Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение
1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.3 Проблемы государственного долга
Заключение
Список источников литературы
Приложения
В качестве критериев
эффективности бюджетной
- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
- уровень выполнения бюджетных обязательств;
- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
- величину валютных
резервов, используемых для
- динамику валового внутреннего продукта;
- уровень безработицы;
- степень выполнения
законодательных и
Анализ бюджетной
политики, являющейся одним из основных
направлений экономической
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
Функционирование
государственного бюджета происходит
посредством особых экономических
форм - доходов и расходов, выражающих
последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного
Доходы бюджета
выражают экономические отношения,
возникающие у государства с
предприятиями, организациями и
гражданами в процессе формирования
бюджетного фонда страны. Формой проявления
этих экономических отношений служат
различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в
государственный бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежные средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Бюджетные доходы,
с одной стороны, являются результатом
распределения стоимости
Состав бюджетных
доходов, формы мобилизации денежных
средств в бюджет зависят от системы
и методов хозяйствования, а также
от решаемых обществом экономических
задач. В нашей стране, где собственником
преобладающей массы средств
производства до недавнего времени
выступало государство, доходы бюджета
базировались в основном на денежных
накоплениях государственных
Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его главенствующая роль вызвана тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства, так как является целью всех производителей товаров и услуг на рынке. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Наличие разных
форм собственности, их экономическое
соперничество вызывает необходимость
взимания налога не только с получаемых
доходов, но и со стоимости имущества,
которое прямым или косвенным
образом способствует росту дохода
предприятия. Поэтому налог на имущество
(в частности, на недвижимое и др.)
- неотъемлемая часть налоговой системы
страны при рыночных отношениях. При
его взимании реализуются обе
функции налога - и фискальная, и
экономическая. Первая - благодаря тому,
что налог на имущество обеспечивает
стабильные поступления в доходы
территориальных бюджетов, так как
вносится в первоочередном порядке
с отнесением расходов по его уплате
на себестоимость продукции (работ,
услуг); вторая - через заинтересованность
предприятия в уплате меньших
сумм, чем стимулируется стремление
плательщика быстрее
Важное место
в налоговой системе страны занимают
платежи за природные ресурсы: земельный
налог, плата за воду, лесной доход
и др. Одни из них вносятся из прибыли,
другие - за счет себестоимости. Значение
названных платежей в том, что
они играют не только фискальную, но
и стимулирующую роль, ориентируя
субъектов хозяйствования на более
эффективное использование
Не менее важен подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.
В белорусской системе налогообложения наряду с прямыми используются и косвенные, основным из которых является налог на добавленную стоимость. Этот платеж в бюджет количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж, которые могли функционировать только в системе фиксированных на государственном уровне оптовых и розничных цен.
Одновременно
с НДС в системе косвенного
обложения используются также различные
акцизы, устанавливаемые на отдельные
виды и группы товаров. Их введение
также обусловлено отменой
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме бюджетных поступлений. В дальнейшем, по мере завершения программы приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.
В итоге, доходы
бюджета можно подразделить на три
крупные группы: закрепленные, т.е. предписаны
к тому или иному уровню бюджета,
регулирующие или отчисления по регулирующим
доходным источникам. Ежегодно расписывается
процентное соотношение распределения
тех или иных налогов по уровням
бюджетов, дополнительные источники, устанавливаемые
территориальными органами власти самостоятельно,
а также дотации и субвенции
(строго целевые дотации), которые
поступают в нижестоящие
Согласно Закону Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» доходы республиканского бюджета составляют 54899262425 тыс. руб. (приложение А) [7].
В январе-сентябре
2008 года в консолидированный бюджет
поступило 47 986 млрд. рублей доходов
с учетом доходов Фонда социальной
защиты населения, или 85,2% годового плана
(за аналогичный период прошлого года
- 76,3% годового плана). В реальном выражении
это на 21,9% больше, чем за январь-сентябрь
2007 г. Отношение доходов
Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. В январе-сентябре текущего года опережающими темпами по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился ВВП (на 10,7%), еще более значительно возросли выручка от реализации продукции, работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении), прибыль до налогообложения (в 1,6 раза). Розничный товарооборот возрос на 22,7% вместо 13,7% в январе-сентябре 2007 года, объем внешней торговли товарами и услугами - на 53,9% вместо 21% за аналогичный период прошлого года.
Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за девять месяцев 2008 года динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за девять месяцев 2007 года динамичность доходов была 1,037).
Динамика ежемесячных
поступлений доходов в
Рисунок 1.1 - Реальные темпы роста доходов консолидированного бюджета (в % к предыдущему месяцу)
Примечание - Источник: [14]
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-cентябрь 2006-2008 гг., %
Показатели | январь-сентябрь 2006 | январь-сентябрь
2007 |
январь-сентябрь
2008 |
|
Налоговые доходы - всего | 70,9 | 70,4 | 71,2 | |
в том числе: | ||||
Налоги на доходы и прибыль | 16,3 | 15,2 | 17,0 | |
в т.ч. - подоходный налог | 6,4 | 6,2 | 5,9 | |
Налоги на фонд заработной платы | 1,8 | 0 | 0 | |
Налоги на собственность | 3,4 | 3,2 | 3,1 | |
Налоги на товары и услуги | 38,7 | 35,1 | 31,7 | |
в т.ч. - НДС | 19,0 | 17,9 | 17,8 | |
- акцизы | 7,5 | 6,4 | 6,1 | |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
5,4 | 12,6 | 15,5 | |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,8 | 23,8 | 21,7 | |
Неналоговые доходы | 4,3 | 5,8 | 7,1 | |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг