Социальное значение расходов непроизводственной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление путей оптимизации расходования бюджетных средств в области социально-культурной сферы на современном этапе.
Задачами курсовой работы являются исследование социально-экономической роли и содержания расходов непроизводственной сферы, характеристика расходов на социально-культурную сферу бюджетов различных уровней, анализ динамики и структуры расходной части бюджетов различных уровней на непроизводственную сферу, выявление проблем финансирования отраслей непроизводственной сферы, а также выявление основных направлений оптимизации расходования бюджетных средств в области социально-культурной сферы.

Оглавление

Глава 1. Социальное значение расходов непроизводственной сферы …3
1.1. Общее понятие бюджетных расходов государства………………………3
1.2. Расходы непроизводственной сферы в бюджетной классификации РФ..6
1.3. Социальное значение расходов непроизводственной сферы……………9
Глава 2. Анализ финансирования расходов бюджета на социально-культурную сферу ……………………………………………………………..11
2.1. Общий анализ бюджетных расходов на социально-культурную сферу...11
2.2. Расходы на образование…………………………………………………….13
2.3. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт…….….….16
2.4. Расходы на культуру, искусство и кинематографию ……….…………....19
2.5. Расходы на финансирование средств массовой информации……………22
Глава 3. Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе……………………………………………………………..25
3.1. Углубленный анализ расходов РФ на реализацию социальной политики в 2009-2011г………………………………………………………………………..25
3.2. Повышение эффективности социальной политики………………………26
3.3. Прогнозные результаты оптимизации финансирования социальной политики в РФ…………………………………………………………………...32
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     
 

    1.3. Социальное значение  расходов непроизводственной  сферы 

    За  годы независимости общими усилиями были поведены широкомасштабное реформирование экономики, государственного устройства и законодательства. Сделан значительный шаг вперед к рыночному хозяйству, зарождаются не только предпосылки, но и стимулы для самостоятельной экономической инициативы граждан. Рыночные отношения проникли и закрепились почти во всех сферах жизни общества. Я считаю это общей работой, работой каждого Россиянина и всех ветвей власти. При этом, следует отметить, что, решая взаимосвязанную цепочку задач по реформам, с особой осторожностью необходимо относились к ее социальному звену. Его особая хрупкость требует поэтапного подхода, постепенной адаптации к рыночным условиям.

    Можно условно выделить несколько последовательных этапов развития социальной сферы.На первых порах сказались причины, присущие переходному периоду. Сохранялись  прежние методы управления, отсутствовали необходимые финансовые средства и соответствующая правовая основа.На следующем этапе был заложен фундамент нового законодательства социальной политики.Одновременно разрабатывались важные программы, как составляющие компоненты модели развития социальной сферы.Все они были вызваны необходимостью быстрого реагирования на узловые проблемы и принятия упредительных мер. В России не было времени для раскачки. Именно поэтому, вполне естественно, они как по сути так и по форме имеют свои плюсы и минусы.

Позитивным является то, что в них четко определены болевые точки, дана картина реального положения вещей в каждом секторе и заложены механизмы постепенного перевода на рыночную основу.

Проявились  и слабые стороны. Изначально не был  учтен ряд серьезных факторов, которые повлияли на ход их выполнения. Из-за отсутствия необходимого опыта и должного финансового обеспечения, реализация программ началась вяло и с заметным запаздыванием.

Учитывая  общенациональную значимость этих программ, в нынешнее время необходимо серьезно проанализировать результаты их выполнения. Это надо сделать в каждом районе, в каждой области, в целом по стране.

    Уже сейчас ясно, что пришло время для  следующих логически неизбежных шагов. С подведения итогов сделанного и определения новых задач начинается следующий этап реформирования - создание комплексной модели развития социальной сферы в России в XXI веке. Необходимо придать ее реализации максимальную динамичность и придерживаться принципа целостного подхода.

    В дальнейшем, необходимо уделить больше внимания тем направлениям, в которых обнаружилась наша слабость - совершенствованию механизмов финансирования, законодательной базы, координации управления в социальной сфере.Важно добиться того, чтобы социальная сфера быстрее приспособилась к рынку и отвечала человеческим запросам.

Общеизвестно, ценность социальных преобразований определяется степенью улучшения качества жизни человека. Смысл проводимых реформ должен заключается именно в этом. Но для их полноценной реализации необходимы совместные усилия государства, общества и каждой личности.

    Настало время осознать, что успех социальной политики будет зависеть от рачительного использования имеющихся ограниченных возможностей, оптимального сочетания  государственных и общественных усилий и, само собой разумеется, от ответственности и инициативности каждого из нас.

    А следовательно, данная тема о функционировании и развитии отраслей социально-культурной сферы не только в России, но и  в других странах мира должна изучаться  с большей тщательностью.

Глава 2. Анализ финансирования расходов бюджета на социально-культурную сферу

    2.1. Общий анализ бюджетных  расходов на социально-культурную  сферу  

    В развитии отраслей социально-культурной сферы главной проблемой оставалось несвоевременное и не в полном объеме финансирование, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств региональных и местных бюджетов. Даже по защищенным статьям расходов финансирование осуществлялось не полностью.

