Роль казначейства в исполнении бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование казначейского исполнения Федерального бюджета по доходам и расходам, а так же обзор счетов Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть роль казначейства в исполнении бюджета.
Проанализировать структуру казначейской системы.
Рассмотреть полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.
В первой главе курсовой работы рассмотрены: роль казначейства в исполнении бюджета, структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.
В третьей главе рассмотрены передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства.
В четвертой главе определен порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

Оглавление

Введение
1. Казначейская система исполнения федерального бюджета
1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета
1.2 Структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета
2. Полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов
3. Передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства
4. Порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ 1 Word.docx

— 47.03 Кб (Скачать)

К основным задачам  и функциям органов Федерального казначейства относятся7: 

учет налогов  и платежей, поступивших в доход  федерального бюджета на счет казначейства в банках; 

распределение в установленном порядке и  размерах доходов между бюджетами  различного уровня; 

возврат и зачет  между бюджетами сумм, ошибочно или  излишне уплаченных; 

учет льгот  и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и  перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами; 

взаимные расчеты  между бюджетами различных уровней; 

доведение лимитов  и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета; 

обеспечение целевого и эффективного расходования средств  посредством предварительного, текущего и последующего контроля; 

управление доходами и расходами федерального бюджета  на счетах казначейства в банках. 

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном  банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются  и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной  комиссией по вопросам финансовой и  денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. 

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета  базируется на определенных принципах8. 

Первый принцип  казначейского исполнения федерального бюджета - исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых  счетов бюджетополучателей. Лицевые  счета открываются для каждого  главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета (ст.254 Бюджетного кодекса РФ). На лицевом  счете отражаются суммы, которыми организация - бюджетополучатель может располагать  в процессе осуществления своей  деятельности. Таким образом, финансирование бюджетных организаций осуществляется путем зачисления средств на лицевой  счет распорядителями в соответствии с лимитами. 

Второй принцип  казначейского исполнения федерального бюджета - принцип осуществления  финансирования и принятия на себя денежных обязательств бюджетными организациями  в пределах лимитов. Лимиты бюджетных  обязательств устанавливаются на основании  бюджетных ассигнований (ст.224 Бюджетного кодекса РФ). В свою очередь, на основании  бюджетных ассигнований составляется смета доходов и расходов бюджетного учреждения (ст.221 Бюджетного кодекса  РФ). 

Третий принцип - принцип единства кассы (ст. 216 Бюджетного кодекса РФ). Наиболее точное определение  принципа единства кассы дано Н.Г.Нестеренко: «Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в  учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются поступающие  доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и  производятся предусмотренные бюджетом расходы»9. Таким образом, принцип  единства кассы следует отнести  к требованиям, объективно способствующим наилучшему управлению бюджетными средствами, установлению прочного государственного контроля за их полным поступлением и целевым расходованием. 

Четвертый принцип  казначейского исполнения федерального бюджета - принцип детальности. Детальность  исполнения бюджета достигается  за счет бюджетной классификации. Использование  бюджетной классификации позволяет  бюджетной организации более  детально планировать свои расходы, облегчает процесс составления  сметы, проведение анализа эффективности  произведенных расходов, позволяет  следить за целевым использованием бюджетных средств. 

Пятый принцип  казначейского исполнения федерального бюджета - принцип закупки товаров (работ, работ, услуг) на основе государственных  и муниципальных контрактов. Данный принцип позволяет своевременно контролировать платежи бюджетополучателей и исключать возможность закупки  по заведомо завышенным ценам. 

Шестой принцип  казначейского исполнения федерального бюджета - принцип финансирования расходов бюджетных организаций путем  зачета денежных средств (ст.235 Бюджетного кодекса РФ). 

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом несет ответственность за10: 

правильность  исполнения федерального бюджета, ведение  счетов и управление бюджетными средствами; 

финансирование  расходов, связанных с предоставлением  бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением  порядка, установленного Бюджетным  кодексом РФ; 

полноту и своевременность  перечислений бюджетных средств  получателями этих средств; 

своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств; 

доведение в  заданный срок уведомлений о бюджетных  ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных  средств; 

финансирование  расходов, не включенных в бюджетные  росписи; 

финансирование  расходов сверх утвержденных лимитов  обязательств бюджета; 

осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; 

исполнение предписаний  Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств. 

В настоящее  время, необходимо расширение сферы  деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации  и муниципальных бюджетов. Такой  подход не нарушает принципа самостоятельности  этих бюджетов. Все вопросы могут  быть решены в договоре между Федеральным  казначейством и соответствующими властными структурами субъектов  Федерации и местных органов  управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит  перераспределение средств между  бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах. Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансовых ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства. Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России. 

2. Полномочия  органов федерального казначейства  по кассовому обслуживанию исполнения  областного и местного бюджетов 

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями: 

производит распределение  доходов и иных поступлений между  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации по нормативам, установленным Бюджетным Кодексом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным  правовым актом представительного  органа местного самоуправления о бюджете  на соответствующий год, и их перечисление на единые счета соответствующих  бюджетов; 

открывает в  Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, устанавливает режим этих счетов в соответствии с Бюджетным Кодексом; 

устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 

устанавливает порядок открытия и ведения лицевых  счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; 

осуществляет  открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по поручению  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в соответствии с заключенным  соглашением открывает и ведет  лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств  бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов); 

ведет сводный  реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; 

доводит до главных  распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной  росписи и лимиты бюджетных обязательств; 

доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств; 

ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в  соответствии с Бюджетным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации; 

получает от главных распорядителей средств  федерального бюджета материалы, необходимые  для составления отчета об исполнении федерального бюджета; 

составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств  федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Министерство финансов Российской Федерации; 

составляет и  представляет в Министерство финансов Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных уполномоченными  органами управления государственных  внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальных  государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления; 

осуществляет  иные полномочия в соответствии с  Бюджетным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации либо полномочия, возложенные  Президентом Российской Федерации  и Правительством Российской Федерации. 

Органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая  кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих  бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета. 

Перевод бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов на кассовое обслуживание в территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (органы федерального казначейства) осуществляется по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления.

Органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе заключенных соглашений о  кассовом обслуживании исполнения бюджета  субъекта Российской Федерации либо местного бюджета с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  либо органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных данными соглашениями. 

Под кассовым обслуживанием  органами федерального казначейства исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов понимается учет территориальными органами федерального казначейства доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, средств, поступающих  от вышестоящих бюджетов. 

Органы федерального казначейства после заключения соответствующих  соглашений, для обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации  открывают лицевые счета на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов  Российской Федерации», а для обслуживания исполнения местных бюджетов - лицевые  счета на балансовом счете 40204 «Средства  местных бюджетов». 

Лицевые счета  открываются органами федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или  в кредитных организациях, в которых  соответствующему органу федерального казначейства открыт счет по учету  доходов и (или) средств федерального бюджета. При открытии счета в  учреждение Центрального банка Российской Федерации или кредитную организацию  представляется копия соглашения между администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и управлением (отделением) федерального казначейства о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета). 

Информация о работе Роль казначейства в исполнении бюджета