Структура собственных доходов Федерального бюджета на 2004 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3 стр.
Общее понятие бюджета……………………………………4 стр.

Анализ доходов бюджета…………………………………...7 стр.


Заключение……………………………………………………….18 стр.

Список использованной литературы………………………….19 стр.

Файлы: 1 файл

Доходы бюджета.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

       К  о  н  т  р  о  л  ь  н  а  я     Р А Б О Т А 

По предмету: «Доходы бюджета» 

На тему: « Структура собственных доходов Федерального бюджета на 2004 год» 
 
 
 
 
 

Вариант №  4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………..3 стр. 

  1. Общее понятие  бюджета……………………………………4 стр.
 
  1. Анализ  доходов бюджета…………………………………...7 стр.
 

Заключение……………………………………………………….18 стр.

Список  использованной литературы………………………….19 стр.

 

Введение

 

Объектом рассмотрения в данной работе является бюджет, его  состав.

В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ, а также  конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации, опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России. Это и данные Госкомстата, характеризующие как чисто финансовые показатели Государственного бюджета, так и некоторые конкретные аспекты межбюджетных отношений в Российской Федерации.

 

Общее понятие бюджета

 

    Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что собственной представляет собой бюджет государства.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации:

Бюджет - форма  образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование. 

Для бюджета  как основного финансового плана  характерны следующие признаки: во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д. 
 

Бюджет как  правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми  планами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения.  

Финансовый план предприятия, представляющий собой  баланс доходов и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством - конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития. 

Финансовый план государства взаимосвязан и с  балансом денежных доходов и расходов населения. В доходной части баланса  показываются получаемая бюджета и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд.

В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в  Российской Федерации стали сводиться с дефицитом.

Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) - это  превышение расходов бюджета над доходами.

По методике Международного валютного фонда  размер первичного дефицита федерального бюджета определяется:

Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию государственного долга).

Профицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) это  превышение доходов бюджета над его расходами.

Безусловно, разбалансированность доходов и расходов свидетельствует  о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.

Анализ  доходов бюджета 

 

Исполнение бюджета  в январе - декабре 2003 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральными законами от 10 июля 2003 г. № 94-ФЗ, от 5 августа 2003 г. № 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральным законом "О внесении изменений в приложение 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год", Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" в связи с получением дополнительных доходов" и другими нормативными правовыми актами. 

В течение 2003 года в экономике страны имела место  положительная динамика основных макроэкономических показателей.

По данным Госкомстата  России, объем валового внутреннего  продукта за январь - декабрь 2003 года составил 6946,5 млрд. рублей, или 107,7 % к соответствующему периоду 2002 года. Темп роста объема производства промышленной продукции в 2003 году относительно 2002 года составил 109,0 %, инвестиций в основной капитал - 117,7 %, продукции сельского хозяйства - 105,0 %, грузооборота транспорта - 104,8 %, оборота розничной торговли - 108,9 процента. Прирост потребительских цен в декабре 2003 года к декабрю 2002 года составил 20,2 процента. Официальный курс рубля по отношению к доллару США по состоянию на 30 декабря 2003 года составил 28,16 рубля за 1 доллар США вместо прогнозного курса 32,0 рубля за 1 доллар США, учтенного в расчетах к федеральному бюджету на 2003 год.  

На положительную  динамику основных экономических показателей  значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть (в течение года цена на нефть колебалась в пределах 28 - 30 долларов США за 1 баррель и увеличилась по сравнению с 2002 годом в среднем в 1,6 раза) и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых производством импортозамещающей продукции, прежде всего в легкой промышленности (за январь - декабрь 2003 года объемы производства в легкой промышленности по сравнению с соответствующим периодом 2002 года увеличились на 22,0 процента). 

В 2003 году несколько  улучшилось финансовое состояние предприятий  и организаций и нормализовались производимые ими платежи и расчеты, что способствовало сокращению количества убыточных предприятий и организаций. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) хозяйствующих субъектов основных отраслей промышленности в январе - ноябре 2003 года увеличился в 1,8 раза по сравнению с соответствующим периодом 2002 года.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения увеличились  в январе - декабре 2003 года по сравнению  с 2002 годом на 9,1 %, общая численность  безработных сократилась на 17,9 процента.  

Темпы роста  цен производителей промышленной продукции (131,6 % в декабре 2003 года к декабрю 2002 года) существенно опережают темпы роста потребительских цен. Рост цен производителей промышленной продукции, а также произошедшее с августа 2003 года увеличение железнодорожных тарифов и повышение тарифов на электроэнергию стимулировали инфляцию издержек в отраслях производственного сектора и оказали негативное влияние на рост потребительских цен. Увеличение издержек снижает инвестиционную привлекательность основных отраслей промышленности, ограничивая потенциал экономического роста на ближайшую перспективу.

Сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует  о существенном отклонении важнейших  бюджетообразующих показателей от использованных в расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".

Утвержденные  статьей 1 Федерального закона "О  федеральном бюджете на 2003 год" объемы доходов и расходов федерального бюджета рассчитывались исходя из валового внутреннего продукта в сумме 5350,0 млрд. рублей, уровня инфляции - 18,0 %, цены на нефть - 16,4 доллара США за 1 баррель. Объем валового внутреннего продукта в 2003 году превысил принятый в расчетах на 1596,5 млрд. рублей, уровень инфляции - на 2,2 %, средняя цена на нефть - в 1,7 раза.

В целом положительная  динамика макроэкономических показателей  способствовала расширению налогооблагаемой базы и увеличению платежей в федеральный бюджет. За счет превышения в 2003 году уровня ряда макроэкономических показателей над учтенными в расчетах к федеральному бюджету были получены существенные дополнительные доходы федерального бюджета, что позволило практически в течение всего 2003 года исполнять федеральный бюджет с профицитом. 

По состоянию  на 1 января 2003 года остатки средств федерального бюджета на счетах в банках составляли 66282,8 млн. рублей. В январе - декабре 2003 года в доходы федерального бюджета поступило 1115906,3 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 251782,6 млн. рублей. Все поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления от продажи имущества, реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, составили 1509447,3 млн. рублей. За счет этих средств исполнены расходы федерального бюджета в объеме 956131,1 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 408422,3 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 8762,8 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2004 года остатки средств федерального бюджета на счетах в банках составили 136131,2 млн. рублей, или 14,2 % от произведенных расходов за январь - декабрь 2003 года.  

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" в связи с получением дополнительных доходов" доходы федерального бюджета по сравнению с первоначально утвержденными увеличены на 306061,1 млн. рублей, или в 1,4 раза, из них: по налоговым доходам - на 274873,6 млн. рублей, неналоговым доходам - на 1882,9 млн. рублей, по доходам целевых бюджетных фондов - на 29214,5 млн. рублей.

По оперативным  данным Счетной палаты Российской Федерации, доходы федерального бюджета в январе - декабре 2003 года составили 1109857,7 млн. рублей.

С учетом отчислений в Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и в Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации доходы федерального бюджета в январе - декабре 2003 года составили 1115906,3 млн. рублей, или 100,6 % от утвержденного объема.

В январе - декабре 2003 года налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 629374,8 млн. рублей, что составляет 56,4 % от общего объема доходов федерального бюджета, контролируемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - в сумме 358804,5 млн. рублей (32,2 %), контролируемые Министерством имущественных отношений Российской Федерации - в сумме 19114,1 млн. рублей (1,7 процента).

Информация о работе Структура собственных доходов Федерального бюджета на 2004 год