Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования

1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь

1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь

1.3 Формирование расходной части государственного бюджета

2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет

2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета

2.3 Проблемы государственного долга

Заключение

Список источников литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсач кривульки.docx

— 62.58 Кб (Скачать)

Примечание - Источник: [14]

Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 октября 2008 г. составила 78,6 млрд. руб. и уменьшилась по сравнению с  началом года на 47,5%. По сравнению  с 1 сентября 2008 года (103 млрд. рублей) задолженность  по платежам в бюджет на 1 октября 2008 года сократилась на 23,7%. Отношение  недоимки к скользящим годовым доходам  консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 1.10.2007 г. до 0,2% на 1.10.2008 г., т.е. более чем в два  раза.

1.3 Формирование расходной  части государственного  бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую  природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину [2, с. 29].

Для выяснения  роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в  общественном производстве расходы  государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью  бюджетных расходов государство  может регулировать распределение  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями  общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного  производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики  и видов производства, влиять на ускорение научно- технического прогресса.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета  могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета  на финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных  вложений в государственном секторе  экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным  хозяйствам и т.д.).

Значительные  бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству  развивать систему народного  образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности  населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального  обеспечения.

Расходы бюджета  на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Являясь  финансовой базой осуществления  социальных прав - на образование, медицинское  обслуживание, социальную защиту и  т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя  улучшению качественного состава  трудовых ресурсов, созданию условий  для повышения производительности труда на основе использования научных  достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Часть средств  бюджета государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику: в советские времена на них  использовалось от 25 до 30% валового национального  продукта. Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии  и флота, финансированию научно-технических  разработок в области вооружения; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем расходов на оборону зависит прежде всего  от степени реальной угрозы военного нападения: при благоприятной международной обстановке они сокращаются.

Расходы бюджета  на управление обусловлены выполнением  государством хозяйственно-организаторской  функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы  деятельности. Бюджетные расходы  на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также  и в децентрализованном порядке  путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Разбалансированность  отечественной экономики выдвигает  на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения эффективности использования  бюджетных средств. Главная трудность  в решении этой задачи заключается  в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще  не создано непреодолимых преград, а оценка бюджетных расходов с  позиций их народнохозяйственной и  социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой  нормативной базы.

Существующая  практика формирования бюджета свидетельствует  о том, что доступ к государственным  финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности  для неэффективного использования  бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных  отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью  заменить системой субсидирования, при  которой обязательными условиями  предоставления средств выступали  бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных  вариантов инвестирования бюджетных  средств на основе сопоставления  проектно-сметной документации и  финансовых расчетов. Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями, а также бюджетными займами* позволит реально перейти к использованию  в практике бюджетной работы таких  показателей, как финансоемкость и  финансоотдача, от которых безусловно зависят последующие доходы бюджета [3, с. 247].

Все расходные  статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета  делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

В составе республиканского и местных бюджетов также создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление  социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных  стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли  быть предусмотрены при утверждении  бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной  финансовый (бюджетный) год.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны  с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных  доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2008 года профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы  Фонда социальной защиты населения - 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. - 368,6 млрд. рублей). Отношение  кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до 0,6% на 1.10.2008 г. [14].

В январе-сентябре 2008 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года профицит составлял 3,9% к ВВП)

В январе-сентябре 2008 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета  на 18,8% по сравнению с соответствующим  периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы  бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно  возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики - в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги - на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики  вызван необходимостью частичной компенсации  роста стоимости импортируемых  энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских  товаров на внутреннем и внешнем  рынках.

В январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета  на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта - доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации (рисунок 1.2). Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" - 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" - 2,3%.

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008 года в разрезе экономической классификации  преобладали текущие расходы - 80%, в том числе на заработную плату  рабочих и служащих и начисления на нее - 18,4%, субсидии и текущие трансферты - 46,8%, обслуживание государственного долга - 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных  вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.

Рисунок 1.2 - Функциональная структура  расходов консолидированного бюджета, в процентах  к итогу

Примечание - Источник: [14]

Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в январе-сентябре текущего года составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал  вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими темпами финансировалось  жилищное строительство. Ввод жилья  за счет бюджетных средств за девять месяцев 2008 года возрос в 1,5 раза по сравнению  с тем же периодом 2007 года и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-сентябре 2007 года - 3,7%).

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 25 355,6 млрд. руб., или 124,9% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2007 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23 242,7 млрд. руб., что на 24,5% больше, чем  в январе-сентябре 2007 года.

Почти четверть (23,7%) всех поступлений в республиканский  бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2007 года его объем увеличился на 21,8% в реальном выражении. В 1,5 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности. Удельный вес этого  источника доходов республиканского бюджета составил 29,3%.

Таблица 1.2 - Консолидированный  бюджет Республики Беларусь (в  сопоставимой структуре), млрд. рублей

 
  2006год 9 месяцев 
2007 года
2007 год 9 месяцев 2008 года  
1 2 3 4 5  
1. ДОХОДЫ - всего 38 391,2 34 254,4 48 048,9 47 986,0  
1.1 НАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ, из них: 26 929,0 24 116,7 34 235,6 34 181,4  
Подоходный  налог 2 480,1 2 119,2 3 081,0 2 820,2  
Налог на прибыль 3 140,8 2 710,0 3 837,1 573,8  
Налоги  на собственность 1 268,4 1 109,7 1 519,2 1 489,8  
НДС 7 364,8 6 125,7 8 669,6 8 523,7  
Акцизы 2 829,7 2 182,1 3 045,9 2 948,0  
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 2 068,7 4 297,8 6 281,3 7 436,0  
1.2 ВЗНОСЫ  НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ  СТРАХОВАНИЕ 9 287,7 8 156,3 11 256,7 10 407,7  
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ 2 174,5 1 981,3 2 556,7 3 396,9  
2. РАСХОДЫ  (функциональная классификация) 37 256,2 31 526,0 47 626,8 43 042,6  
2.1 Общегосударственные  расходы 4 936,9 4 240,6 6 471,1 5 809,6  
2.1 Национальная  оборона 998,8 765,1 1 206,2 935,5  
2.3 Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 1 719,2 1 444,1 2 062,7 1 654,0  
2.4 Национальная  экономика 7 600,9 6 714,2 11 189,0 11 471,3  
2.5 Охрана  окружающей среды 460,3 289,4 537,8 343,2  
2.6 Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство 1 674,0 1 424,2 2 152,5 2 162,0  
2.7 Здравоохранение 3 527,7 2 980,1 4 325,2 3 551,2  
2.8 Физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации 918,8 748,9 1 120,4 975,8  
2.9 Образование 4 788,4 3 836,0 5 547,3 4 674,3  
2.10 Социальная  политика 10 631,2 9 083,6 13 014,5 11 465,7  
РАСХОДЫ (экономическая классификация)          
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 29 444,7 25 681,7 37 417,8 34 443,8  
Заработная  плата 6 528,0 5 507,7 7 501,9 6 217,8  
Начисления  на заработную плату 1 801,0 1 505,2 2 048,8 1 695,7  
Выплата процентов 293,4 293,8 386,8 415,5  
Субсидии  и текущие трансферты 15 107,7 13 746,5 20 347,5 20 163,3  
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 7 608,9 5 403,3 9 596,5 8 053,9  
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 202,5 441,0 612,5 544,9  
3. Дефицит  (профицит) 1 135 2 728 422 4 943  
Финансирование -1 135 -2 728 -422 -4 943  
Внутреннее  финансирование -1 151 -2 617,4 -3 514 -4 813  
Внешнее финансирование 16 -110,8 3 091 -130  
Справочно:          
ФСЗН          
Доходы 9 384,6 8 276,1 11 421,7 10 558,3  
в т.ч. трансферты республиканского бюджета 115,4 12,2 12,2 0,0  
Расходы 8 491,1 7 302,6 10 484,8 9 232,7  
Сальдо 893,5 973,5 936,8 1 325,7  
           

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг