Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является анализ формирования и исполнения местного бюджета и разработка на этой основе направление совершенствование бюджетных и межбюджетных отношений.
Цели исследования – проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.

Файлы: 1 файл

ХМ местный бюджет.docx

— 205.02 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

1.3 Местный бюджет в  системе бюджетного устройства  Российской Федерации

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (от 6 октября 2003 го. № 131-ФЗ) определяет сферу собственных полномочий местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения [5].

Кроме того, на базе крупных городов создается третий тип муниципальных образований – автономной округ, сочетающийся в себе признаки поселения, так и муниципального района. Заложенная в законе система межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами и позволяет создать стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов [21].

Вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления (полномочия органов местного самоуправления), можно условно разделить на пять основных групп:

  1. Организация местного самоуправления на соответствующей территории и его правовое закрепление в уставе и иных нормативных правовых актах муниципального образования – принятие и изменение уставов муниципальных образований, установление норм, обязательных к исполнению на территории муниципального образования, том числе ведение налогов, регулирование социально- экономического развития муниципального образования, установление порядка природопользования и т.д.
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение социально- экономического развития муниципального образования – от имени населения органы муниципального образования осуществляют права собственника в отношении: средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, имущества органов местного самоуправления, муниципальных земель и других природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности.
  3. Организация, содержание и развитие муниципальных служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.
  4. Осуществление международных связей, направленных на решение вопросов местного значения в пределах своей компетенции.
  5. Осуществления контроля за соблюдением нормативных правовых актов, действующих на территории муниципального образования, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления – организация и осуществление контроля представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц, внутренний контроль в исполнительно-распорядительной сфере.

К ведению органов местного самоуправления относятся: вопросы организации жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения, обеспечение материально-технических условий дошкольного и школьного образования, благоустройства территории, ряд других вопросов. Исполнение этих функций закрепляются отдельными статьями закона за каждым из уровней местной власти.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод автономних и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов автономних и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих автономних и сельских поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерами дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требованием, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации [19].

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов. Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
  • детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;
  • в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с Кодексом в бюджеты муниципальных районов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений;
  • определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджета поселений в бюджеты муниципальных районов;
  • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, полученные на обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также осуществляемые за счет их соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомления с указанными документами и сведениями в случае отсутствия возможного их опубликования. По проекту бюджета муниципального образования и годовому отчету о его исполнении проводятся публичные слушания [23].

Развитие местного самоуправления практически связано с решением вопросов местного значения, организацией территориального управления и социально-экономического развития сообществ. К предметам ведения местного самоуправления относится комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении. Новый закон, вступивший в силу 1 января 2006 года, закрепляет за органами местного самоуправления данные полномочия.

Развитие муниципального образования осуществляется главным образом за счет такого источника финансирования как местный бюджет. Однако в настоящее время, когда социально-экономическое положение многих российских городов оставляет желать лучшего, все чаще возникает вопрос о привлечении дополнительных финансовых ресурсов в экономику муниципальных образований. Бюджет развития призван аккумулировать инвестиционные средства, в целях поддержания процессов социально-экономического развития. Главная цель бюджета развития – корректирующие воздействие на структуру реального сектора экономики муниципального образования.

Бюджет муниципального образования и бюджета развития – разные по своей сущности и целевой направленности. Бюджет, как таковой, всегда содержит в своих функциональных разделах капитальные расходы инвестиционной и инновационной направленности. Поэтому бюджет развития должен быть самостоятельным. Стратегическая система управления муниципальными финансовыми потоками призвана обеспечить стабильное развитие муниципального образования и усилить экономическую самостоятельность. На сегодняшний день одной из проблем муниципального образования является отсутствие целостной методики управления имеющимися в их распоряжении финансовыми ресурсами, обеспечивающей достижение стратегических задач и непосредственное выполнение функций, возложенных на них законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На данный момент система составления бюджета развития работает по принципу – доходы определяют расходы. Если снижается доходная часть, то урезаются, прежде всего, отдельные статьи финансирования программ развития. Бюджет развития – сбалансированная совокупность заемных средств, выделяемых из бюджета муниципального образования на инвестиционные цели. Необходимо разделение текущих и капитальных расходов бюджета, выделив из них средства бюджета развития, с последующим его утверждения самостоятельного бюджета, имеющего отличные от бюджета текущих расходов источники поступления и направления расходования средств.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

 

2.1 Характеристика  Ханты-Мансийского автономного округа

 

Город Ханты-Мансийск находится на севере Свердловской области в 480 километрах от г. Екатеринбурга.

Муниципальное образование Ханты-Мансийский автономной округ было образовано в соответствии с итогами местного референдума, состоявшегося 17 декабря 1995 года.

В состав муниципального образования с центром в городе Ханты-Мансийске входят г. Ханты-Мансийск, сельские населенные пункты вида поселок: Баяновка, Бокситы, Калья, Покровск-Уральский, Сосьва, Третий Северный, Черемухово и село Всеволодо-Благодатское.

В таблице 1 рассмотрены контрольные параметры социально-экономических показателей Ханты-Мансийского автономного округа.

За период с 2011 по 2012 год оборот организаций по видам экономической деятельности вырос на 84,9%, инвестиции за счет всех источников финансирования вырос на 68,4%, ввод жилых домов за счет всех источников финансирования снизился на 51%, среднемесячная заработная плата 1 работника по видам экономической деятельности вырос от 11,5 до 20,9 %, среднесписочная численность работников по видам экономической деятельности выросла от 1,57 до 3,28 %, только в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды уменьшился на 2,87% , уровень охвата коллективными договорами остался на прежнем уровне, уровень безработицы к экономически активному населению снизился на 11,51%.

 

Таблица 1

Контрольные параметры социально-экономических показателей Ханты-Мансийского автономного округа за  2011-2012 год

 

Показатели

Ед. изм.

 

2011 год

 

2012 г.

Темп роста (спада),%

1

Оборот организаций по видам экономической деятельности

Млн. руб.

 

16300,0

 

30150,0

 

84,9

2

Инвестиции за счет всех источников финансирования

Млн. руб.

1398,5

2355,5

68,4

3

Ввод жилых домов за счет всех источников финансирования.

Кв. м.

2051,3

987,2

-51,87

4

Среднемесячная заработная плата 1 работника по видам экономической деятельности:

7.1. добыча полезных ископаемых

7.2. обрабатывающие производства;

7.3. производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

Руб.

 

31364

19574

14773

 

34981

22848

17872

 

11,5

16,7

20,9

5

Среднесписочная численность работников по видам экономической деятельности:

8.1. добыча полезных ископаемых;

8.2. обрабатывающие производства;

8.3. производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

Чел.

 

3710

1777

696

 

3832

1805

676

 

3,28

1,57

-2,87

6

Уровень охвата коллективными договорами

%

94

94,0

0

7

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

3,56

3,15

-11,51


 

 

В таблице 2 представлены социально-экономические показатели по жилищному строительству.

 

Таблица 2

Основные социально-экономические показатели за  2011-2012 год по жилищному строительству

 

Показатель

Единица

измерения

2011

2012

Темп роста(снижения),%

Ввод в эксплуатацию жилых домов (за счет всех источников финансирования по всем заказчикам, независимо от форм собственности)

тыс. кв. м

общей площади

 

 

2,0513

 

 

4,8

2,33

из него:

       

индивидуальными застройщиками

тыс. кв. м

общей площади

 

2,0513

 

1,4

0,682

Ввод в эксплуатацию жилой площади на 1 жителя

Кв. м

0,046

0,1

2,1739

Общая площадь жилищного фонда, в том числе:

тыс. кв. м

929,4

903,2

0,971

муниципальный жилищный фонд

тыс. кв. м

157,6

135,3

0,858

приватизированный жилищный фонд

тыс. кв. м

771,8

767,9

0,994

Средняя обеспеченность населения  площадью жилых домов*

кв. м

20,8

20,2

0,9711


 

 

*Без учета частного  сектора. Население 44656 человек.

Примечание. Развитие жилищного строительства в Ханты-Мансийском автономном округе сдерживается экономической ситуацией на рынке недвижимости. Основной ввод жилья в эксплуатацию за счет индивидуальных застройщиков.

 

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели по потребительскому рынку за  2011-2012 год

Информация о работе Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системе