Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:09, курсовая работа
Предмет исследования – расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* рассмотреть сущность и содержание расходов бюджетов;
* исследовать в каких формах осуществляется расходование бюджетных средств из федерального бюджета РФ, бюджета субъекта РФ (на примере областного бюджета Владимирской области), местного бюджета (на примере бюджета муниципального образования «город Владимир»);
* проанализировать понятия «бюджетный кредит», «бюджетная ссуда», «субсидии», «субвенции», «дотации», «трансферты»;
* выявить факторы, которые оказывают влияние на структуру расходов бюджетов всех уровней;
* ознакомиться с бюджетной классификацией РФ, в частности, изучить классификацию расходов;
* рассмотреть направления расходования средств из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ;
* выявить пути повышения эффективности расходования бюджетных средств.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Экономическая сущность расходов бюджетной системы Российской Федерации, их классификация 6
1.2 Направления расходования средств из бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета РФ за период 2006 – 2008 г. г. 18
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета субъекта Российской Федерации за период 2007 – 2009 г.г. (на примере областного бюджета Владимирской области) 23
2.3 Анализ состава и структуры расходов местного бюджета за период 2007 – 2009 г.г. (на примере бюджета муниципального образования Город Владимир) 28
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Повышение
эффективности бюджетных
Первое
направление включает в себя комплекс
мер по обеспечению полного
Второе направление предполагает внедрение программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета.
В январе 2010 года была разработана программа повышения эффективности бюджетных расходов. В соответствии с ней, через пару лет одним из главных подходов станет ориентированность трат на результат.
Бюджетирование, ориентированное на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования означает распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Этот метод планирования бюджетных средств предполагает:
Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется на основе реестра расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. При подготовке проекта федерального бюджета на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 г.г.впервые были использованы обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах деятельности, объеме и качестве оказанных услуг.
По мнению экспертов, подобная смена ориентиров потребует, прежде всего, иного отношения государства к самому себе.
Нововведение властей вызвано насущной необходимостью сбалансировать федеральный бюджет, в котором уже второй год подряд зияет большая дыра. Власти планируют в будущем сокращать дефицит бюджета, одновременно повысив эффективность отдачи каждого заложенного в нем рубля. Главная стратегия будет связана не с увеличением финансирования, а с увеличением отдачи уже достигнутого очень высокого уровня расходов. Даже в бюджете 2009 года, несмотря на кризис, расходная часть увеличились почти на треть. Загонять эти цифры еще выше в условиях посткризисного развития будет уже невозможно, и потому акцент будет сделан на повышение эффективности.
Одним из механизмов, которые позволят нацелить денежные потоки на выполнение конкретных результатов должны стать долгосрочные целевые программы. Через два года министерства и ведомства РФ будут вести большую часть своих расходов через ФЦП, поскольку только они имеют привязку к результату. Сейчас расходы бюджета по программно-целевому методу охвачены примерно на 15%. Остальные расходы осуществляются по сметам, по отдельным мероприятиям, которые министерства и ведомства в рамках своей работы планируют. И только федеральные целевые программы привязаны к результату.
Сами ФЦП трансформируются в долгосрочные целевые программы, которые охватят все расходы, находящиеся в распоряжении министерств и ведомств. Эта комплексная программа – она не ориентируется только на использование бюджетных средств, она ориентируется на достижение результата всеми средствами, которые находятся в распоряжении государства. Претерпит изменения и характер бюджета. Через два года бюджет будет представляться в новом разрезе – не по функциональным или ведомственным статьям, а в разрезе долгосрочных целевых программ.
Ориентированность на результат дает возможность достичь лучших результатов меньшими средствами, но при этом увеличивает существующие риски. Оценить эффект от новой инициативы пока сложно, поскольку это лишь часть того, что в свое время делали развитые страны, ориентируя свои бюджетные расходы на результат. Без ряда других факторов, например уменьшения роли государства в экономике, перспективы такого подхода весьма туманны.
Внедрение новой инициативы Правительство РФ может столкнуться с тремя проблемами:
Необходима прозрачность ФЦП, их обязательная публикация на сайтах министерств и ведомств, чтобы общество могло понимать, куда идут деньги налогоплательщиков. Сегодня этого нет. Есть опасность того, что чиновники найдут способ обойти необходимость отвечать за конкретные результаты, например, разрабатывая программы на очень длительный срок, за которой много что может произойти.[28]
Одним
из важнейших направлений является
реформирование системы государственных
и муниципальных унитарных, казенных
предприятий и бюджетных
Создается новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с законопроектом с 1 января 2011 года большая часть бюджетных учреждений, сохранив название, по статусу будет приравнена к автономным. Но в отличие от автономных на них будет распространяться закон о госзакупках. Меньшая часть бюджетных учреждений будет переведена в статус казенных.
В то время как бюджетный процесс в целом и взаимоотношения бюджетов бюджетной системы существенным образом изменились, бюджетов субъектов бюджетного планирования и финансовых органов на всех уровнях бюджетной системы существенным образом изменились за последние годы, финансовое планирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета, оптимизации бюджетных расходов внутри ведомств практически не претерпели изменений. Реализация новаций зависит от качества финансового управления (менеджмента) на уровне главных распорядителей бюджетных средств.
Таким образом, дальнейшая реформа бюджетного процесса должна сосредоточиться на внедрении в общественный сектор современных процедур финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент представляет собой внутренние правила и процедуры главных распорядителей бюджетных средств. Реформа финансового менеджмента ориентирована, главным образом, на создание условий и методологическое обеспечение внутренних преобразований и совершенствование процедур внутри главных распорядителей бюджетных средств.
Начиная с 2008 года Минфином РФ проводится ежеквартальный и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета, отчеты о котором направляются в Правительство РФ в составе ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета.
Конечным результатом решения данной задачи должна стать систематическая реализация главным распорядителем средств федерального бюджета мероприятий, направленных на повышение качества финансового менеджмента.[9]
Таким образом, исходя из вышеизложенного, повышение эффективности бюджетных расходов прежде всего связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. Наиболее приоритетным направлением в данной сфере является переход к бюджетированию, ориентированному на результат и повышение качества финансового менеджмента.
Обобщив
вышесказанное можно
Структура расходов бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
Для обеспечения сопоставимости показателей различных бюджетов, а также для организации эффективного и четкого бюджетного планирования в теории и практике финансов применяют бюджетную классификацию.
Расходы разных уровней бюджетов различаются в зависимости от функций, выполняемых разными уровнями власти.
Структура расходов каждого уровня позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной прерогативой государства.
Структура же расходов местных бюджетов формируется в зависимости от возможностей их доходной базы, экономического курса федерального правительства РФ и местных органов власти, осуществления определённых целевых программ, возрастания расходов на социальную защиту населения.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ.
Так на основе анализа мы увидели, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации за период 2006 – 2008 г. г. является финансирование за счет него общегосударственных расходов, расходов на оборону, экономику, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Значительную долю расходов в бюджете составляют расходы по обеспечению национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
Можно утверждать, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Изучив состав и структуру областного бюджета Владимирской области на период 2007 – 2009 г.г., можно сказать, что по-прежнему более 60 % расходов бюджета направлялось на социальные нужды, но при этом в структуре других расходов доля капитальных вложений выросла до 18,5 %. Можно утверждать, что свою положительную роль сыграл и такой основополагающий принцип областной бюджетной политики, как выравнивание бюджетной обеспеченности на душу населения.