    Система образования в России располагает широкой сетью образовательных учреждений различных видов и типов. По предварительным данным 821 тыс.рабочих и специалистов окончили учреждения начального профессионального образования, около 520 тыс. специалистов - учреждения среднего профессионального образования и почти 450 тыс. специалистов - учреждения высшего профессионального образования. В первом полугодии Минобразованию по отрасли "Образование" было предусмотрено направить из федерального бюджета 7181.7 млрд. рублей. Фактически профинансировано 5645.9 млрд.рублей, или 78.6%, из них 517.4 млрд.рублей - задолженность за предыдущий год. Учреждения дошкольного образования профинансированы в объеме 50.4% лимита на первое полугодие, учреждения начального и среднего общего образования - 65.7%, профессионально-технического образования - 64%, среднего специального образования - 100.17%, высшего образования - 84.3 процента.

    Образовательным учреждениям, как и прежде, не выделяются средства на оплату коммунальных услуг, проведение текущего и капитального ремонта. Крайне плохо финансируется инвестиционная программа. По отрасли "Образование" в т.г. предусмотрен лимит капитальных вложений за счет средств федерального бюджета в объеме 123.6 млрд.рублей (с учетом секвестра).Профинансировано 7.66 млрд.рублей или 6.2% годового лимита. В I полугодии т.г. введены общеобразовательные учреждения на 17.5 тыс.уч. мест дошкольные образовательные учреждения на 2.7 тыс. мест (50.4 процента).

    В результате неудовлетворительного  финансирования тяжелое положение  сложилось в здравоохранении. Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений находится в неудовлетворительном состоянии, сокращается коечный фонд в больницах, практически не производится капитальный и текущий ремонты больниц и поликлиник, увеличиваются задолженности учреждений здравоохранения по оплате за тепло- и электроэнергию.

    В I полугодии Минздраву открыто  финансирование на 1497.03 млрд. рублей, или 56% от планируемых 2674.13 млрд. рублей, в  том числе по заработной плате - 1085.22 (85 процентов). Задолженность по заработной плате с начислениями составляет 124.6 млрд. рублей, на питание - 54.3, медикаменты - 201.9, приобретение оборудования - 27.4 млрд. рублей.

В области  социальной защиты населения из предусмотренных  в бюджете на 2010 г. финансовых средств на реализацию мероприятий в сумме 30.7 млрд. рублей. Минфином профинансировано 12.05 млрд. рублей и по программе "Дети-инвалиды" из 39.98 млрд.рублей - 25.79 млрд.рублей. Из-за нехватки средств не обеспечиваются в полной мере некоторые виды компенсационных выплат детям-инвалидам и оказание помощи в санаторно-курортном лечении инвалидам I группы и участникам Великой Отечественной войны.

      Культура. В рамках федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (2007-2010 годы)" проведен ряд крупных мероприятий общероссийского и международного значения.Выпущен 61 киновидеофильм, что больше в 1.2 раза по сравнению с соответствующим периодом 2006 года (49 фильмов), из них только 26 с государственной поддержкой, что в 1.2 раза меньше чем за такой же период прошлого года.

    Совместно с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации продолжается работа по созданию Центров российской кинематографии. За первую половину т.г. открыто 9 таких Центров.

Госкино профинансировано за I полугодие в объеме 50.3 млрд.рублей, что составляет 26.4% от годового плана (с учетом секвестра).

В I полугодии  на текущее содержание телерадиокомпаний (с учетом секвестра) были предусмотрены  средства в объеме 362.4 млрд.рублей, в  том числе на заработную плату - 246.7 млрд.руб. и 115.7 млрд.руб. на материальные затраты. Минфин эти объемы профинансировал. Остается не погашенной задолженность по заработной плате региональным телерадиокомпаниям в сумме 38.5 млрд. рублей.

      Издательствами системы Госкомпечати  уменьшен выпуск печатной продукции. За 6 месяцев т.г. выпущено книг 28.7 млн.экз. (в условном 10-ти листном исчислении), что составляет 61% к соответствующему периоду прошлого года, выпуск учебной литературы составил соответственно 20 млн. экземпляров, или 62.9%, детской литературы - 1.6 млн. экз. или 49.2 процента. 

   2.2. Расходы на образование 

     
       В 2010-2013 годах финансирование образования будет происходить под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см.таблицу 1).Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таблица 1

  2010 г. (закон) 2011 г. 
(проект)
2012 г. (проект) 2013 г. 
(проект)
Общий объем, млрд. руб. 277,9 308,9 315,5 341,1
Доля  в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % 5,1 4,7 4,2 4,2
Прирост к предыдущему году, млрд. руб.   31,0 6,6 25,6
Прирост к предыдущему году, %   11,2 2,1 8,1
Рост  к уровню 2007 года, % 100,0 111,2 113,5 122,7
 

 

На развитие образования в предстоящей трехлетке  должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность  детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с 2006 годом, а численность учащихся в школе снизится на 6% (с 14,8 млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%.Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения.Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% - в 2008 году, 77,8% - в2009 году, 74,9% - в 2010 году (см. таблицу 2).

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу

    2009г. 2010 г. 2011 г.
Дошкольное  образование   1,0 1,0 1,0
Общее образование   1,0 1,2 4,6
Начальное профессиональное образование   3,9 3,9 3,4
Среднее профессиональное образование   9,6 9,9 9,9
Переподготовка  и повышение квалификации   1,3 1,4 1,4
Высшее  профессиональное образование   77,7 77,8 74,9
Молодежная  политика и оздоровление детей   0,1 0,1 0,1
Прикладные  научные исследования в области  образования  
 
0,5 0,5 0,5
         
Другие  вопросы в области образования   4,9 4,2 4,2
Итого по разделу   100,0 100,0 100,0

Информация о работе Социальное значение расходов непроизводственной сферы