7 Здравоохранение | 3 527,7 | 2 980,1 | 4 325,2 | 3 551,2 | |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 918,8 | 748,9 | 1 120,4 | 975,8 | |
2.9 Образование | 4 788,4 | 3 836,0 | 5 547,3 | 4 674,3 | |
2.10 Социальная политика | 10 631,2 | 9 083,6 | 13 014,5 | 11 465,7 | |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | |||||
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 29 444,7 | 25 681,7 | 37 417,8 | 34 443,8 | |
Заработная плата | 6 528,0 | 5 507,7 | 7 501,9 | 6 217,8 | |
Начисления на заработную плату | 1 801,0 | 1 505,2 | 2 048,8 | 1 695,7 | |
Выплата процентов | 293,4 | 293,8 | 386,8 | 415,5 | |
Субсидии и текущие трансферты | 15 107,7 | 13 746,5 | 20 347,5 | 20 163,3 | |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 7 608,9 | 5 403,3 | 9 596,5 | 8 053,9 | |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 202,5 | 441,0 | 612,5 | 544,9 | |
3. Дефицит (профицит) | 1 135 | 2 728 | 422 | 4 943 | |
Финансирование | -1 135 | -2 728 | -422 | -4 943 | |
Внутреннее финансирование | -1 151 | -2 617,4 | -3 514 | -4 813 | |
Внешнее финансирование | 16 | -110,8 | 3 091 | -130 | |
Справочно: | |||||
ФСЗН | |||||
Доходы | 9 384,6 | 8 276,1 | 11 421,7 | 10 558,3 | |
в т.ч. трансферты республиканского бюджета | 115,4 | 12,2 | 12,2 | 0,0 | |
Расходы | 8 491,1 | 7 302,6 | 10 484,8 | 9 232,7 | |
Сальдо | 893,5 | 973,5 | 936,8 | 1 325,7 | |
Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг