Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению Федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов за 2000-2010 гг., и их динамики. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
•раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов;
•провести анализ расходов Федерального бюджета за 2000-2010 гг. и определить динамику;
•сделать выводы согласно проделанной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов …………………4

1.Понятие и социально – экономическое назначение бюджетных расходов…………………………………….………………………..4
2.Принципы осуществления расходов бюджета…………………….7
3.Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа………………………………………………………………10
Глава 2. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2000-2007 гг…………………………………………………14

2.1. Финансирование социально-культурных мероприятий…………...16

2.1.1. Расходы на здравоохранение………………………………………16

2.1.2. Расходы на образование……………………………………………18

2.1.3. Расходы на пенсионное обеспечение……………………………..19

2.1.4. Расходы на науку…………………………………………………...20

2.1.5. Расходы на культуру……………………………………………….20

2.2. Расходы на оборону страны и национальную безопасность………21

2.3. Расходы на международную деятельность и государственный долг………………………………………………………………………...25

2.4. Финансовая поддержка регионов…………………………………...27

2.5. Расходы на управление………………………………………………29

Глава 3. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2008-2010 гг…………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………..43

Список литературы……..………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 505.00 Кб (Скачать)

    Публичность расходов бюджета заключается в том, что они представляют собой не просто денежные ассигнования, а финансирование деятельности государства и муниципальных образований в лице органов власти и управления, бюджетных учреждений, нацеленное на реализацию задач и функций государства. Содержание принципа адресности и целевого характера бюджетных средств и принципа публичности позволяет судить о важности соблюдения подразумеваемых ими требований для эффективного функционирования бюджетной сферы, а значит, о необходимости формирования режима подконтрольности распределения бюджета.

    3. Принцип эффективности и экономности  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные  органы и получатели бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Иными словами, исполнение расходов бюджета подразумевает направление материальных ресурсов на наиболее значимые мероприятия в действительно требующихся объемах, рациональность использования бюджетных средств.

    Рациональность  расходования средств бюджета прослеживается в конечных результатах финансирования («результативность» расходов).

    4. Расходование бюджетных средств  следует также подчинять принципу сбалансированности бюджета: объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

    5. Принцип полноты отражения расходов  бюджетов означает, что все расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ). Закрепление и реализация указанного принципа служат гарантией подконтрольности распределения бюджета, являются примером формы реализации контрольной функции финансов на конкретном их участке - бюджетной системе.

    6. Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития территории и реалистичность  расчета доходов и расходов  бюджета (ст. 37 БК РФ). Сущность данного принципа применительно к расходованию бюджетных средств подразумевает соответствие планируемых затрат действительно необходимым для развития общественно-территориальных образований мероприятиям, расчету и закреплению расходов в соответствии с их реальными финансовыми возможностями.

    Расходы бюджета осуществляются в рамках урегулированных нормами права  общественных отношений. Отсюда следует  принцип законности, т.е. предъявление к расходованию средств бюджетов требования четкого соответствия нормам закона в его широком понимании. Расходование бюджетных средств невозможно без правового оформления.

    Можно сформулировать и иные принципы осуществления  расходов бюджета. В частности, своевременность  финансирования. Этот принцип имеет  особое значение для социальной сферы.  

    1.3. Классификация расходов бюджета  с целью планирования и анализа 

    В связи с многообразием видов  и формрасходов бюджетов необходима их обоснованная группировка. Ее существование  является основой для планирования и анализа бюджетных расходов. В финансовой теории и бюджетном законодательстве может применяться целый ряд признаков классификации расходов бюджетов. Классификация расходов бюджетов бюджетной системы может производиться по следующим признакам:

    1. функциональное назначение;

    2. экономическое назначение;

    3. ведомственное назначение.

    Важнейшей является функциональная классификация, согласно которой расходы бюджетов группируются по выполнению основных функций государства и решению  вопросовместного значения, в том  числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. При этом функциональная структура расходов бюджета того или иного уровня позволяет охарактеризовать приоритеты бюджетной политики, обусловленные уровнем социально-экономического развития территории и важностью решаемых задач. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. В целом функциональная классификация расходов представлена:

    • расходами на оборону;

    • расходами, связанными с экономической  деятельностью;

    • расходами, связанными с социальным страхованием и обеспечением;

    • расходами, связанными с управление государством, обеспечением общественного  порядка и безопасности.

    В РФ согласно этому подходу бюджетные  расходы можно классифицировать следующим образом:

    1) общегосударственные вопросы; 

    2) национальная оборона;

    3) национальная безопасность и  правоохранительная деятельность;

    4) национальная экономика; 

    5) жилищно-коммунальное хозяйство; 

    6) охрана окружающей среды; 

    7) образование; 

    8) культура, кинематография, средства  массовой информации;

    9) здравоохранение, физическая культура  и спорт; 

    10) социальная политика;

    11) межбюджетные трансферты.

    Бюджетные расходы классифицируются в соответствии с экономическим характером операций на основе:

    а) учитывается возмездная или безвозмездная  производимая операция;

    б) на какие цели, текущие или капитальные, предназначены расходы;

    в) какие секторы или подсекторы экономики получают трансферты.

    Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим  лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Они включают в себя затраты на государственное потребление (текущие расходы государственных учреждений, содержание государственных отраслей народного хозяйства, экономической и социальной инфраструктуры, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, выплату процентов по государственному долгу, транспортные платежи и другие расходы. Как правило, данные расходы в целом соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Во всех звеньях территориальных бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.

    Капитальные расходы – платежи с целью  приобретения капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов. Они представляют собой те расходы бюджетов, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенных для инве¬стиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Эта группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития, главные статьи расходов которого - строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных, землеустроительных работ и др.

    МВФ рекомендует использовать экономическую  классификацию расходов бюджета, разделы  которого включают:

    1. Оплата труда работников;

    2. Использование товаров и услуг;

    3. Потребление основного капитала;

    4. Проценты;

    5. Субсидии;

    6. Гранты;

    7. Социальные пособия; 

    8. Другие расходы. 

    Классификация бюджетных расходов по ведомственному признаку является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителямсредств бюджета. Подобная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.  
 

 

      Глава 2. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета 2000-2007 гг.

     Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих  условий развития экономики, а также  защиты и поддержки отечественных производителей.

     В последние годы наибольшими темпами  росли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие водных ресурсов, связь  и информатику, а также транспорт. Эти средства направляются, в первую очередь, на финансирование мер по развитию соответствующих отраслей экономики, в том числе топливно-энергетического комплекса, космических исследований, сельского хозяйства, территорий и инфраструктуры и т.д.

     Согласно  оценкам, за 2007 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2 %, и этот рост был обусловлен как благоприятной внешней конъюктурой, так и повышением внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счет вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2007 года было предусмотрено 18,1 млрд. руб.

     Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.

     Для того чтобы не допустить сдерживания  экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций.

     При решении этой проблемы большие надежды  возлагаются на атомную энергетику. На эти цели в 2007 году выделено 18 млрд. руб.

     Развитие  российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. С учетом сложившейся ситуации необходимы ускоренная модернизация и разветвленность транспортной системы. Именно поэтому бюджетные расходы на эти цели увеличиваются. В 2007 году на развитие транспортной системы из федерального бюджета было выделено 181,6 млрд. руб. большая часть этих средств направляется на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям.

     В бюджете, помимо расходов на дороги федерального значения, предусмотрены расходы  на развитие дорожной сети внутри крупных  городов. В 2007 году из федерального бюджета  было потрачено 35 млрд. руб. на субсидии, связанные со строительством автомобильных дорог, бюджетам других уровней.

     В бюджете также предусмотрены  ассигнования на модернизацию парка  воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным  стандартам. Размер финансирования связанных  с этой целью мероприятий из федерального бюджета в 2007 году составил 10,3 млрд. руб.

     На  развитие морского транспорта 7,3 млрд. руб. Эти средства направляются на поддержание  конкурентоспособности торгового  флота и морских портов. Предусмотренные  меры поддержки будут способствовать повышению загруженности морских портов к 2010 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом, росту российского торгового флота, причем как численности судов, так и их совокупного водоизмещения.

     На  развитие железнодорожного транспорта 10,8 млрд. руб., что направлено на меры по обновлению и модернизации основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшение качества обслуживания.

     В последние годы активизировалась государственная  поддержка села, которая выражается как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии целевых федеральных программ и национальных проектов по российским сельским территориям. Одним из приоритетных направлений поддержки и развития сельского хозяйства является сохранение и восстановление почв и земель сельскохозяйственного назначения. Другим приоритетным направлением деятельности по поддержке сельского хозяйства является решение проблемы ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий сельских жителей, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. На реализацию этих планов в 2006-2010 годах предполагается выделить из федерального бюджета 65,5 млрд. руб. 

Информация о работе Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета