Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению Федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов за 2000-2010 гг., и их динамики. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
•раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов;
•провести анализ расходов Федерального бюджета за 2000-2010 гг. и определить динамику;
•сделать выводы согласно проделанной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов …………………4

1.Понятие и социально – экономическое назначение бюджетных расходов…………………………………….………………………..4
2.Принципы осуществления расходов бюджета…………………….7
3.Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа………………………………………………………………10
Глава 2. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2000-2007 гг…………………………………………………14

2.1. Финансирование социально-культурных мероприятий…………...16

2.1.1. Расходы на здравоохранение………………………………………16

2.1.2. Расходы на образование……………………………………………18

2.1.3. Расходы на пенсионное обеспечение……………………………..19

2.1.4. Расходы на науку…………………………………………………...20

2.1.5. Расходы на культуру……………………………………………….20

2.2. Расходы на оборону страны и национальную безопасность………21

2.3. Расходы на международную деятельность и государственный долг………………………………………………………………………...25

2.4. Финансовая поддержка регионов…………………………………...27

2.5. Расходы на управление………………………………………………29

Глава 3. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2008-2010 гг…………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………..43

Список литературы……..………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

     Любому  государству необходимо совершенствовать свою организационную форму управления экономической и социальной сферой, и российское правительство, осознавая  важность данной функции управления, претворяет в жизнь мероприятия, направленные на удешевление аппарата управления, который постоянно должен совершенствоваться. Понятно, что такого рода деятельность имеет еще и фискальное значение: благодаря сокращению расходов на управление экономятся денежные средства, которые могли быть дополнительно направлены на финансирование народного хозяйства и социальной сферы.

     Управление  государством финансируется за счет ассигнований, направляемых на решение  общегосударственных вопросов, общая  доля расходов на которые в бюджете расширенного правительства в Российской Федерации составляла в 2006-2007 годах 10-11 %.

     Это примерно соответствует аналогичным  долям расходов в бюджетах таких  стран, как Япония, США, Германия и  Франция (в среднем 13-15 %). В последнее  время эта доля расходов бюджета повсеместно снижается, например, за счет перераспределения бюджетных средств в пользу приоритетных, социально значимых инициатив.

     Наиболее  существенные статьи расходов на общегосударственные  вопросы в федеральном бюджете  в 2006-2007 гг., млрд. руб. 

Статьи  расходов 2006 2007
Расходы, всего 3514,3 4281,3
Общегосударственные вопросы 500,9 529,7
Судебная  система 42,4 59,7
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых  таможенных органов и органов  надзора 82,1 120,3
Международные отношения и международное сотрудничество 28,5 36,1
Государственный материальный резерв 22,1 42,2
Фундаментальные исследования 32,0 42,6
Обслуживание  государственного и муниципального долга 208,3 169,1
Другие  общегосударственные вопросы 68,7 39,0
 

     Далеко не все расходы, проходящие по разделу «Общегосударственные вопросы», в равной степени относятся к затратам на финансирование государственного управления и местного самоуправления. В федеральном бюджете объем расходов на государственное управление и местное самоуправление в 2006 г.- 13 млрд. руб., в 2007 г. – 15,2 млрд. руб. по сравнению с расходами в бюджете расширенного правительства 108,9 млрд. руб. и 139,1 млрд. руб. соответственно. 
 

 

     Глава 3. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2008-2010 гг.

     Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения  и повышения всех обязательств перед  гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год  составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 в сумме 7 465,45 и на 2010 планируется 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год составляют 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году планируются в размере 8 089,97 млрд. руб. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд.  руб. Следовательно, профицит не планируется.

     В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице. 

Расходы федерального бюджета 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  828,78 12,61% 899,84 12,08% 963,10 11,90%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  509,10 7,75% 566,74 7,61% 596,19 7,37%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 521,84 7,94% 642,61 8,62% 693,51 8,57%
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  702,32 10,69% 789,62 10,60% 528,55 6,53%
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  54,56 0,83% 56,29 0,76% 51,86 0,64%
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,33 0,14% 10,21 0,14% 10,96 0,14%
ОБРАЗОВАНИЕ  307,20 4,68% 313,64 4,21% 339,85 4,20%
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 83,81 1,28% 73,01 0,98% 67,58 0,84%
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 211,69 3,22% 245,22 3,29% 295,36 3,65%
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 270,86 4,12% 342,67 4,60% 396,54 4,90%
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2281,56 34,73% 2423,12 32,52% 2720,97 33,63%
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ 0,00 0,00% 186,30 2,50% 404,50 5,00%
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ 789,25 12,01% 901,88 12,10% 1021,00 12,62%
ВСЕГО 6570,30 100,00% 7451,15 100,00% 8089,97 100,00%
 

     Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2008 году доля расходования этих средств  составляет 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем  году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году.

     Бюджетные ассигнования федерального бюджета  по разделу «Межбюджетные трансферты»  характеризуются следующими данными:

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 2008 г 2009 г 2010 г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
Всего: 2 281,56 100,00% 2 423,12 100,00% 2 720,97 100,00%
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 375,54 16,46% 392,67 16,21% 411,07 15,11%
Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90% 300,74 12,41% 234,25 8,61%
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 163,74 7,18% 175,97 7,26% 191,01 7,02%
Иные  межбюджетные трансферты 69,75 3,06% 37,83 1,56% 43,86 1,61%
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов 1 355,34 59,40% 1 515,90 62,56% 1 840,79 67,65%
 

     Основную  долю в этом разделе занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». В среднесрочной перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует об увеличении расходования этих средств самого раздела.

     Что характерно следующих 4-х подразделов,  то они уменьшаются. Это говорит  о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

     Вторым  разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2010 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно увеличился по отношению к запланированному в 2008 году на  134,32 млрд. руб.. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов  и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

     Национальная  экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2008 году сумма составит 702,32 млрд. руб., в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

     К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая  вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

     Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

     Данный  показатель по прогнозу сейчас находится  на 3 месте, то уже в 2010 он займет пятое  место.

     В 2010 году произойдут изменения доли расходов в процентном соотношении  от общего объема расходов. Неизменными лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте  будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.

     Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона (он отмечен ярко голубым цветом) имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам. 

           
     

           

     Следующим разделом, удельный вес которого снижается  в общем объеме расходов, является образование, в 2008 году составит 4,68 %.  В динамике этот показатель падает,  к 2009 году  он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

     Раздел  социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель наращивает свой потенциал,  спрогнозировано, что в 2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций. Рассмотрим ниже структуру этого раздела, основное место занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

Информация о работе Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета