Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования

1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь

1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь

1.3 Формирование расходной части государственного бюджета

2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг

2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет

2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета

2.3 Проблемы государственного долга

Заключение

Список источников литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсач кривульки.docx

— 62.58 Кб (Скачать)

В январе-сентябре 2008 г. финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы  по разделам «Социальная политика» - 32,6%, «Общегосударственные расходы» - 22,3%. В январе-сентябре 2008 г. доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 2 112,9 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 3 438,5 млрд. рублей, или 3,7% ВВП. В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА  И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ

2.1 Понятие и виды  бюджетных дефицитов.  Бюджетный излишек.  Сбалансированный  бюджет

Одной из основных задач бюджетной политики государства  является регулирование дефицита госбюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета  превосходят его доходы. Государственный  долг - это сумма задолженности  государств своим или иностранным  физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают  внутренний и внешний государственный  долг [10, с. 35].

Бюджетный дефицит  и государственный долг тесно  взаимосвязаны. Ежегодный дефицит  может покрываться либо за счет роста  государственного долга, либо путем  эмиссии денег. Даже бездефицитный  государственный бюджет не может  свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень  внимательно.

Различают следующие  виды бюджетных дефицитов [8, с. 61]:

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета  является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической  политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система  налогообложения, система государственных  трансфертов (в том числе страхование  по безработице) и система участия  в прибылях. Создание эффективных  систем прогрессивного налогообложения  и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности  стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета  в условиях полной занятости. Циклический  дефицит нередко оценивается  как разность между фактической  величиной бюджетного дефицита и  структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры  бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие  первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. 
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. финансирование  государственными предприятиями  избыточной занятости в государственном  секторе и выплата ими заработной  платы по ставкам выше рыночных  за счет банковских ссуд или  путем накопления взаимной задолженности;

2. накопление  в коммерческих банках, отделившихся  на начальных стадиях экономических  реформ от Центрального Банка,  большого портфеля недействующих  ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных  долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты,  в конце концов, выплачиваются,  в основном, за счет льготных  кредитов Центрального Банка;

3. отдельные  операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование  Центральным Банком убытков от  мероприятий по стабилизации  обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству  (например, на закупки пшеницы,  риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования  коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также  рефинансирование Центральным Банком  сельскохозяйственных, промышленных  и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.) [9, с. 44].

2.2 Способы финансирования  дефицита государственного  бюджета

Существует три  основных способа финансирования дефицита госбюджета:

1. Монетизация  бюджетного дефицита.

2. Внешнее долговое  финансирование.

3. Внутреннее  долговое финансирование [11, с. 55].

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает  льготное финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего  долгового финансирования также  практически исчерпаны, что часто  является главной причиной высоких  внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные  валютные резервы ЦБ истощены, в  силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика  выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего  банковского финансирования) нередко  возникает сеньораж - доход государства  от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста  денежной массы над темпом роста  реального ВВП, что приводит к  повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения  уровня инфляции достигается так  называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками  сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что  характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы  для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может  не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных  платежей.

Альтернативные  возможности внешнего льготного  финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными  сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает  негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано  с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами  преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения  их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее  напряжение в бюджетно-налоговой  сфере.

Привлечение средств  из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться  относительно привлекательным вариантом  для переходных экономик в тех  случаях, когда:

- удается организовать  концессионное финансирование;

- на внутреннем  рынке ощущается дефицит капитала  при высокой внутренней норме  прибыли;

- торговый баланс  относительно благополучен при  наличии благоприятных перспектив  расширения рынка;

- первоначальные  размеры внешнего долга незначительны;

- первоочередной  задачей макроэкономической политики  является снижение вероятной  инфляции [9, с. 46].

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет  угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации  государственного займа размещаются  среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в  Центробанке. Однако последний может  скупить эти облигации на вторичном  рынке ценных бумаг и тем самым  расширить свои квазифискальные  операции, способствующие росту инфляционного  давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных  облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и  даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в  механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета  со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего  долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост бремени  внутреннего долга увеличивает  и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности  снижения напряженности в бюджетно-налоговой  сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех  случаях, когда:

- сложно контролировать  предоставление кредитов частному  сектору;

- внешнее долговое  финансирование относительно дорого  или ограничено из-за значительного  бремени внешней задолженности,  тогда как существующая внутренняя  задолженность незначительна;

- сопровождающая  переходный период инфляция достигла  высоких темпов или представляется  абсолютно неизбежной [13, с. 37].

Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит  создает серьезную угрозу для  развития общества, поскольку расшатывает  денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности  финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Согласно Закону Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете  на 2009 год» утвержден республиканский  бюджет на 2009 год по расходам в сумме 57699262425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого  объема доходов в сумме 54899262425 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета  на 2009 год в сумме 2800000000 тыс. рублей. Финансирование дефицита республиканского бюджета в 2009 году осуществляется согласно 
приложению Б [7].

Итак, в 2009 году планируется покрыть дефицит  государственного бюджета за счет:

- внутреннего  финансирования - на 87,1 % (2 437 753 375 тыс.  руб. / 2 800 000 000 тыс. руб. Ч 100);

- внешнего финансирования - на 12,9 % (362 246 625 тыс. руб. / 2 800 000 000 тыс.  руб. Ч 100).

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения  покрытия дефицита бюджета.

2.3 Проблемы государственного  долга

Государственный долг - это сумма выпущенных и  непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации  государством дополнительных средств  для покрытия своих расходов путем  выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные  займы подразделяются на облигационные  и безоблигационные. Владельцами  облигаций могут быть фонды социального  страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства  у национального банка и внешние  межправительственные займы [11, с. 55].

Информация о работе Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг