Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* рассмотреть сущность и содержание расходов бюджетов;
* исследовать в каких формах осуществляется расходование бюджетных средств из федерального бюджета РФ, бюджета субъекта РФ (на примере областного бюджета Владимирской области), местного бюджета (на примере бюджета муниципального образования «город Владимир»);
* проанализировать понятия «бюджетный кредит», «бюджетная ссуда», «субсидии», «субвенции», «дотации», «трансферты»;
* выявить факторы, которые оказывают влияние на структуру расходов бюджетов всех уровней;
* ознакомиться с бюджетной классификацией РФ, в частности, изучить классификацию расходов;
* рассмотреть направления расходования средств из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ;
* выявить пути повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Экономическая сущность расходов бюджетной системы Российской Федерации, их классификация 6
1.2 Направления расходования средств из бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета РФ за период 2006 – 2008 г. г. 18
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета субъекта Российской Федерации за период 2007 – 2009 г.г. (на примере областного бюджета Владимирской области) 23
2.3 Анализ состава и структуры расходов местного бюджета за период 2007 – 2009 г.г. (на примере бюджета муниципального образования Город Владимир) 28
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

курсовая текст.docx

— 89.14 Кб (Скачать)

     Распределение и закрепление между бюджетами  разных уровней бюджетной системы РФ указанных расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.

     Порядок согласования распределения и закрепления  расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ. [2]

       Итак, исходя из вышесказанного, можно судить о том, что расходы разных уровней бюджетов различаются в зависимости от функций, выполняемых разными уровнями власти.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОСТАВА  И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ          БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ                 ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Анализ состава  и структуры расходов  федерального бюджета  РФ за период 2006 – 2008 г. г.

 

     В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и  расходам. Сбалансированность является основным принципом бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - надежный инструмент реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.[17]

       Важнейшая задача - обеспечить его  прозрачность для всех членов  общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов.[18]

     Проанализируем  состав и структуру расходов федерального бюджета РФ на 2006 – 2008 г. г. с помощью  Приложения 2.[34]

     Отчетные  данные свидетельствуют, о том, что расходная часть федерального бюджета РФ с каждым годом увеличивается. В 2008 году бюджет по расходам исполнен в сумме 7 566 638,72 млн. руб., что на 1 583 603,21 млн. руб. выше, чем в 2007 году. В свою очередь изменение расходной части 2007 года по сравнению с 2006 годом составляет +1 701 706,32 млн. руб.

      Таким образом, соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

     Из  расчетов видно, что основное место  в системе расходов занимает раздел 11 00 «Межбюджетные трансферты», на финансирование которого в 2008 году было отведено 35,35% средств федерального бюджета, что в сумме составляет  2 674 634,66 млн. руб.. По причине того, что функции по социальной защите населения реализуются посредством предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, данный раздел является самым крупным в составе расходов федерального бюджета.

     Таким образом, можно утверждать, что сейчас федеральный бюджет перегружен трансфертами, направляемыми в регионы на поддержку здравоохранения, образования и природопользования. При этом объемы финансовой помощи, предоставляемые из федерального бюджета регионам помимо Федерального фонда финансовой поддержки регионов, возрастают более высокими темпами, чем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.[9]

     Для предоставления финансовой помощи в  различных формах бюджетам других уровней в составе федерального бюджета создаются специальные фонды, предназначенные для конкретных видов финансовой помощи (Приложение 3).[4] У каждого из них свое назначение. Ежегодно федеральным Законом о федеральном бюджете определяется объем каждого из этих фондов и приводится в приложениях распределение их средств.

     К 2011 году Правительство РФ считает  целесообразным заменить субсидии из федерального бюджета субъектам РФ на дополнительные налоговые полномочия регионов, но актуален этот механизм будет после кризиса, когда повысится собираемость налогов, а субъектам потребуются средства для реализации инвестиционных проектов.[20]

     Практически расходы федерального бюджета –  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому три первые раздела, такие как «Общегосударственные вопросы»; «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» соответственно имеют значительный вес в расходной части данного бюджета.

     Расходы на национальную оборону предусмотрены  исключительно в составе федерального бюджета и составляют в 2008 году 1 040 840,42 млн. руб., то есть 13,76% расходной части, что на 208 945,02 млн. руб. выше, чем в 2007 году.

     Размер средств на финансирование общегосударственных вопросов и национальной безопасности в 2008 году примерно одинаков по процентному соотношению (11,04%), но по сумме составляет 835 194,96 млн. руб. и       835 564,40 млн. руб. соответственно. В целом видно, удельный вес расходов как по 01 00 разделу, так и по 03 00 имеет тенденцию к снижению, но необходимо учесть также, что в 2007 году в сравнении с 2006 годом финансирование общегосударственных вопросов в сумме было увеличено на 285 477,00 млн. руб. (1,20%).

     Другое  ключевое направление использования средств федерального бюджета - финансирование основных отраслей и инновационного развития экономики. Поэтому раздел 04 00 «Национальная экономика» в общей сумме расходов также имеет значительный вес. Так в 2008 году по отчетным данным бюджет по вышеназванному разделу был исполнен в сумме 1 025 009,99 млн. руб., что составляет 13,55% от общей суммы расходов. Необходимо так же сказать, что за три года, которые приведены в таблице, ресурсы, направляемые на финансирование национальной экономики, год от года увеличивались более чем на 300 млрд. руб. Из этого следует, что государственный сектор в российской экономике продолжает занимать ведущие позиции.

