Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является анализ формирования и исполнения местного бюджета и разработка на этой основе направление совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений.
Цели исследования – проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.

Файлы: 1 файл

ХМ местный бюджет.docx

— 205.02 Кб (Скачать)

Исходя из вышеперечисленных проблем разработаем пути оптимизирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

В последние годы  реформирование местного самоуправления совместно с проводимой реформой бюджетного процесса в стране предопределяют высшую актуальность задач создания прочной денежной базы муниципалитетов, базу которой составляют местные бюджеты.

Во-первых проблемы эти связаны с повышением доходной доли районных бюджетов в основном с помощью налогов как важного условия сбалансированности бюджетов и реализации принципа самодостаточности районной бюджетной системы.

Надлежит отметить, что в следствии реформ межбюджетных взаимоотношений достигнута явная устойчивость в формировании доходов бюджетов всех уровней, случился значительный скачек в подъеме доходов.

Разветвленная система экономного регулирования, организуемая государством, не полностью гарантирует сбалансированность местных бюджетов. Реализация же их собственных прав и повинностей в этом вопросе лично связана с полномочиями наращивания собственного налогового потенциала, что и обязана принимать во внимание бюджетно-налоговая политика страны.

В этой связи заслуживают внимания, для начала, эти перспективные налоговые источники, как налоги на совокупный доход, на имущество и на доходы физических лиц.

Автономние власти заинтересованы в подъеме налоговых поступлений в районные бюджеты с помощью расширения и повышения налогооблагаемой базы, роста количества лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, подъема заработка горожан, живущих на той или иной местности. Плюсы налогообложения небольшого бизнеса более ощутимы непосредственно на местном уровне, так как создание всех требуемых условий и стимулов для его становления располагается в ведении конкретно муниципалитетов. Примерной моделью для обложения небольших фирм имеют все шансы работать промысловые налоги, использующиеся в Германии и Франции.

Небольшие фирмы представляют собой, в большинстве случаев, быстрореализуемые инвестиционные планы, требующие во много раз наименьших по сравнению с большими предприятиями начальных капиталовложений. Есть та сфера работы, в которую проще заинтересовать относительно небольшие сбережения на селения при малой поддержке местной администрации.

 По мнению автора  работы для решения вышеперечисленных  проблем Ханты-Мансийского автономного  округа необходимы следующие  мероприятия:

  1. законодательное закрепление налоговых полномочий местных органов власти;

  1. совершенствование методики исчисления отдельных видов налогов;

  1. повышение активности органов местного самоуправления в использовании собственных доходных источников района.

В рамках решения первой задачи представляется целесообразным принятие комплекса мер по совершенствованию системы распределения полномочий в отношении налогов и налоговой политики.

Для обеспечения местных бюджетов достаточными собственными финансовыми ресурсами и разграничения налоговых полномочий и доходных источников считаем необходимым законодательное закрепление части налоговых источников полностью, а регулирующих через постоянные процентные доли или разделенные налоговые ставки за региональными и местными бюджетами. В случае избыточности или недостаточности доходов, межбюджетное регулирование осуществлять путем установления временных нормативов от регулирующих налогов на ряд лет.

В условиях существования закрытого перечня региональных и местных налогов и отсутствия у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований полной свободы в определении ставок по ним возможности регионов и муниципальных образований по мобилизации собственных доходов представляются весьма ограниченными. В то же время, исходя из требований обеспечения относительно равной налоговой нагрузки на налогоплательщиков всех регионов и простоты налоговой системы, радикальное расширение налоговых полномочий субъектов Федерации и органов местного самоуправления представляется нецелесообразным. В качестве компромиссного решения этой проблемы представляется целесообразным предоставить органам местного самоуправления право устанавливать надбавки к ставкам региональных налогов в случаях и в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о соответствующих налогах.

Представляется целесообразным внесение следующих изменений в налоговое законодательство, регламентирующих разграничение налоговых полномочий между органами власти и управления различного уровня применительно к налогам, которые составляют основную долю налоговых доходов Ханты-Мансийского автономного округа. К ним относятся: налог на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество, земельный налог.

Налог на прибыль – основной источник налоговых поступлений в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа. Следовательно, лишать бюджет этого вида налога нельзя. Для увеличения налоговой базы необходимо содействовать развитию малого, среднего и крупного бизнеса района.

Платежи за пользование природными ресурсами. В целях увеличения налоговой автономии местных властей, возможно, следует рассмотреть вопрос о передаче отдельных полномочий по установлению налогов на добычу общераспространенных полезных ископаемых на местный уровень.

Налог на имущество. В ближайшее время (до введения налога на недвижимость) возможно наделение муниципальных властей правом увеличения ставки налога на имущества предприятий в размере до 3% с зачислением соответствующих доходов в муниципальные бюджеты – полностью либо в действующей пропорции (равными долями в бюджет субъекта Федерации и муниципального образования). Также возможен переход к зачислению установленной законом пропорции доходов в бюджеты муниципальных образований исходя из численности населения муниципальных образований (т.е. по подушевому принципу).

Вероятность увеличения доходов районных бюджетов с помощью налога на имущество физических лиц в значительной степени может быть реализована если соблюдать условие более полного учета в целях налогообложения рыночной цены данного имущества. По оценкам налоговых органов, поступления отданного вида налога при исполнении указанного условия обязаны примерно возрости в 10 раз, а в случае если при всем при этом и ставка налога станет установлена в объеме одного процента от рыночной цены построек, принадлежащих физическим лицам, то доля поступлений в доход районных бюджетов от осматриваемого налога обязана возрасти до 32% совокупного размера их заработков.

При введении налога на недвижимость возможен вариант введения двух налогов на недвижимость – местного налога на недвижимость организаций, полномочия по установлению которого принадлежат муниципальным районам, а также местного налога на недвижимость физических лиц, полномочия по установлению которого принадлежат автономним и сельским поселениям.

Налоги на совокупный доход. В целях повышения эффективности налогообложения малого бизнеса, а также в целях повышения заинтересованности муниципальных властей в создании стимулов для развития предприятий малого бизнеса на своей территории, представляется целесообразным передача полномочий по установлению параметров налогообложения в рамках специального налогового режима налог на вмененный доход.

Земельный налог. В перспективе предлагается перевести данный налог в категорию местных налогов, муниципальных районов с возможностью введения надбавки органами местного самоуправления автономних и сельских поселений. Представляется необходимым отказаться от централизации части средств данного налога в бюджетах субъектов Федерации.

Наряду с решением вопросов налогового федерализма (справедливого распределения налогов по уровням бюджетов) для укрепления доходной базы местных бюджетов, в современных условиях необходимо также совершенствовать методику исчисления уплаты отдельных видов местных налогов. И это, прежде всего, должно относиться к наиболее слабо отработанной области в отечественной налоговой системе - налогообложения имущества физических лиц.

Основным направлением изменения налога на имущество физических лиц должно стать существенное сокращение действующих льгот, т.е. осуществление равного подхода к собственникам имущества, независимо от отнесения их к какой-либо категории. Более целесообразно предоставлять льготу по экономическому смыслу, выводя из-под налогообложения имущество, служащее для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей (например, в жилье).

На федеральном уровне следовало бы установить необлагаемый минимум по налогу на имущество (со строений) в пределах социальных норм проживания, предоставив право органам местного самоуправления, исходя из экономических условий, устанавливать дополнительные льготы для групп плательщиков (а не для отдельных лиц) в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

При введении необлагаемого минимума следует учитывать семейное положение плательщиков, т.е. размер освобождаемого от налогообложения имущества должен увеличиваться в соответствии с количеством членов семьи налогоплательщика, совместно с ним проживающего.

Рассматривая перспективы развития налогообложения имущества, отметим, что на наш взгляд, более прогрессивно его построение на основе принципа личного обложения. Это подтверждает анализ действующей практики в странах с развитой рыночной экономикой, где налогом облагается вся совокупность имущества (движимого и недвижимого), но при этом обязательно учитываются долги и обстоятельства, возникающие в связи с владением этим имуществом. Во внимание также принимается семейное положение плательщика, поэтому необлагаемый минимум предоставляется на каждого члена семьи.

Хотя, с экономической точки зрения, в объект обложения следовало бы включать такие материальные активы, как ценные бумаги, депозиты, вклады, следует отметить, что обложение этих видов имущества в России и других странах-участниках СНГ пока преждевременно. Освобождение от налога названного имущества позволит заинтересовать население в активном использовании свободных денежных средств как источника инвестиционных ресурсов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог на наследование или дарения отнесен в группу местных налогов (ранее он относился к федеральным налогам). В этой связи следующая группа проблем связана с анализом действующей практики налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в Российской Федерации, и рассмотрением возможных путей ее совершенствования.

Необходимо устранение двойного налогообложения имущества, которое передается от юридических лиц в собственность физического лица. Этот переход должен подпадать под налогообложение доходов и не облагаться налогом с имущества, переходящего по наследованию или дарению.

База по налогу на имущество физических лиц может быть значительно увеличена, если решить проблему оценки и государственной регистрации строений, принадлежащих гражданам. Большинство таких строений не имеет инвентаризационной оценки. Если же строение было ранее оценено на какую-то сумму, то сумма оценки не отражает реальной стоимости строения.

Для регионов, которые не вводят налог на недвижимость важное значение имеет земельный налог. Лишь половина суммы земельного налога, который является местным налогом, поступает в местные бюджеты, что приводит к значительному снижению доходной части местных бюджетов. Более того, эти меры противозаконны. Противозаконность централизации средств земельного налога, поступающих от земель, находящихся в муниципальной собственности и, тем более, арендной платы за муниципальные земли, определяется ст.29 и 36 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Большие перспективы в увеличении сбора земельного налога в связи с передачей земли в частную собственность. Но и здесь необходимо решение кадастровой оценки земель.

В укреплении финансовых основ местного самоуправления должны принимать активное участие не только органы государственной власти, но и непосредственно органы местного самоуправления. За ними остаются функции правового регулирования бюджетно-финансовых отношений на местном уровне, а также принятие мер к развитию собственной финансовой базы. Для этого помимо эффективного налогового законодательства необходимы нормативно-правовые акты, предусматривающие конкретные меры финансового регулирования экономикой.

Органы местного самоуправления должны искать и находить различные пути оптимизации налоговых поступлений в местный бюджет. Например, наращивание налоговой базы в области платежей за пользование природными ресурсами или пользование инфраструктурой района.

Рассмотрим, в частности, пути увеличения поступлений в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа от платежей за пользование дорогами государственного и регионального значения. Платежи за пользование дорогами государственного и регионального значения являются важным источником налоговых доходов в связи с тем, что дороги Ханты-Мансийского автономного округа являются одними из наиболее оживленных, а налоги можно будет направить на их улучшение.

Размер арендной платы за пользование участком дороги как сумма минимальной ставки за проезд, откорректированная в зависимости от типа автомобиля, его мощности и частоты проезда.

В связи с тем, что в 2003 году дорожный налог был отменен, а вместо него был введен транспортный налог, что перестал быть целевым –  поступления от этого налога не обязательно должны тратиться на дороги. Однако все, что выше минимальных ставок, т.е. надбавки за долгосрочную аренду объектов, поступают в местный бюджет. Следовательно, местные органы власти должны быть заинтересованы в увеличении объемов пропускной способности дорог, а для этого необходимы инвестиции для их улучшения.

Информация о работе Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системе