     В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Ассигнования на содержание данной отрасли в основном направляются из территориальных бюджетов, поэтому их доля в расходах федерального бюджета относительно невелика.[10] Как свидетельствуют данные таблицы, в 2008 году финансирование из бюджета по сравнению с 2007 годом сократилось на 165 454,46 млн. руб., что в процентном отношении составляет 3,22%.

     Несмотря  на снижение роли государства во многих сферах рыночной экономики, оно объективно вынуждено расходовать значительные средства на социальную сферу, науку и культуру. Вложения в развитие человека - важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и должны иметь значимый удельный вес в бюджете.[11]

     За  федеральными органами государственной  власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования. В соответствии с Законом об образовании установлена доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не менее 3% расходной части федерального бюджета.[9] Из данных таблицы видно, что расходы по данному направлению составляют в 2008 году 354 996,79 млн. руб., что на 60 385,31 млн. руб. выше, чем в 2007. Но также отчетные данные свидетельствуют и о том, что удельный вес данного раздела в составе общих расходов бюджета изменился, а именно уменьшился. Так, например, в 2006 году на финансирование образования направлялось 4,69% ассигнований федерального бюджета, а в 2008 – 4,97%, то есть расходы по данному направлению были урезаны в совокупности за три года на  0,27%.

     В составе федерального бюджета также  предусмотрены расходы по разделу 09 00 «Здравоохранение и спорт», удельный вес которых в 2008 году был равен 3,68%, что составляет 278 245,20 млн. руб. При этом видно, что по данному разделу государство ежегодно увеличивало объем финансовых ресурсов. Однако их вес в общем объеме расходов в 2007 году по сравнению с 2006 уменьшился на 0,16%. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.[8]

     Значительный вес в составе социально - культурных расходов федерального бюджета занимают расходы на социальную политику, которые предусмотрены разделом 10 00. В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[1] Бюджет по расходам в отношении данного раздела в 2008 году исполнен  в сумме  293 644,98 млн. руб., что почти на 80 млрд. руб. превышает показатель 2007 года. Их доля в общем объеме финансовых ресурсов в 2008 году составила 3,88%, что на 0,40% больше чем в 2007 году.

     Комплекс  «Культура» как отрасль представляет собой совокупность учреждений и  организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. [39]С культурой тесно связано искусство и кинематография. В целом бюджетные ассигнования из федерального бюджета по указанному разделу позволяют реализовать приоритеты государственной политики, поддержку отечественной кинематографии, сохранение и развитие творческого потенциала нации, интеграцию российской культуры в мировое культурное пространство, развитие теле- и радиовещания, печатных средств массовой информации. [40] Как свидетельствуют данные, расходы на данную сферу занимают незначительный удельный вес в составе общих ассигнований федерального бюджета, а именно в 2008 году они составили 1,17%, что на 0,04% ниже, чем в 2007.

     И, наконец, наименьшее значение со стороны  федерального бюджета уделяется  разделу 06 00 «Охрана окружающей среды». Расходы бюджета на охрану окружающей среды определяются из необходимости охраны объектов растительного и животного мира и среды их обитания, осуществления постоянного мониторинга загрязнения окружающей среды, а также осуществление гидрометеорологических исследований. Хотя расходы на финансирование данной функции государства в сумме увеличиваются, в 2008 году они составили 10 172,55 млн. руб., что в процентном соотношении составляет 0,13%.

     Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации за период 2006 – 2008 г. г. является финансирование за счет него общегосударственных расходов, расходов на оборону, экономику, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Значительную долю расходов в бюджете составляют расходы по обеспечению национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

     Расходы федерального бюджета являются общественно  полезными. Активная роль государства  в общественном воспроизводстве  и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели – обеспечению финансовыми  ресурсами федеральных потребностей.[27] 

2.2 Анализ состава  и структуры расходов  бюджета субъекта Российской Федерации за период 2007 – 2009 г.г. (на примере областного бюджета Владимирской области)

 

     Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий. На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований.

     Главное направление использования региональных финансов - финансирование социальной и производственной сферы. Рассмотрим данную тенденцию на примере конкретного бюджета, а именно областного бюджета Владимирской области.[9]

     Как свидетельствуют данные, представленные в Приложении 4,  расходная часть бюджета с каждым годом увеличивается. Так, например, в 2009 году она составила 31 038,35 млн. руб., что на 3 417,33 млн. руб. выше, чем по данным за 2008 год.

     Основной  вес в структуре ассигнований областного бюджета занимает раздел 1100 «Межбюджетные трансферты», на финансирование  которого в 2009 году выделяется почти  половина общего объема расходов, а  именно 46,99%. Тогда как, по данным 2008 года удельный вес трансфертов составил – 51,58%. Данные средства необходимы для оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам. Как и в составе федерального бюджета, в бюджете Владимирской области также создаются специальные фонды для оказания финансовой помощи муниципальным бюджетам (Приложение 5).

     Для предотвращения спада отраслей экономики, ее восстановления и стабилизации нужны  и бюджетные вложения, поэтому  заметное место в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на государственную поддержку и развитие отраслей производственной сферы экономики.[23] Так, в составе расходов областного бюджета Владимирской области раздел «Национальная экономика» занимает ведущее место, а именно на финансирование данного направления  в 2009 году выделяется 15,14%  суммарных ассигнований. Но также из отчетных данных видно, что всвязи с глобальным экономическим кризисом расходы на экономику претерпели изменения в сторону их уменьшения. А именно в 2009 году они составили 4 697,82 млн. руб., что на 124,20 млн. руб. ниже показателя 2008 года.

Информация о работе Бюджетная система РФ